российский
государственный
гуманитарный университет

Анонсы   Анонс
18.02.2020

Дискуссия “Современное Гегельянство: пара-, нео-, квази- и…?”


РГГУ. Книжная лавка "У Кентавра"
26 февраля в 19:00

Проект научно-популярных встреч  “Гуманитарные среды на Чаянова” и философский факультет РГГУ приглашают принять участие в дискуссии “Современное Гегельянство: пара-, нео-, квази- и…?”

Гегель? Гегельянство? Sauve qui peut! — Спасайся, кто может! — парафраз из гегелевского «Кто мыслит абстрактно?» узнается мгновенно, потому что Гегель — уже не философ, это сам язык, а для кого-то — вирус языка. Иногда гегельянство вбирает в себя очередную форму мысли и, пока усваивает ее, принимает ее очертания, как удав, проглотивший слона у Антуана де Сент-Экзюпери. Тогда говорят о нео-гегельянстве. Иногда гегельянство взламывает дискурс изнутри, до поры прорываясь оговоркой, таково квази-гегельянство противников гегельянства, латентное гегельянство гегельяно-фобов. И социально-культурологически его роль медиальная: большинство высокобразованных людей современной России интеллектуально состоялись, имея марксистско-ленинский извод гегельянства фоном доминирующей идеологии, скрыто определяющим дискурс учителей и старших коллег. Но не только в России: гегельянизированы и квир-теория, и неоконсерватизм — ничего для гегельянства не чуждо, даже ложь истинна в-себе «для нас», для стоящих на разумной спекулятивной точке зрения. А коль скоро всякое определение — отрицание, только многосторонняя полемика о понимании гегельянства и о его роли позволит его определить. 

Какое место Гегель, мыслитель XIX в., занимает в мысли XX и XXI вв.? Что неогегельянцы говорят о современном человеке: как можно быть человеком после Гегеля и как можно пережить собственную субъективность после конца истории? Как по-разному типологизируются человек и исторические эпохи на основании гегелевских гештальтов? Эти и другие вопросы мы планируем обсудить в ходе дискуссии о гегельянстве, приуроченной к публикации книги философа Ивана Куриловича (РГГУ) «Французское неогегельянство: Ж. Валь, А. Койре, А. Кожев и Ж. Ипполит в поисках единой феноменологии Гегеля–Гуссерля–Хайдеггера».

Перед вами исследование оригинального философского течения середины XX в., значительно повлиявшего на современные дискуссии о статусе философского высказывания, о предмете и методе философии и о судьбе гегелевского наследия. Представлен комплексный анализ, сделанный на единых философских основаниях, который охватывает работы всех четырех ключевых представителей данного течения - Жана Валя, Александра Койре, Александра Кожева и Жана Ипполита. Автор показал процесс развития гегелеведения и гегельянства во Франции, раскрыл исторический контекст появления французского неогегельянства, показал специфику и философскую ценность данного философского течения в целом и каждого из его представителей в частности. Для историков философии, исследователей современной европейской мысли, преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений.

Участие в дискуссии, помимо автора книги, примут: Алексей Савин (РАНХиГС, Москва), Петр Резвых (ИГИТИ, НИУ ВШЭ, Москва), Иван Болдырев (Университет Неймегена, Нидерланды), Александр Дмитриев (ИГИТИ, НИУ ВШЭ, Москва), Андрей Тащиан (КубГУ, Краснодар) (состав участников уточняется). 

Команда “Гуманитарных сред”: Евгения Вежлян (Воробьева), руководитель программы “Новейшая русская литература: творческое письмо” ИФИ РГГУ, Александр Марков, профессор ФИИ РГГУ, Аркадий Перлов, директор ВШЕК ФК РГГУ. 

О проекте: Встреча проводится в рамках междисциплинарного проекта научно-популярных встреч “Среда на Чаянова”,  цель которого - обсуждение, поверх дисциплинарных и цеховых барьеров, тех трансформаций, которым подвержена современная культурная реальность.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru