РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


На факультете культурологии прошла 4-я...


На факультете культурологии прошла 4-я научная конференция "Путешествия во времени"
17.03.2022

На факультете культурологии прошла 4-я научная конференция "Путешествия во времени"

4-5 марта на факультете культурологии РГГУ в четвертый раз состоялась научная конференция, посвященная теме путешествий во времени. 


В 2022 г. конференция носила название «Путешествия во времени: языки, образы и пространства времени в художественной культуре». Конференция прошла в онлайн-формате, на платформе Zoom; с докладами на ней выступили 30 человек, среди которых были как известные ученые, так и студенты, представители университетов и академических институций из разных городов России, а также из Нью Йорка (США).

Конференция состояла из трех секций:

«Время как актор и время как инструмент» (организаторы и ведущие секции – Александра Тарасова и Елизавета Белоусова);

«Темпоральные структуры «советского» в художественных практиках» (организаторы и ведущие секции – Виктория Плужник и Елена Нагаева);

«Время игры / игры со временем в культуре детства» (организаторы секции – Галина Шматова и Джамиля Мамедова).

Докладчики секции «Время как актор и время как инструмент» сосредоточились на способах, которыми время являет себя в фикциональном мире художественного произведения и на функциях, временем выполняемых. Первая часть секции прошла утром 4 марта, и открыла ее Елизавета Белоусова с докладом «Аутоэтнографический базис конструирования категории времени в фантастическом повествовании». В основу доклада лег уникальный опыт написания собственного сценария пилотной серии фантастического сериала; это было итогом обучения в магистратуре университета Лидса (Великобритания). Следующий доклад относился к области Game Studies: Дарья Осинцева, представляющая НИУ ВШЭ, рассказала о «Построении сложного хронотопа при помощи интерактивности в видеоиграх». Третий доклад – аспиранта Санкт-Петербургской Академии Художеств Александра Лаппо – был посвящен пути британского художника-«вортициста» и писателя Перси Уиндема Льюиса от военной абстракции к портрету в контексте периода Первой Мировой войны. После небольшого обсуждения этих трех докладов и краткого перерыва секция продолжилась докладом Максима Казючица (ВГИК им. С. А. Герасимова) «Конструирование времени в пространстве сериала “Очень странные дела”». Затем тему времени в современных телесериалах подхватила Виктория Плужник (ФК РГГУ, РАНХиГС) с докладом «Случайное, несвоевременное, забытое: размышления о времени в сериале “Настоящий детектив”». И завершил первую часть секции доклад Александры Тарасовой (ФК РГГУ) «1990-е versus 2010-х: столкновение двух эпох в южнокорейском сериале “Лучший хит”», после которого состоялась еще одна дискуссия, более продолжительная.


В субботу, 5 марта, секция продолжила работу. В этот день утренние доклады были так или иначе посвящены историческим сюжетам. Ирина Чирскова (ФК РГГУ) обратилась к «Своеручным запискам» княгини Натальи Борисовны Долгорукой, рассказав и о ее «историческом путешествии», и о судьбе женщины в России XVIII века. «Категория времени в русской палеофантастике начала ХХ века» стала темой выступления Татьяны Хоруженко из УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Константин Цимбаев (ФК РГГУ) предложил аудитории увидеть в философе Вл.С. Соловьеве в том числе и «пророка современной поп-культуры», охотно подхватившей (хотя и. по всей видимости, из вторых рук) концепцию «конца будущего». А Интизор Гулямова, также представляющая ФК РГГУ, в докладе «Американские писатели с визитом в СССР: «пространство» и «время» как конструирующие категории в американской трэвел-литературе 1917-1940-х гг.» рассмотрела особенности построения нарратива в описаниях Советского Союза. Затем наступила очередь «кинематографических» сюжетов. Борис Рейфман (ФК РГГУ) посвятил выступление «”Материализациям” и “проекциям”: образам бессознательного в фильмах «Солярис» А. Тарковского и «Начало» К. Нолана, а независимый исследователь Вероника Хомутинникова рассказала о «Времени как акторе и катализаторе действия в фантастических триллерах и антиутопиях на примере фильмов «Время» («In Time») режиссера Эндрю Никкола (2011) и «Время» («Old») М. Найт Шьямалана (2021). За этим последовало оживленное обсуждение и докладов этого дня, и общих итогов секции.

 

Во второй половине дня 4 марта состоялось заседание секции «Время игры/игры со временем в культуре детства».

В работе секции приняли участие 12 человек, из которых восемь выступили с запланированными докладами, остальные присоединялись к дискуссиям и задавали вопросы, обсуждение которых помогало расширить тематическое поле обозначенное выступающими, выводя проблематику докладов, связанных с изучением конкретных текстов и явлений, на более глубокий уровень.

С докладами выступили преподаватели, магистранты и студенты ФК РГГУ (3чел.), студенты КФУ(Казань), НИУ ВШЭ (Москва) (2чел.), независимые исследователи из Москвы и Нью-Йорка (2 чел.) и представитель Психологического Центра «Парабола» (Москва).

В открывающем работу секции докладе «Крокодил синхронический и диахронный: проблематика восприятия советской детской литературы» Джамиля Мамедова (независимый исследователь (Москва) и Галина Шматова, доцент, представляющая ФК РГГУ (Москва) показали, как ставший классическим текст детской советской литературы, может быть вписан в разные контексты и как, в результате применения различных читательских, зрительских и исследовательских практик, этот текст либо предельно актуализируется как принадлежащий именно своему времени, либо становится предельно вневременным, приобретая то универсальность мифологического сюжета, то общедоступность коммерческого продукта.

Кристина Комм, магистр культурологии, (Москва), выступившая с докладом «Визуальный комментарий как способ репрезентации советского детства в современных российских издательских проектах» сосредоточила внимание на концепции «новизны» в изданиях, рассказывающих о советском прошлом, реализуемой через комментарий и иллюстрацию. Исследование широкого ряда осуществленных за последнее десятилетие изданий, выявило особенности такого подхода, при котором читатель-взрослый и читатель-ребенок уравниваются в правах, что позволяет говорить о «двойной адресации» такого рода книжной продукции.


Анастасия Огородникова, студентка ФК РГГУ (Москва) показала в докладе «Конструирование нарратива о травматическом прошлом в современной российской детской литературе. “Дети ворона” Ю. Яковлевой», как сочетание приемов, присущих различным жанрам детской литературы, дает возможность рассказать о массовых репрессиях с одной стороны откровенно, а с другой – не превращать само повествование в инструмент травмы. Особую роль, по мнению Анастасии Огородниковой, здесь играет присутствие в тексте повести голосов, оценивающих события из разных временных точек.

Анна Шикова, студентка Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений   Казанского (Приволжского) Федерального Университета в докладе «Персонализация категории «время» в подростковой фэнтези-саге «Часодеи» Натальи Щербы» подробно описала систему персонажей данного произведения и проанализировала особенности фэнтези –саги «Часодеи» с точки зрения представлений о времени принятых в философии и литературоведении.

Оксана Орлова, магистр психологии, психотерапевт в Психологическом Центре «Парабола», автор курса «История моей жизни» (Москва) рассматривает автобиографические тексты, созданные с терапевтической целью, как материал для исследования. Доклад «Время и времена в автобиографических нарративах, взгляд психолога» проблематизирует сам процесс описания личного прошлого, его соотношение с общим прошлым (страны, поколения), место и значимость детских лет в автобиографических текстах. Исследователь выявляет ряд интереснейших особенностей, присущих категории времени в такого рода текстах, которые видны взгляду психолога и легко ускользают при другом дисциплинарном подходе.

