российский
государственный
гуманитарный университет

Музейный центр   Постоянные экспозиции   Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева, открытый 30 июня 1997 г., является отделом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и частью Музейного центра Российского государственного гуманитарного университета. В залах музея представлены слепки и копии с памятников искусства, хранящихся в главных музеях Парижа, Лондона, Берлина, Каира, Санкт-Петербурга, а также во многих музеях Италии, Германии, Нидерландов и др. Экспонаты (за единичными исключениями) не повторяют вещи, представленные в главном здании Музея изобразительных искусств.

 

12 июня 2018 г. в речи лауреата государственной премии за выдающиеся достижения в области науки и технологий, литературы и искусства, а также в области гуманитарной деятельности Президент ГМИИ имени А.С. Пушкина и один из инициаторов создания Музея в стенах РГГУ Ирина Александровна Антонова отметила: «Нам удалось передать более тысячи экспонатов, прежде всего слепков, которые были отреставрированы и приведены в экспозиционное состояние, в РГГУ, в музей, в гуманитарный университет Москвы. Это было огромное дело, потому что все эти памятники размещены в шести больших залах, и для студентов не может безнаказанно пройти то, что каждый день они видят эти замечательные великие произведения от Древнего Египта до эпохи Возрождения».

Годом ранее, на праздновании 20-летия открытия Учебного художественного музея в РГГУ Ирина Александровна также отмечала:

«Я испытываю огромное удовлетворение от того, как показаны экспонаты, как с ними знакомятся студенты, как они размещены и вообще от того, что они в этом доме значат. Думаю, для любого студента это не может пройти бесследно – почти каждый день видеть памятники, и древнеегипетские, и античные, и средневековые. Это своеобразный экзамен на восприимчивость к культуре, потому что накопление визуального багажа постепенно развивает и понимание.

Когда я училась в Институте философии, литературы и истории, к нам на первом курсе пришел человек, успевающий студент, сталинский стипендиат, и мы задали ему вопрос о том, какие книги надо читать, чтобы стать настоящим искусствоведом. Он ответил: ‘’На первом курсе уберегитесь от книг. Важно смотреть и постараться увидеть”. Позже мы поняли глубину и очевидность этой мысли. Памятники, которые здесь расположены, учат нас видеть, смотреть, понимать и проникать в глубины не только пластических искусств, но и всего того, что порождает тот или иной образ, будь это древнеегипетский фараон или античная Афродита, средневековый святой, или скульптура мастера времен Ренессанса. Все это – история, все это – осознание того, что такое есть художественный язык. И студенту гуманитарного университета надо овладеть пластическим языком, надо понимать, как на нем говорят. Первый шаг – постоянное нахождение перед глазами того обширного круга образов, мимо которых в РГГУ трудно пройти». 

В Учебном музее представлены даже некоторые разделы, длительное время отсутствовавшие в экспозиции на Волхонке, - такие как слепки с произведений египетской скульптуры, с аттических надгробий IV века до н.э., византийских и романских изделий из кости, со скульптуры Северного Возрождения. Имеются также отдельные слепки из предшествовавшей Музею небольшой коллекции Московского университета, изготовленные в 1850-е и 1880-е годы, из Румянцевского музея (1862 г.) и др. Открытый для публики, Учебный музей в то же время служит базой для студенческих занятий, возрождая цветаевскую традицию непосредственной связи музея с учебным процессом.

Экспозиция знакомит с основными этапами развития мирового искусства с древнейших времен до XVI века на примере наиболее выдающихся памятников. В ней можно увидеть большую статую фараона Хефрена и рельефы из гробницы Хесира, одного из Танисских сфинксов Аменемхета III и столб с законами вавилонского царя Хаммурапи, рельефы ассирийских дворцов и образцы скульптурного убранства афинского Парфенона, портретные статуи Софокла и Демосфена и другие знаменитые произведения.