РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Общая информация


Факультет истории искусства РГГУ

Факультет истории искусства был создан 14 декабря 1999 г.  С самого начала Факультет занял важное место в развитии Российского государственного гуманитарного университета. Первым деканом факультета истории искусства И. В. Баканова (до 2013 г.) и ученые Факультета внесли весомый вклад в становление РГГУ. Факультет – инициатор и организатор ряда общеуниверситетских структур. Среди них: Школа сравнительного изучения мировых религий, Этнологический центр, учебно-научный и просветительский центр «Русское зарубежье», Институт восточных культур.

Под задачи развития Факультета формировались новые факультетские структуры: учебно-научный центр реставрации и экспертизы музейных ценностей РГГУ (31.01.1995), Высшая школа реставрации (ВШР), международный учебно-научный центр египтологии им. В. С. Голенищева, учебный центр «Арт-дизайн», кафедра творчества, учебно-научный центр «История и экранная культура». На Факультете создавались такие подразделения, как Школа современного искусства (31.01.95). В ШСИ прошли обучение такие известные специалисты по современному искусству, как Ирина Кулик, Яков Каждан и другие. По инициативе И. В. Бакановой были созданы кафедра Творчества (зав. каф. Аренов, а затем С. Н. Коробков), центр изучения наследия Тышлера (рук. К. А. Светляков, зав. отделом новейших течений Третьяковской государственной галереи); Научно-образовательный и культурно-просветительный центр «Русское зарубежье» (открыт 28.09.1993), который был призван координировать научно-исследовательскую и учебно-методическую деятельность в области изучения культуры русского зарубежья. Факультет установил тогда первые контакты с представителями русской диаспоры в европейских странах. На основе первых материалов, полученных из Бельгии в январе 1995 года в РГГУ совместно с Министерством культуры РФ развёрнута первая выставка документов поэтессы А.С. Головиной («культура русского зарубежья 20 – 50-х  гг»). И. В. Баканова выступила инициатором использования музейной коллекции РГГУ в учебном процессе и сформулировала концепцию Образование средствами искусством (19.05.98).

В 1993 году кафедра Истории и теории культуры (зав. каф. Г. И. Зверева) факультета истории искусства (декан Сотникова) приступила к реализации новой образовательной программы по направлению «Культурология». Свой вклад в развитии науки о культуре внесли такие преподаватели кафедры, как И. В. Кондаков, С. А. Яценко. Ученые факультета активно разрабатывают проекты государственных стандартов подготовки музеологов, бакалавров истории искусства.

В настоящее время структурными подразделениями факультета истории искусства являются кафедры музеологии (зав. каф. А. А. Сундиева), теории и истории искусства (зав. каф. Л. Ю. Лиманская), истории русского искусства (зав. каф. И. Е. Печенкин), кафедра кино и современного искусства (зав. каф. В. А. Колотаев); учебный центр «Арт-дизайн» (руководитель Г. В. Волкова).

В настоящее время кафедра музеологии реализует направление подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», в рамках которого обучаются студенты по профилю бакалавриата «Выставочная деятельность» и магистранты по программам «Социокультурные проекты в музейной практике» и «Культурное наследие в пространстве музея: хранение и изучение».

Программы бакалавриата и магистратуры реализуется высоко квалифицированным коллективом преподавателей кафедры. Практически все они имеют ученые степени докторов и кандидатов наук.  Трое – доктора наук (С. И. Баранова, Л. В. Конькова, А. В. Чернецов), А. В. Чернецов имеет ученое звание профессора. Восемь преподавателей кафедры музеологии – кандидаты наук, двое – А. А. Сундиева, И. В. Баканова, М. А. Полякова – имеют ученое звание доцента.

Прочную связь кафедры с музейной отраслью обеспечивают И. В. Баканова – директор Музейного центра РГГУ, профессор кафедры Музеологии, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,   С. И. Баранова – хранитель МГОМЗ «Коломенское», В. В. Черненко – зав. отделом Государственного геологического музея им. Вернадского, Е. Н. Заклинская – научный сотрудник музея «Палаты бояр Романовых». Продуктивное сотрудничество кафедры музеологии с академическими институциями осуществляют ученые кафедры: А. В. Чернецов – зав. Отделом Института археологии РАН, В.В. Черненко – действительный член Горной академии, член бюро Музейного совета РАН.

Высокий профессиональный уровень коллектива кафедры дает возможность не только успешно осуществлять учебный процесс, но организовывать и проводить научные конференции, в том числе международного уровня  («Археография музейного предмета» - 2012 г.), проводить постоянно действующие научные семинары («Музеи мира – XXI век»). Преподавателями кафедры подготовлен большой объем научных публикаций: монографий – А. В. Чернецов (6); Л. В. Конькова (2); М. А. Полякова (2); Б.Л. Шапиро (2); учебных пособий и учебников – А. А. Сундиева (2); С. И. Сотникова (2); Л. Я. Ноль (1); М. А. Полякова (3); научных статей и журнальных публикаций. За время существования кафедры было защищено 7 диссертаций на соискание степени кандидата наук.

Преподаватели кафедры музеологии принимают участие в научных исследованиях поддерживаемых грантами, в том числе международных институций. В 1996 – 2001 гг. преподаватели кафедры (И. В. Баканова, В. Ф. Козлов, С. И. Сотникова, М. А. Полякова) являлись участниками Объединенного Европейского проекта по организации  правовой подготовки на факультете музеологии РГГУ (TEMPUS TACIS Pre-Joint Project № P JEP-3118-96) совместно с Ионийском университетом (Греция), Университетом Jean Monnet (Франция) и Юридическим колледжем (Манчестер).