Александра Карпезова, студентка НИУ ВШЭ (Москва) выступила на секции с докладом «Жестокая игра: фрагментарный хронотоп как визуализация памяти в графическом романе «Скрипучие Футляры» Нила Геймана и Дейва Маккина». Заслуживает внимания как само обращение к жанру графического романа, пока еще не часто попадающего в круг исследовательского интереса культурологов, так и способ анализа этого непростого материала. В докладе показано, как визуальный и вербальный тексты, не дублируя и не подменяя друг друга, передают разные оттенки чувств персонажа (взрослого и ребенка), его соотнесенность с прошлым и настоящим, как визуализируются механизмы памяти.

Ольга Бухина, независимый исследователь, переводчик, специалист по детской литературе (Нью-Йорк) посвятила свой доклад «Времени уже не будет». Символические образы Времени в английских детских книгах» тем удивительным взаимоотношениям со временем и Временем, в которые вступают герои книг К.С. Льюиса, Ф. Пирс, М. Нортон. Путешествие во времени, борьба со временем, конец времени – герои и читатели этих книг переживают фантастические события, как бытовой, мистический и религиозный опыт. Написанные часто в трудные времена, эти книги учат не бояться ни «своего» ни «чужого» времени.

Работа секции сопровождалась оживленной дискуссией. С особенным интересом обсуждались доклады К.Х. Комм, А.В. Карпезовой и О.Б.Бухиной. Тема будущего, так, казалось бы, связанная с темой детства, в ходе работы секции не обсуждалась.

 

Секция «Темпоральные структуры «советского» в художественных практиках» прошла 5 марта и была посвящена времени как специфическому конструкту внутри советской культуры. На примере художественных произведений самых разных форм и жанров, а также некоторых публицистических практик получилось поставить вопросы о об отношении к будущему и прошлому, о возможностях взаимодействия со временем как текучей материей, которую можно менять или черпать из нее художественные ресурсы для выражения отношения к настоящему, о зигзагах памяти, о смерти как рубеже между прошлым и вечностью и о многом другом. Кроме того, была затронута проблема того, как советский период истории превращается в специфический темпоральный режим в художественных репрезентациях.

Из года в год большое внимание уделяется сюжетам о попаданцах. В этом году ставились вопросы о способах маркирования прошлого в кинонарративах о попаданцах (Нина Спутницкая; ВГИК имени С.А. Герасимова) и о возможностях его изменения героями литературных произведений (Елена Нестерова; ФК РГГУ). В докладе Светланы Пахомовой (МВШСЭН ) знакомый всем фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был рассмотрен интертекстуально – как завуалированное высказывание о позднесоветском политическом режиме, сделанное с помощью отсылок к ранним советским фильмам. Встреча будущего и прошлого в виде хроноклазма затрагивалась в докладе Анны Демкиной (ФК РГГУ) о повестях Д. Биленкина. В докладе Виолетты Эвалльё (Государственный институт искусствознания) был поставлен вопрос об образах нового, постсоветского мира как возможного будущего в фильмах Г. Данелии 1990-х гг.

В качестве отдельного направления размышлений можно выделить доклады, посвященные разным формам памяти в советской культуре. В докладе Ольги Скубач (Алтайский государственный педагогический университет) на материале детского журнала «Пионер» за 1937 г. демонстрируется то, как тема смерти и травматический исторический опыт трансформировались в безопасную вечность. С другой стороны, воспоминания о «мирном времени», об исторических периодах внутри советского, понимание «своего» поколения были рассмотрены в докладе Марии Золотухиной (ФК РГГУ).

Проблематизацию постсоветской памяти о советском прошлом продолжили два заключительных доклада секции. Елена Нагаева (кафедра культурологии и социальной коммуникации ШАГИ РАНХиГС ) рассмотрела фигуру вампира в российских сериалах о советском с точки зрения специфических темпоральных режимов, характерных как для сюжетов о вампирах, так и для самого опыта «советского». В докладе Виктории Мерзляковой (ФК РГГУ) представлены примеры ностальгии по позднесоветскому времени и систематизированы некоторые маркеры, конструирующие этот период не в исторической логике, а в ностальгической.