РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


 Алешинские чтения 2021: «Метафизика зла»

Алешинские чтения 2021: «Метафизика зла»

Опубликовано: 10.09.2021 |  Обновлено:  |  Просмотров: 140

«Алёшинские чтения» в этом году  посвящены обсуждению некоторых актуальных для нашего времени идей, связанных с проблемой зла. Предполагается обсудить образы зла в истории философии и ряд тем и идей, которые позволят наиболее рельефно представить проблематику зла.

 9-11 декабря 2021 г.  Москва, Российский государственный гуманитарный университет, Философский факультет РГГУ.

1. Зло абсолютно? Оно многообразно, насыщенно, всепроникающе, и, главное, обыденно. Если добрый поступок нас восхищает и удивляет, то обман, жадность, корысть, насилие зачастую кажутся само собой разумеющимися событиями, которые сопровождают человека на его жизненном пути. Зло кажется непобедимым. Иногда оно отступает, но это временное отступление. Возможно, зло – это не отсутствие добра, как утверждали многие философы и богословы. Скорее добро проявляется там, где зло временно отступает. Добро чаще всего отсутствует.

2. Зло относительно? Зло всегда осуществляется в тесном взаимодействии с добром, на фоне добра. Оно борется с добром, ослабляет его, подрывает веру в возможность добра. Зло всегда отрицательная сила, в сравнении с добром, на то оно и зло. С ним надо бескомпромиссно бороться. Но все же его отрицательность относительна. То, что считается злом, может оказаться добром, и наоборот, добрые поступки могут обернуться большими нравственными потерями. Так, неизбежность и неотвратимость конечной победы зла особенно наглядно выступает в смерти. Смерть естественна с точки зрения природных процессов, но неестественна для человека как духовного существа ни в какой фазе его существования. Смерть всегда является для него самым большим и самым главным злом. Но лишить человека смерти, т.е. сделать его бессмертным в результате генетической революции, тоже жуткое наказание. Такое бессмертие, считал Ж. Бодрийяр, к которому стремится современная наука, сделает невозможным исчезновение. Ничто (даже Бог) не исчезает более, достигнув своего конца или смерти. Распространяемое подобно вирусу или метастазам, оно сделает ненужным разделение полов, сексуальность, наконец, любовь, оно омертвит все вокруг. (Бодрийяр)

3. Зло и трансценденция. Несмотря на кажущуюся очевидность и понятность злых и добрых поступков, состояния, при которых творятся реальные добро и зло – это крайние, редкие состояния, недостижимые для обычного человека. Как глубокая мысль никогда не приходит в голову автоматически, так и серьезные нравственные проблемы не возникают сами по себе, а представляют собой душевное или духовное потрясение, нечто вроде несчастного случая. Добро и зло – это феномены жизни, живущие только в особом состоянии – напряжения, отчаяния, жалости, ненависти. Без этого трансцендирования добро и зло – это только слова, абстракции.

4. Зло – обязательный, необходимый элемент жизни. Если бы в мире существовало только добро, неизбежно наступило бы обожествление мира, в результате Бог оказался бы человеку не нужен. Существование же зла, акцентируя случайный, необязательный, а значит «небожественный» характер окружающего нас мира, указывает на необходимость существования Абсолюта – Бога, его Творца.

5. Зло – это парадокс. Это сила, способная погубить человека и способствующая открытию внутренней душевной глубины человека. Парадокс, неразрешимый в жизни, углубляющий и изощряющий наше мышление. Очень странную фразу можно прочитать у Ф.М. Достоевского: «Только внутренне глубокие люди способны на зло». Эта глубина, бездонность в человеке открывается в специфических обстоятельствах, в человеке, «отпущенном на свободу», вышедшем из-под закона, из-под космического порядка.

5. Необходимость страдания. Лучше жить тяжелой трудной жизнью, в которой ничего не может быть заранее рассчитано, ошибаться, страдать, любить, ненавидеть, и постоянно мучиться от собственной глупости и несовершенства, но все-таки жить. Вероятно, если бы человеку пришлось выбирать между миром, в котором царит постоянное спокойствие и счастье, и миром, где царят зло и страдание, он выбрал бы второй. Потому что в этом мире что-то зависит от него, потому что его не устраивает «общее стадное счастье зеленых пастбищ» (Ф. Ницше), когда его уже никто не будет спрашивать – доволен ли он такой счастливой жизнью или нет?

6. Зло и возможность счастья. Человек стремится к счастью, однако настоящее счастье вовсе не исключает существования страдания, которое у человека почти непроизвольно ассоциируется со «злом». Существуют такие ценности и такие блага, которых человек может добиться, лишь пройдя через боль или страдание, и даже смерть.

К участию в конференции приглашаются философы, историки, культурологи, теологи. Конференция пройдет в смешанном формате.

Оргкомитет конференции:

Председатель: д. филос. н., профессор, зав. кафедрой истории зарубежной философии В.Д. Губин

Зам. председателя: д. филос. н., профессор, зав. кафедрой современных проблем философии С.А. Коначева

Члены оргкомитета: к. филос. н., доцент Я.Г. Янпольская, к. филос. н., доцент В.И. Стрелков, к. филос. н., доцент А.В. Логинов, к. филос. н., доцент Л.С. Ершова

Секретарь: А.А. Волкова

Заявки на участие в конференции принимаются до 15 ноября 2021 г. по адресам оргкомитета: goubin@list.rukonacheva@mail.ru. Заявка должна содержать:

-Название и тезисы доклада (объем до 1000 зн.)

-ФИО, звание и должность автора

-Место работы автора

-Контактные данные (телефон, эл. адрес)