В 1998 – 1999 гг. А. В. Чернецов был членом Institute for Advanced Studies (Института передовых исследований), в составе школы исторических исследований (Принстон, Нью-Джерси). А. В. Чернецов является руководителем археологической практики студентов-музеологов 1-го курса, которая проходит на базе Старой Рязани – эталонного, классического памятника средневековой русской археологии. В 1997 г. РГГУ выступил в качестве инициатора подключения Старорязанской экспедиции к Федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 – 2006 гг.».

Факультет Истории искусства в 2003 – 2006 гг. участвовал в международном проекте «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока», совместно с Государственным Русским музеем, Санкт-Петербург и Музеем Гетти, США (координатор от РГГУ – И. В. Баканова).

Среди преподавателей кафедры звание Заслуженного работника культуры РФ имеет С. И. Баранова, И. В. Баканова имеет звание "Почетный работник высшего профессионального образования РФ"; лауреатами научных премий являются: С. И. Баранова (Макариевская премия – 2007; премия  имени И. Е. Забелина – 2012;), М. А. Полякова (Макариевскася премия – 2015). Большинство преподавателей ведут большую общественную работу. С. И. Баранова является зам. председателя Московского краеведческого общества, членом Совета краеведов России. В. В. Черненко – действительный член Российского Минералогического общества, Почетный член Президиума НП АДИТ. М. А. Полякова – член правления Общества изучения русской усадьбы. Тесные контакты установлены нашими преподавателями с международными организациями: в течение шести лет А. А. Сундиева входила в Президиум ИКОМ России, в 2007 г. читала лекции для магистров Сорбонны; с 2013 г. А. Г. Лещенко является членом Президиума ИКОФОМ, осуществляя большую организационную работу, участвуя в ежегодных симпозиумах ИКОФОМа (в Рио-де-Жанейро – 2013; Париже – 2014; Цукубе – 2015); И. В. Баканова – член Российского комитета ИКОМ, участник  ежегодных конференций по линии ИКОМ в России и за рубежом.

Старший преподаватель кафедры музеологии С. М. Фазлуллин канд. географ. наук, член-корреспондент РАЕН, вице-президент Конфедерации подводной деятельности России заместитель председателя московского областного отделения Российского географического общества (РГО), руководитель комиссии «Морское, речное и подводное наследие» РГО, руководитель направления «погружение с научными целями» Всемирной конфедерации подводной деятельности, инициатор создании Научно-образовательной программы «Учебно-научный центр морского и подводного наследия» (решение Ученого совета РГГУ от 23.06.2015 протокол №7); руководитель учебно-научного семинара «Подводное культурное наследие и подводная археология».   

Студенческая жизнь музеологов (бакалавров и магистров) полностью соответствует общей научной атмосфере на кафедре и факультете – студенты активно участвуют в работе постоянно действующего семинара «Музеи мира – XXI век», выступают с докладами на ежегодно проводимых конференциях «Культурное наследие глазами студентов». С 2007 г. кафедрой  проводится ежегодная научная межвузовская студенческая конференция «Музей и национальное наследие: история и современность». В 2015 г. начала действовать студенческая Лаборатория музейных проектов и исследований», организованная при кафедре. Преподаватели кафедры активно привлекают студентов, магистранов и аспирантов к научно-исследовательской работе.

Также кафедрой музеологии успешно реализуется программа послевузовского образования «Музееведение; консервация и реставрация историко-культурных объектов». Отличительная особенность университетской образовательной программы подготовки музеолога – соединение фундаментального историко-культурного знания с широким спектром профессиональных дисциплин. Глубокая гуманитарная подготовка позволяет выпускникам работать в различных исследовательских центрах, изучающих проблемы истории, методологии и теории культуры, искусства, религии, музеологии, а также заниматься педагогической деятельностью. Дисциплины профессионального цикла обеспечивают возможности подготовки специалистов для практической работы, связанной с музейной деятельностью и по всем видам работы с культурным наследием.

Важным составляющим концепции образовательной программы направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», реализуемой кафедрой музеологии, представляет музей как полифункциональный институт, осуществляющий трансляцию традиционных культур, как инструмент современного межкультурного диалога. Кроме того, современная музеология и музейное строительство рассматривают музей в качестве средства развития личности на основе культурной самоидентификации. Наконец, данное направление подготовки учитывает особую роль музея в формировании основ экологической культуры современного человека. Методологической основой программы подготовки бакалавров-музеологов является системное представление о личности и обществе, человеке и природе, обществе и окружающей среде, земной цивилизации. Учебный план строится на принципе целостной общенаучной, гуманитарной и специальной подготовки студентов.

Ученым кафедры музейного дела, а с 1996 г. кафедры музеологии, принадлежит идея профессионального обучения историков искусства, которое началось на Факультете в 1996 году. Под цель подготовки искусствоведов была создана кафедра всеобщей истории искусств (зав. каф. Г. Н. Бочаров, а затем с 1998 года зав. каф. стала К. Л. Лукичева). В 1997 году открыта специальность «Искусствоведение», в рамках которой готовились также кураторы (специализация «Куратор современного искусства»), дизайнеры.

