01.10.2015

«НЕ НАВРЕДИ!»

ПРАВИЛА ЖИЗНИ ОЛЬГИ АЛЛЕНОВОЙ


​24 сентября 2015 года на факультете журналистики РГГУ выступила с открытой лекцией специальный корреспондент издательского дома "Коммерсантъ", постоянный автор газеты "Коммерсантъ" и журнала "Коммерсантъ Власть", мать пятерых детей Ольга Алленова.

​Ольга Алленова родилась в 1976 году в Северной Осетии, в городе Моздоке. В 1998 году окончила факультет журналистики Северо-Осетинского государственного университета. С самого начала второй чеченской кампании работала в Чечне. Писала о терактах в "Норд-Осте" и Беслане, о событиях в Ингушетии, Южной Осетии, Кабардино-Балкарии, Грузии, Абхазии, Азербайджане и Нагорном Карабахе. В январе 2007 года стала лауреатом национальной премии в области прессы "Искра" за репортаж из Ливана. В декабре 2008 года за серию репортажей из зоны боевых действий в Южной Осетии награждена общественным движением "Россия православная" Серебряным орденом "За жертвенное служение". Автор книги "Чечня рядом".

Из юной девушки в военного журналиста.

«В 10 классе я очень хотела стать писателем, даже хотела поступить в институт культуры в Москве. Но, поскольку жили мы в Моздоке, родители меня категорически не отпустили учиться так далеко. О чем вскоре пожалели, ведь я стала военным журналистом!

В 11 классе я устроилась на работу в маленькую районную газету - честно говоря, от безделья. Я подумала: наверное, это мое. Мне понравилось писать статьи, и я решила поступить в университет на журналистику.

1999 год… Начинается первая чеченская война. Я - 23 -летний корреспондент в маленькой региональной газете, который пишет статьи на разные социальные темы. По верхам, и ни о чем. У меня не было глубокой специализации в какой- либо конкретной сфере. Когда началась война, я попросила дать мне командировку для того, чтобы поехать на границу северной Осетии и Чеченской республики. Удивительно, но меня отпустили…

Эта поездка перевернула всю мою жизнь. Я увидела беженцев и военных; стариков и детей, укрывающихся в подвалах. Я слышала, о чем они говорят. Оттуда я вернулась уже другим человеком. С того момента я больше не могла жить обычной жизнью. Я пришла к главному редактору и сказала, что я хочу про все это писать.

Попадать в зоны боевых действий было очень сложно. Для федеральных военных мы были никто. Но мне повезло. У одного из трех главнокомандующих, генерала Владимира Шаманова, интервью хотели взять все. Но Шаманов решил, что интервью даст только для газеты, а поскольку из газеты была я одна, то он мне как раз и дал интервью. Говоря откровенно, я очень боялась и чуть не сорвала интервью. Вот вам совет - не надо ничего бояться. Судьба часто дает шанс один раз в жизни.

Я стала стрингером, объездила всю Чечню. Практически все мои материалы выходили на первых полосах «Коммерсанта». Меня взяли в штат. Это была моя маленькая победа. И, вместе с тем - самый сложный период в моей карьере; пожалуй, что и в жизни. Я не отдыхала целый год, пока работала в военной зоне. Я почти не спала, не ела. У меня началось серьезное нервное расстройство. Меня отправили обследоваться в Москву.

Там, я вновь стала писать на общественно-социальные темы. Но это длилось недолго. Мне стало страшно и совестно за то, что люди там, живут и умирают, война идет, а я здесь. И я стала проситься обратно. Меня затянула война. Многие, кстати, до сих пор не могут слезть с этой «военной иглы». Действительно, вырваться сложно…»


Со слезами на глазах: о событиях в Беслане.

«…​ Для меня эта очень тяжелая тема. Когда мне дочь сказала, что она на уроке музыки учит песню про Беслан, я плакала.

​С 1 по 4 сентября я там находилась во дворце культуры, рядом со школой; туда стекалась вся информация, там были родственники заложников. Спали мы на полу в общаге. 3 сентября был штурм, 4 –го я уехала. Потому что поняла: если останусь еще хоть на полдня, то сойду с ума. Было ощущение просто какого-то апокалипсиса.

Тогда же я поняла, как легко можно повестись на дезинформацию и слухи, распространяющиеся в толпе, охваченной общим горем или порывом. Это очень важно: научиться не передавать своему изданию информацию, которая может оказаться слухом. А для того, чтобы понять, достоверна информация или нет, вам необходимо получить ее подтверждение, как минимум, из трех разных источников».


По поводу фотожурналистики.

​«Да, возможно, это неэтично: делать фотографии мертвых, убитых людей - на войне или в момент любой другой катастрофы, как, например, в нынешней ситуации с беженцами из Сирии. Но это необходимо! Люди никогда с ваших слов не поймут, что такое на самом деле война. Это очень сложный вопрос. Я и сама не могу смотреть на эти фотографии. Но иначе я бы никогда не поняла, что такое война. Никогда... Это своего рода шоковая терапия. Мы не сможем достучаться до общества и рассказать, какой ужас происходит в мире, если не будем подкреплять эту информацию снимками».


О журналистской этике.

«… Что касается журналистской этики, особенно в военно-политических делах: никогда не сдавайте своих ньюсмейкеров, если они вас об этом просили. Вы не можете знать, чем может обернуться для них это интервью. Оно может оказаться фатальным.

Есть много профессиональных кодексов по журналистской этике. У меня их дома лежит предостаточно. Но самый главный закон, которому следую я и советую следовать вам - не навреди. Если вы будете следовать этому правилу, вам не придется запоминать множество других, прописанных в журналистских кодексах. Всегда держите в голове это правило - не навреди…»


О крепости духа.

«Журналистика - нелегкая профессия. Все время приходится что-то через себя пропускать. Но если бросить это, то можно вообще все тогда бросить.

Восстанавливаются все по-разному. Некоторые мои коллеги напивались, месяц не выходили из запоя. Я не пью. Я ходила в театры, в кино, на выставки, общалась с друзьями. С семьей. Читала книги. Пыталась перестать осуждать людей, которые живут здесь мирной жизнью. Позже я поняла, что многие люди просто не знают подробностей того, что происходит в мире. А на самом деле, они просто живут...

Жизнь многогранна. Кто-то рождается, кто-то умирает. И мы должны это принимать. Мы можем ходить и пить кофе, но при этом делать добрые дела. Помогать тем, кто в этом нуждается. Давайте этому следовать...»


Дарья Казачкина



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru






Все об институте

Научно-исследовательская работа факультета

Поступающим

Обучающимся

Студентам:

Мастерские