РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


В РГГУ состоялась публичная просветит...


25.12.2023

В РГГУ состоялась публичная просветительская онлайн-лекция «Цветные революции»

25 декабря 2023 г. на площадке Института евразийских и межрегиональных исследований состоялась публичная просветительская онлайн-лекция д.и.н., профессора, руководителя центра изучения проблем «мягкой силы» и «цветных революций» факультета государственного управления МГУ им.М.В. Ломоносова А.О.Наумова на тему «Цветные революции».

В мероприятии приняли участие более 60-ти человек – студенты и магистранты РГГУ, профессорско-преподавательский состав Института евразийских и межрегиональных исследований, представители академического сообщества Белорусско-Российского университета, Кыргызско-Российского Славянского университета, Российско-Таджикского (Cлавянского) университета, Бишкекского государственного университета имени К. Карасаева. Модератором  и организатором мероприятия от ИЕиМИ выступила доцент, к.философ.н. И.Е. Ханова.

 С приветственным словом перед аудиторией выступил Президент РГГУ Е.И. Пивовар, который отметил важность проведения научно-просветительских мастер-классов, тематических встреч, лекций и других общественно-значимых, культурно-просветительских мероприятий, направленных на научно-просветительскую и воспитательную работу с молодежью.

 Актуальность проблематики «цветных революций» не вызывает сомнений. Их роль в развитии геополитических процессов, особенно на постсоветском пространстве, трудно переоценить. В контексте же непрекращающихся попыток со стороны коллективного Запада подорвать легитимность правящих режимов или вовсе осуществить свержение конституционного строя в странах Евразии, включая Российскую Федерацию и ее союзников по ОДКБ, ЕАЭС и ШОС, актуальность данной темы многократно возрастает.

 Свидетельством этого является позиция высшего российского руководства в лице президента В.В. Путина, который несколько лет назад прямо заявил о необходимости проведения анализа всех «цветных революций» последнего времени. Лектор отметил, что в последнее время нарастает геополитическая напряженность и турбулентность. Одной из ключевых причин данного процесса является нарушение норм международного права, незаконное вмешательство во внутренние дела суверенных государств. К подобной практике особенно активно прибегают западные страны, которые пытаются удержать полученное после окончания «холодной войны» доминирование всеми возможными способами. Для достижения своих целей на международной арене они
используют различные приемы геополитической инженерии, одним из которых в начале XXI века стали технологии по ненасильственной смене политических режимов-«цветные революции».

 В центре внимания лектора был вопрос о причинах успеха « цветных революций». В частности, лектор отметил, что мишенями для осуществления « цветных революций» не случайно служили страны, в которых система государственного управления функционировала далеко не лучшим образом. В этих условиях стабильность и даже выживаемость режима во многом зависела от наличия решительного и твердого, уверенного в себе и своем окружении лидера. Такого лидера не оказалось ни в одной из
стран. Большую роль в победе « цветных революций сыграло объединение разрозненной оппозиции и ее мобилизация на борьбу с режимом- процесс, в котором активнейшую роль играли западные специалисты. В заключении лектором были сделаны следующие выводы: « Цветные революции»- это продукт совместной деятельности внутренних и внешних сил, заинтересованных в
отстранении от власти представителей определенной политической группы и ее замене на другую, полностью лояльную по отношению к зарубежным кураторам. Для начала «цветной революции» в стране целого комплекса социально-экономических проблем и общественно-политических вызовов. Власти не могли или не хотели бороться с ними, чем и воспользовалась оппозиция, не обладавшая, однако, достаточными ресурсами для свержения режима и нуждавшаяся в мощной иностранной поддержке. Без активного вмешательства извне ни одна «цветная революция» не могла бы начаться, а тем более победить.

В конце лекции состоялась оживленная дискуссия в формате «вопрос-ответ», в рамках
которой участники смогли задать вопросы профессору.