С самого начала кафедра всеобщей истории искусств (ВИИ) больше чем на 80% была укомплектована специалистами высочайшего уровня, выпускниками Отделения истории и теории искусства МГУ, где впервые в России началось обучение историков искусства, и где сформировалась авторитетнейшая искусствоведческая научно-педагогическая школа. Однако ученые кафедры ВИИ сумели создать оригинальную систему воспитания искусствоведов. Скрупулезная подготовка по истории искусств была погружена в широкий историко-культурный контекст. Студенты, наряду с детальным изучением истории искусств, осваивают также историю религий, театра, литературы, кино, фотографии, музыки.  Теперь эти дисциплины есть и в программах других вузов, где есть направление подготовки «История искусств». Позднее этот опыт стали использовать другие вузы, включая в программу подготовки «История искусств» творческие дисциплины. Но кафедра ВИИ впервые обеспечила системно-контекстный подход к истории искусств в образовательном процессе.

Кафедрой были реализованы и продолжают реализовываться действительно  уникальные направления: культура и искусство Швеции; искусство Италии; кураторство художественных проектов; консервация и реставрация художественных ценностей; искусство цивилизаций долины Нила. В образовательной деятельности факультета Истории искусства РГГУ серьезное внимание обращается на подготовку студентов для профессиональной деятельности в сфере современного искусства. Эта область обладает огромной социальной актуальностью. Объективно можно говорить о формировании на кафедре ВИИ факультета Истории искусства научно-педагогических школ в области истории искусства. Они заметны в таких актуальных с научной точки зрения направлениях, как теория искусства и исследования визуальности в искусстве, египтология и искусство Египта, ландшафтное искусство, искусство средневековой Руси и Византии, искусство дальневосточного региона. Научные школы активно реализуют себя, организуя и участвуя во всероссийских и международных конференциях, ежегодных многочисленных публикациях.

Проводилась систематическая работа для привлечения студентов и аспирантов к научным исследованиям. Уже более 10 лет подряд проводятся научные чтения для студентов и аспирантов, выпускаются  студенческие научные сборники, в которых публикуются результаты их исследований.
Факультет истории искусства с самого начала установил прочные профессиональные контакты с ведущими российскими музеями: ГМИИ им. Пушкина, ГТГ, Музеями Кремля, ГИМ, Государственным Эрмитажем, музеями Новгорода и Пскова, центрами и музеями современного искусства в Москве. Их сотрудники часто непосредственно участвуют в образовательном процессе, обеспечивая ряд учебных курсов, на их базе наши студенты проходят практику, в них успешно трудятся многие выпускники факультета истории искусства.

На факультете сложились такие научные школы, как «Теоретико-методологические проблемы истории искусства»; «Ландшафтное искусство мира», «Проблемы искусства Византии»; «Проблемы художественной культуры средневековой Руси» (постоянно действующий научный семинар, с участием специалистов из московских музеев, руководитель - канд. искусствоведения, доц. Н. В. Квливлидзе).

Кафедра всеобщей истории искусства была преобразована и на ее базе возникло два подразделения: кафедры теории и истории искусства (зав. кафедрой д-р искусствоведения, проф. Л. Ю. Лиманская)  и истории русского искусства (зав. кафедрой, И.Е. Печенкин).

Кафедра  Теории и истории искусства

В рамках направления подготовки «История искусств» кафедрой реализуется профили бакалавриата «История русского искусства» и «История зарубежного искусства», две магистерские программы: «История западноевропейского искусства XV - XX вв.: контексты и интерпретации» и «Теория и история русского и советского искусства: интеграция в зарубежные контексты».

Ведут дисциплины соответствующих программ бакалавриата и магистратуры  высоко квалифицированные преподаватели кафедры. Практически все они имеют ученые степени докторов и кандидатов наук.  Трое имеют степень доктора наук и ученое звание профессора (Л. Ю. Лиманская, Б. М. Соколов). Десять преподавателей - кандидаты наук и доценты.

Среди преподавателей-совместителей есть музейные работники и преподаватели имеющие большой опыт музейной работы, что позволяет осуществлять прочную связь с музейной отраслью (А. В. Познанская – ст. научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина, Е. В. Долгих, З. Г. Малаева – сотрудники Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства). Ряд преподавателей являются представителями академических структур (А. А. Аронова, Е. А. Лазарева - ст. научные сотрудники ГИИ).

Высокий профессиональный уровень коллектива кафедры дает возможность не только успешно осуществлять учебный процесс, но организовывать и проводить научные конференции международного уровня. Под руководством Б. М. Соколова прошли такие крупные международные конференции, как «Ландшафтное искусство мира: человек в саду»,  «Ландшафтная культура мира: развлечение и польза», под руководством Е. А. Хрипковой и Н. В. Квливидзе подготовлена и проведена международная конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность», под руководством Л. Ю. Лиманской «Проблемы теории и истории искусства Нового и Новейшего времени: опыт естествознания и эволюция жанровых форм».

Преподавателями кафедры подготовлен значительный объем научных публикаций, монографий и научных статей и журнальных публикаций. Б. М. Соколов, А. А. Аронова, Е. А. Лазарева активно участвуют в телевизионных проектах и радиопередачах.

Преподаватели кафедры принимают участие в грантах, в том числе международных. Большинство преподавателей ведут большую  общественную работу, являются членами ассоциаций и союзов: Ассоциации историков искусства (АИС), Ассоциации историков и художественных критиков (AICA), Московский союз художников (отделение художественной критики (МСХ); Российский союз художников (РСХ). Тесные контакты установлены нашими преподавателями с международными организациями, с Ассоциацией историков и художественных критиков (AICA), ЮНЕСКО.

