РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Мероприятия, события, объявления


11.02.2020

В каком смысле мы говорим о телесном знании?


В каком смысле мы говорим о телесном знании?


19 февраля в 16.00
РГГУ, 157 аудитория 7 корпуса
Заказ пропусков - ivgi@rggu.ru (до 18.02.2020)

В рамках межвузовского научного семинара "Тексты моды" ИВГИ им. Е.М. Мелетинского состоится доклад И.Е. Сироткиной, канд.психол.наук, PhD, вед.науч.сотр. Института истории естествознания и техники РАН «В каком смысле мы говорим о телесном знании?».

Ирина Сироткина - автор книг "Классики и психиатры: психиатрия в российской культуре, 1880-1930" (2008), "Свободное движение и пластический танец в России" (2012), "Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников" (2014), "Танец: опыт понимания" (2020).  Эпиграфом к докладу хотелось бы взять стихотворение Варлама Шаламова «Память» (1957):

Если ты владел умело
Топором или пилой,
Остается в мышцах тела
Память радости былой.

То, что некогда зубрила
Осторожная рука,
Удержавшая зубило
Под ударом молотка.

Вновь почти без напряженья
Обретает каждый раз
Равновесие движенья
Без распоряженья глаз.

Это умное уменье,
Эти навыки труда
В нашем теле, без сомненья,
Затаились навсегда.

Сама же идея доклада инспирирована спорами современного танца с балетом. Дело в том, что с момента своего рождения в начале ХХ века танец «модерн» противопоставил себя балету с его пуантовой техникой, кодифицированными позициями рук и ног, тридцати двумя фуэте и прочими общепринятыми знаками виртуозности. Его участники резко критиковали балет, за то, что в нем главное – «виртуозность», техника, а не чувства и мысли. Взамен балетной технике разные танцовщики и хореографы авангарда предлагали эмоциональность, экспрессивность и даже концептуальность. 

Тем не менее, не только балет, но и очень далекие от него виды танца – такие, как брейк или акробатический рок-н-ролл – требуют высочайшей техники, длительной подготовки, железной дисциплины. Недавно мне встретилась реклама танцевальных курсов, где предлагалось научить контакту с партнером (в клубных танцах)  без присутствия самого партнера. Правда, авторы курса подчеркивали, что рассчитывают на «умных» учеников, с высоким интеллектом. Но может ли интеллект полностью заменить телесное знание, память мышц? Это первый вопрос, который я предлагаю обсудить. 

И второй вопрос: так ли уж «техника» противоположна мышлению, а умелое и дисциплинированное движение исключает мысль? Действительно ли, что техника, тренаж, виртуозность – «безголовые»? Или же нам следует понимать двигательный навык как, по словам Варлама Шаламова, «умное уменье», телесное знание?