РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Cтуденты Центра изучения религий РГГУ в ГМИИ им. А.С. Пушкина
15.03.2024

Cтуденты Центра изучения религий РГГУ в ГМИИ им. А.С. Пушкина

15 марта 2024 г. студенты Учебно-научного Центра изучения религий под руководством доцента УНЦИР Е.В. Шаповаловой посетили Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.


В ходе экскурсии студенты познакомились с отдельными разделами постоянной экспозиции музея, обсудили роль ГМИИ в популяризации искусства как части духовной культуры, а также важную роль слепков в учебном и научном пространстве. На конкретных примерах рассмотрели, как менялся символический и образный ряд европейской визуальной культуры Нового времени: от раннего итальянского Ренессанса до периода Контрреформации.


Говорили об основных принципах иконографии религиозных сюжетов и факторах, влиявших на ее трансформацию. Один из самых знаменитых залов ГМИИ, Итальянский дворик, стал местом начала экскурсии и репрезентации основных тенденций развития ренессансной визуальной культуры на примере статуй кондотьеров и Давида. В зале итальянской скульптуры XV века студенты смогли рассмотреть копии работ Донателло, Гиберти, Брунеллески и обсудить основные принципы флорентийского искусства раннего Ренессанса. А также роль заказчика и его влияние на образный ряд произведений визуальной культуры. В частности, представителей дома Медичи. Эта тема была продолжена, когда речь зашла о Микеланджело и его творчестве в контексте культурной политики Лоренцо Великолепного. В ходе осмотра зала Микеланджело студенты обсудили особенности его скульптуры на примере «Пьеты», Моисея и рабов, аллегорических фигур, предназначенных для гробницы Медичи.


В центре внимания в зале собрания искусства Северного Ренессанса оказались, прежде всего, работы Лукаса Кранаха Старшего. Рассмотрели основные религиозные символы в живописи Кранаха, а также влияние Реформации на европейскую визуальную культуру. Сравнивая фламандцев и голландцев, поговорили об основных тенденциях искусства Контрреформации и развитии психологического портрета в протестантской среде (на примере работ Рубенса и Рембрандта).

В завершение экскурсии студенты обсудили, как религиозно-политический контекст влиял на визуальную культуру, и какие принципы были заложены в основу искусства Нового времени.

Текст: Е.В. Шаповалова
Фото: Е.В. Шаповалова