Зав. кафедрой Л. Ю. Лиманская руководит научным направлением «Теория,  методология и историография истории искусства Нового и Новейшего времени». В рамках тематики этого направления регулярно проводятся семинары, круглые столы, конференции, разрабатываются спецкурсы преподавателями кафедры: Н. В. Квливидзе, Э. Г. Швец, Е. А. Хрипковой, М. Г. Пивень).  

На кафедре сложилась научная школа «Теория и история ландшафтного и садово-паркового искусства», руководитель проф. Б. М. Соколов. Он ведет регулярный учебно-научный семинар, спецкурсы, руководит дипломами, магистрами, соискателями. По проблемам теории и истории садово-паркового искусства проводятся ежегодные международные научные конференции, готовятся к печати сборники научных статей. В  рамках этого направления работают: доц. А. А. Аронова, доц. М. Г. Пивень.

Научное направление «Теория и история искусства  Западной и Восточной Европы от Ренессанса до Нового времени»  разрабатывается доц. А. А. Ароновой, доц. Н. В. Квливидзе, доц. Е. А. Хрипковой, доц. М. Г. Пивень, доц. О. А. Назаровой, доц. А.В. Познанской.  Преподаватели этого направления ведут научные семинары, читают курсы и спецкурсы для бакалавров и магистров, руководят дипломами и курсовыми работами, магистерскими диссертациями, участвуют в  разработке и проведении учебно-ознакомительных практик.

Направлениями «Теория и история декоративно-прикладного искусства Новейшего времени» и «Экспертиза памятников декоративно-прикладного искусства» руководят доц. Е. В. Долгих, доц. З. Г. Малаева. Преподаватели ведут научные семинары, читают курсы для бакалавров и магистров,  руководят дипломами и курсовыми работами, привлекают студентов и магистров к участию в музейной, экспертной, аукционной и галерейной работе.

Кафедра активно вовлекает студентов в научную жизнь. Они участвуют в работе постоянно действующих научных семинаров, конференций, выступают с докладами на ежегодно проводимых конференциях «История искусства глазами студентов», на «Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2014», на конференции «Ломоносов 2015»; аспирантка кафедры А. Н. А.Б. Езерницкая (научный руководитель Л. Ю. Лиманская)  заняла первое место по секции «Историческое искусствознание» на ХХІ международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», 13-14 апреля 2015 г..

Об эффективности реализации основной образовательной программы «История искусств» свидетельствует профессиональная ориентация выпускников кафедры. Большинство выпускников работает в крупнейших московских музеях – Государственном историческом музее, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном центре современного искусства, Государственном литературном музее, Музее Истории Москвы, музеях-усадьбах «Останкино», «Архангельское», «Кусково». Успешно работает группа выпускников в Мультимедиа Арт Музее, ряд выпускников защитили или пишут диссертации,  работают в Государственном институте искусствознания, в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, являются редакторами крупных издательств, сайтов, работают в СМИ.

Учебный центр  «Арт-дизайн» является структурным подразделением факультета истории искусства РГГУ. Центр был образован в двухтысячном году. Основной деятельностью учебного центра является подготовка студентов по направлению «Дизайн», профиль «Дизайн среды» и «Графический дизайн», магистерской программе «Графический дизайн». «Арт-дизайн» - современная, соответствующая  образовательным стандартам структура, обеспечивающая высокий уровень подготовки бакалавров и магистров, является органической частью динамически развивающегося университета. Среди приоритетных направлений учебного центра - активное включение студентов в выставочную деятельность, что является неотъемлемой частью интеграции в профессиональную сферу будущих специалистов.

Концептуальной основой деятельности учебного центра является принцип органичного объединения классического художественного образования с современными цифровыми технологиями видения предметного мира. Принцип «образование средствами искусства», заложенный в основу деятельности и программу РГГУ, и подтверждаемый наличием  в составе РГГУ учебно-художественного музея, где находится большинство слепков из собрания И. В. Цветаева, органично вписывается в педагогическую деятельность учебного центра «Арт-дизайн». Прекрасную базу для обучения будущих художников-дизайнеров создаёт Музейный центр РГГУ, являющийся хранилищем первоклассных копий знаменитых памятников мировой культуры - искусства Древней Греции, Древнего Рима, Передней Азии, Средних веков, Возрождения, а также коллекция произведений искусства советского андеграунда из собрания М. М. Алшибая, музей Искусства Древней Мексики. Становясь художниками в музейных залах университета, студенты под руководством преподавателей сами активно участвуют в организации  и освоении архитектурно-средового пространства Университета.

Творческий характер обучения обуславливает новые формы и методы в технологии обучения. Индивидуальный  подход обобщает знания и умения, полученные в результате освоения общепрофессиональных дисциплин учебного плана: рисунка, живописи,  архитектурной и проектной графики, художественного и инженерного конструирования, компьютерных технологий в дизайне.

Профессорско-преподавательский состав

В Учебном центре работает  сплоченный коллектив преподавателей, опытных педагогов и художников, каждый из которых имеет свое индивидуальное творческое лицо и авторскую методику преподавания. Руководитель центра, активный член Союза фотохудожников, Вице президент Лиги московских художников «Метрополис»  Галина Викторовна Волкова планомерно развивает преподавательскую, научно-исследовательскую деятельность, выводя учебный центр на международный уровень.

В составе преподавателей центра – Заслуженный художник РФ, профессор Г. В. Животов,  кандидат архитектуры, профессор Н.В. Мельникова, кандидат искусствоведения, профессор Г.С. Крамаренко; профессор А.В. Логинов, доценты -  П.Д. Проценко, Г.И. Кобзева, А.Н.Чернов, А.Н. Шулика, Т.И. Борисова, В.А. Писаревский, А.Г. Мельников, Е.А. Ененко, преподаватель Е.А. Ермакова, многие из которых являются членами Союза дизайнеров РФ.  Этот педагогический коллектив обеспечивает не только преподавание на самом высоком современном уровне, но и является неотъемлемой частью визитной карточки университета.

Обеспечение учебного процесса

Преподавание ведется по дисциплинам, базовая часть которых состоит из практических занятий по проектированию, архитектурно-дизайнерскому моделированию, макетированию в дизайне среды, живописи, рисунку, основам композиции, организации проектной деятельности, компьютерному моделированию, фотографии. Теоретическая часть обучения состоит из дисциплин общеобразовательного характера, таких как философия, социология, история искусства.

Обладая достаточным аудиторным фондом, руководство учебного центра  обеспечивает оборудование специализированных классов – студий: рисунка, живописи, проектирования, графики. Преподавание этих дисциплин составляет  «классическую» основу образования художника-дизайнера. Наличие в составе кафедры современного компьютерного класса на базе iMac позволяет вести преподавание основополагающих для будущих дизайнеров дисциплин по изучению  шрифтовых основ, векторной и пиксельной графики, макетированию, типографике, проектированию и визуализации в среде программ Adobe Photochop и Adobe Illustrator, Adobe InDesign, Adobe Lightroom, Graphisoft Archicad, 3D Max.

Международная деятельность

Учебный центр «Арт-дизайн» принимает активное участие в международных образовательных программах, конференциях, семинарах, симпозиумах; организует стажировки, совместное обучение студентов, конференции. В Центре российского образования в Праге в 2009 году было организовано два форума, один из которых был посвящён перспективам российско-чешского сотрудничества в образовательной сфере. В 2010 году в рамках проведения «Недели российской культуры и образования» в Мексике обсуждались планы научно-образовательного сотрудничества между РГГУ и университетом г. Халапа. В 2011 году была проведена конференция по региональному сотрудничеству в области образования и культуры в Албании. В 2012 году в Германии на базе представительства РГГУ согласовывались программы обучения студентов. В этом же году состоялась конференция «Азербайджан как культурный мост между Востоком и Западом».

В 2013 г. РГГУ совместно с другими российскими и европейскими вузами стал победителем в конкурсе по компьютерному дизайну «ТЕМПУС». Участие преподавателей в подготовке материалов «New  Master programm in Digital Arts» (декабрь 2013 - январь 2014 гг.) легло в основу разработки важных и перспективных направлений развития центра для открытия международной практической магистратуры  по направлению «Digital Arts» («Графический дизайн»): цифровое искусство, графический дизайн, 3D графика, компьютерная живопись, иллюстрация, интерактивный дизайн, визуальные коммуникации, инфографика. Освоение магистерской программы даёт студентам необходимую подготовку для профессиональной деятельности во всех сферах  «Digital Arts» как в традиционных применениях, так и в областях максимально востребованных в последнее время, включая Web-дизайн, игровую и компьютерную индустрию. В рамках этой программы в 2015 г. открылась учебная лаборатория «Графический дизайн» для реализации магистерской программы и профиля по созданию виртуальных сред.

В разработке программы принимают участие ведущие специалисты в области цифрового дизайна, преподаватели центра, члены Союза дизайнеров РФ: доцент А.Н. Шулика, доцент П.Д. Проценко, доцент Т.И. Борисова. Возможность получения международного диплома, признаваемого в Европе и на территории Евросоюза, выводит университет на качественно новый уровень и открывает широкие перспективы для международного сотрудничества.

Фотообразование

Большое внимание уделяется фотообразованию. Учебный центр    «Арт-дизайн» и Институт повышения квалификации совместно разработали программу по изучению современной фотографии и фотодизайну. Творческая фотостудия даёт возможность на практике овладеть тонкостями различных видов и жанров фотосъёмки. Программа  курса рассчитана на формирование целостного представления о дизайне и фотоискусстве, на овладение фотографическими процессами и фототехникой, рекламной фотографией. Куратор программы - руководитель учебного центра «Арт-дизайн», член Союза фотохудожников, Вице президент Лиги московских художников «Метрополис»  Г.В. Волкова.

Преподаватели УЦ «Арт-дизайн» активно принимают участие в создании и реализации бренда РГГУ: так, на протяжении нескольких лет идет большая работа в области рекламно-полиграфической продукции: дизайн, макетирование, верстка календаря совместно руководителем УЦ «Арт-Дизайн», канд. истор. наук Г. В. Волковой,  доц. П. Д. Проценко, А.Н. Шулика.

Выставочная деятельность

Педагогический  состав ведет активную выставочную деятельность как на территории университета, так и за его пределами. Пространство университета является объектом реализации проектов дизайна среды. Так, под руководством профессора Г.В. Животова и при непосредственном участии руководителя учебного центра «Арт-дизайн», фотохудожника Г.В.Волковой студентами выполнены два монументально-декоративных проекта по оформлению перехода между корпусами внутри университетского двора, символизирующего  связь поколений, и декоративное панно в фойе 1-го этажа, вольная интерпретация культурного наследия Античной Греции.

В октябре 2013 г. групповой выставкой было отмечено 15-летие деятельности учебного центра, в которой принимали участие ведущие преподаватели центра: кандидат архитектуры, профессор Н.В. Мельникова (гобелен, акварель), профессор Г.В. Животов (живопись), профессор В.А. Рыбалко (гобелен), преподаватель  Е.А. Ермакова (графика), доцент П.Д. Проценко (скульптура, дизайн и проектирование печатной продукции), доцент А.Н. Шулика (макетирование и верстка) и др. В это же время состоялась выставка работ профессора Н.В. Мельниковой в Союзе Московских архитекторов «Париж, Шартер, Онфлёр».

Активная выставочная деятельность демонстрирует непрерывное участие в московских выставочных залах (участие доц. А.Н. Чернова  в отчётной выставки МОСХ на Кузнецком мосту, рождественская выставка работ проф. Г.В. Животова в галерее «Палитра»). Помимо художественной практики  стоит отметить кураторскую составляющую преподавателей УЦ «Арт-дизайн». Так, А.А. Логинов выступил куратором выставки фотографии, приуроченной 90-летию фотографа Вауцловаса Сраукаса, в галерее Классической фотографии. Г.В. Волкова курирует творческие проекты в РГГУ, активно интегрируя художественные работы студентов в выставочную практику университета. Так, в учебном 2014-2015 году было реализовано три проекта под руководством Г.В. Волковой:

Руководитель, преподаватели, сотрудники и студенты УЦ «Арт-дизайн» ведут активную выставочную деятельность, постоянно участвуя в различных художественных и творческих проектах в РГГУ и за его пределами, а также организуя свои персональные выставки. За 2014-2015 годы было реализовано более 30 различных проектов. Некоторые из них:



В июле 1999 года на базе учебно-научной межфакультетской лаборатории «История и кино» и на основе долгосрочной программы сотрудничества с Домом наук о человеке (Париж, Франция) в области истории и кино, для совместной организации и проведения мастер-классов, образовательных и научно-исследовательских программ с участием французских преподавателей и перспективой открытия специализации по киноведению, а также для разработки и внедрения в РГГУ комплексной учебно-научной программы по истории и теории экранной культуры и открытия киноведческих специальностей был создан учебно-научный центр «История и экранная культура» (22.07.99 г. Приказ № 01-05-82/осн.), который возглавил д-р искусствоведения, проф. Лев Моисеевич Рошаль. С 2003 по 2012 год директором УНЦ  «История и экранная культура» был известный киновед, режиссер-документалист, вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Андрей Михайлович Шемякин. В 2013 году Центр был преобразован в кафедру кино и современного искусства факультета Истории искусства РГГУ, которую возглавил В. А. Колотаев.

Основные направления учебной и научной деятельности кафедры кино и современного искусства связаны с историей, теорией и практикой различных видов современного искусства, направлений актуального искусства, изучения перформативных опытов и такими художественными практиками, как кураторство художественных проектов, арт-менеджмент и галерейное дело, сценография выставочных пространств, маркетинг художественных продуктов, управление проектами в области искусства и городского пространства, исследованием рынка художественных ценностей, арт-критикой; мультимедиа и визуальными искусствами, видиоарт, саунд-арт, медиа-арт; историей и теорией моды; теорией и историей медиа; разновидностями художественного и документального кино (расширенное кино), фотографии, философией и психологией кинообраза, семиотикой экранных искусств, моделирующего функционирования киноискусства как знаковой системы, воспроизводящей художественными средствами киновыразительности социокультурные явления и процессы формирования идентичности.

Важным направлением научных исследований, развиваемых кафедрой кино и современного искусства, является изучение экранного образа как сложной многоуровневой информационной системы, которую можно рассматривать в качестве глобального медиума, посредника между субъектами коммуникации. Исследование исторических процессов духовной, социальной, политической жизни общества, нашедших свое воплощение в документальном и художественном киноискусстве, фотографии, телевидении и интернете. Предметной областью исследования является изучение специфики экранных и медийных искусств, их структуры, составных частей и элементов, функций и эволюции. Преподаватели кафедры активно изучают: язык визуальных искусств, средства художественной выразительности кинематографа и фотографии; разрабатывают теоретические аспекты автопоэзиса и принципы самоорганизации визуальных дискурсов; описывают модельные состояния автопоэтического наблюдателя в реальности построения кинотекста; изучают онтологию кинообраза и искусство кино как семиотической системы, социокультурные и этнокультурные явления и динамические процессы жизни групп современного общества, воплощенные на экране визуальными средствами киноискусства, процессы формирования моделей идентичности средствами кино. Важными аспектами научной деятельности кафедры является предметная область философии и психологии экранных искусств: типы эстетического мышления формируемого киноискусством; классический и неклассический подход к анализу кинотекста; экранный образ и динамика психических процессов; структуры психики и структуры языка киноискусства; семантический уровень кино высказывания; кинообраз как синтетический продукт искусства; проблема взаимодействия кинематографа с другими видами искусств; образный язык кинематографа и фотографии; кинематограф и живопись; визуальный образ и его синтетическая природа; миметизм в искусстве кино; психологические аспекты кинотекста; визуальная компаративистика; грамматика и поэтика кино; исследование кинематографа в свете компаративистики; проблема перевода визуального знака на язык вербальной коммуникации.

Кафедра Кино и современное искусство в рамках направления подготовки  «История искусства» реализует бакалаврский профиль «Теории и практики современного искусства»

Профиль «Теории и практики современного искусства» впервые в российском академическом образовании предлагает изучать современное искусство в его комплексности, историческом контексте и взаимодействии с другими областями знания, что отвечает актуальному уровню подготовки дипломированных специалистов.

Специфика данного образования состоит в сочетании базовой подготовки по истории искусств со знаниями и навыками практической деятельности в области современного искусства, кураторства художественных проектов. Впервые в системе российского образования в образовательном цикле бакалавриата изучается последовательно история современного искусства, то есть, история искусства ХХ-ХХІ вв., которой в российской образовательной практике обычно отводится очень мало времени, а между тем, это особый вид искусства, на стыке с различными практиками освоения выставочных пространств, в том числе, музейных экспозиций и городских объектов, и междисциплинарного знания в контексте культуры

Исторический подход к современности: кино, видеоарт, фотография, выставочная деятельность изучаются не как отдельные практики, не как совокупность приемов и решений, а в полноте исторического развития. Вскрываются исторические закономерности и принципы развития всех видов современных искусств. Обучение на профиле «Теории и практики современного искусства»  позволяет понять развитие современного искусства изнутри, углубить аналитические навыки. Обучение на данном профиле предполагает погружение в мир современного искусства, в контексте его междисциплинарных связей позволит создавать концепции выставок, галерей, музеев современного искусства, проводить мероприятия с учетом специфики современного искусства. Полнота изучения: современное искусство рассматривается во всем многообразии форм и технологий, сближения форм искусства с наукой, повседневностью, социальной жизнью, новейшими технологиями.

Студенты, выбравшие профиль «Теории и практики современного искусства», в рамках курса «Проблематика и периодизация современного искусства» получают общее представление о специфике современного искусства, здесь искусство нашего дня дается в единстве практического освоения материала и теоретической подготовки. Эта подготовка позволяет нашим бакалаврам участвовать в подготовке Московской биеннале современного искусства, Международной биеннале молодого искусства в Москве, выставок и проектов в рамках деятельности Центра творческих Индустрий Фабрика и Государственного Центра Современного искусства, а также участвовать в междисциплинарных проектах организации комплексной навигации и коммуникации в Бауманском районе Москвы совместно с магистрантами и выпускниками факультета Истории искусства РГГУ.

Такие дисциплины учебного плана, как история и проблематика урбанизма, помогают бакалаврам этого профиля ориентироваться в самых современных и востребованных направлениях развития современного искусства, таких как паблик-арт, стрит-арт, а также работать в группе над осуществлением художественных проектов в городской среде. Кроме того, в учебный план профиля включены такие дисциплины, как «История кинематографа», «История фотографии», «История выставок и кураторства», «Музеи современного искусства», «Теории современного искусства», а также такие авторские курсы, как «Свет и цвет в современном искусстве», «Звук в современном искусстве».

После получения образования в рамках бакалавриата по профилю «Теории и практики современного искусства» (направление «История искусств»), а также предусмотренных видов практики в музеях и выставочных организациях, выпускники смогут работать в качестве научных сотрудников в музеях и галереях современного искусства, помогать кураторам вести выставочные проекты, работать в системе выставочных залов г. Москвы, работать над организацией комплексных проектов в городской среде, участвовать в научно-исследовательских и междисциплинарных проектах по формированию музейных, выставочных программ и развитию резиденций в сфере современного искусства. Студенты приобретают навыки гидов и экскурсоводов по выставкам и в музеях современного искусства, а также в городской среде. Освоив программу профиля «Теории и практики современного искусства», выпускники смогут работать арт-критиками, обозревателями современного выставочного и культурного процесса в различных СМИ.

Кафедра кино и современного искусства в рамках направления подготовки «История и теория искусств» реализует следующие магистерские программы: «Визуальные медийные искусства», «Кураторство художественных проектов», «Искусство кино», «Сценография выставочных проектов», «Арт-менеджмент и галерейное дело».

«Визуальные медийные искусства» – первая в стране магистерская программа, дающая целостное представление о современном искусстве. Современное искусство изучается как совокупность визуальных стратегий, авторских решений на медийных основаниях, визуально значимых культурных программ. Перформативность искусства, смена медийных носителей, визуальная эстетическая аргументация, движение и развитие в искусстве, визуализация пространства – ведущие направления исследований, которые проводят со студентами магистратуры канд. филос. наук, доцент Н.В. Смолянская, доцент Д.А. Пыркина, д-р филол. наук. проф. А.В. Марков, д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой кино и современного искусства В.А. Колотаев, канд. культурологии, доц. А.А. Деникин, ст. преподаватель кафедры А.А. Данилова, преподаватели кафедры Б.Л. Клюшников А.В. Польский, Э.В. Жагун-Линник.      

«Кураторство художественных проектов» – первая в России магистратура по подготовке кураторов. Куратор программы – канд. филос. наук, доц. кафедры кино и современного искусства Н.В. Смолянская. Будущие кураторы изучают классическое и современное искусство, историю выставок и кураторства, теорию и методологию искусства, организуют выставки,  участвуют в кураторских проектах, проходят практику в ведущих музеях и музейных центрах Москвы, защищают практически ориентированные выпускные квалификационные работы под руководством ученых кафедры, имеющих огромный опыт в реализации кураторских проектов: Н.В. Смолянская, Д.А. Пыркина, А.А. Данилова, В.Н. Дьяконов, К.З. Караева, К.К. Чухров, Б.Л. Клюшников, М.М. Фоменко.

«Искусство кино» – магистерская программа подготовки историков искусства, специализирующихся на углубленном изучении искусства кино и других экранных в связи с их взаимодействии с живописью, архитектурой, фотографией, видеоартом, меди-артом (канд. искусствоведения, доценты О.П. Зиборова, С.Ю. Штейн, д-р филол. наук, проф. В.А. Колотаев, преподаватель кафедры канд. культурологии, доц. А.А. Деникин, канд. филос., доц. Е.Н. Солнцева). Успешно завершившие программу «Искусство кино» работают в государственных и частных компаниях, осуществляющих развитие кинематографа и других экранных искусства в нашей стране.

«Арт-менеджмент и галерейное дело» – магистерская программа по управлению в сфере искусства, включающая работу над собственными художественными проектами.

В рамках направления подготовки «История и теория искусства» развивается магистратура «Сценография выставочного пространства». Данная программа готовит специалистов, способных реализовать полный цикл оформления и дизайна выставочного пространства.

На кафедре успешно действует аспирантура по шифру специальности 17.00.09 – «Теория и история искусства».

На кафедре действует студенческий киноклуб (В.А. Колотаев),  методологический семинар (С.Ю. Штейн), совместно с Центром творческих индустрий «Фабрика» студенческая группа реализует выставочный проект «Войти и разрешить» под руководством Н.В. Смолянской.

Кафедра Истории русского искусства образована на факультете истории искусства 15 сентября 2015 г. Главная цель кафедры состоит в обеспечении высокого качества преподавания дисциплин, связанных с историей отечественного искусства, т.е. искусства средневековой Руси, Российской империи и СССР. Эти дисциплины занимают значительное место в учебных планах, по которым осуществляется подготовка не только студентов-искусствоведов разных профилей, но также музеологов, дизайнеров, культурологов. Важной сферой деятельности членов кафедры является руководство выездными практиками, направленными на получение студентами первичных профессиональных умений и навыков. Учебными планами для студентов-искусствоведов бакалавриата предполагаются две таких практики, с выездом в Новгород и Псков (в рамках изучения искусства средневековой Руси) и в Санкт-Петербурге и пригородах (в рамках изучения искусства периода Российской империи). В ходе практики студенты знакомятся с периодизацией и основными памятниками искусства и архитектуры изучаемого периода в данных регионах, закрепляют навыки формально-стилевого анализа, дополняют свои познания об истории стилей, о материалах и техниках изобразительного искусства и персоналиях художников и архитекторов. Занятия проводятся на улицах и площадях изучаемых городов, а также в экспозициях и фондовых хранилищах крупнейших музеев, таких как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Царское Село».      

Кафедра истории русского искусства в рамках направления «История искусств» реализует профиль «История русского искусства». Возможность изучать русское искусство в аутентичной среде – едва ли не главный аргумент в пользу получения искусствоведческого образования именно в российском вузе. Тем более что история русского искусства является сегодня динамично развивающейся областью знания, многие вопросы, казавшиеся ещё недавно вполне решёнными и исчерпанными, обнаруживают свою актуальность и настоятельно требуют более глубокого изучения.

Возглавляет кафедру кандидат искусствоведения, доцент Илья Евгеньевич Печёнкин, областью научных интересов которого является история русской архитектуры XVIII—начала ХХ века. И.Е. Печёнкин регулярно выступает с публичными лекциями и мастер-классами, является автором более 80 научных публикаций и учебных пособий.

Профессор, доктор культурологии Валентин Дмитриевич Чёрный – один из виднейших специалистов по истории искусства средневековой Руси, опытнейший педагог высшей школы, подготовивший к академической карьере немало учеников. В 2017 году вышел в свет написанный В.Д. Чёрным фундаментальный учебник «Древнерусское искусство».

История советского искусства, в первую очередь монументального, является областью научных исследований и педагогического труда доцента кафедры Алексея Александровича Дружинина. Участникам практик, руководимых А.А. Дружининым, доводится побывать за закрытыми для посторонних дверями фондовых хранилищ и узнать «из первых рук» о новейших открытиях в области отечественного искусства ХХ века.    

Кафедра Истории русского искусства также реализуется профиль «Консервация и реставрация памятников материальной культуры». У истоков реставрационного профиля стояли такие деятели истории культуры, искусства и научной реставрации как А. И. Комеч (1936 - 2007), Б. Я. Стависский (1926 - 2006), А. А. Галашевич (1935-2013), Б. Т. Сизов (1946 - 2012) и ныне здравствующие Г. И. Зверева, Н. И. Басовская, И. П. Мокрецова, О. Н. Постникова, К. Л. Лукичева, тогда зав. каф. Всеобщей истории искусств. В разное время здесь работали (а многие и сейчас продолжают сотрудничать с факультетом) О. Н. Постникова, О. В. Яхонт, О. Р. Хромов, В. А. Садков, Т. Е. Каменева, А. Г. Рябинков, Л. А. Кологривова, И. И. Вишневская, Е. И. Антонова, Е. К. Столярова, Е. В. Долгих, Е. Г. Перова.