Анастасия Баскакова

29.11.2021

Анастасия Баскакова

«Журфак –– место, где воспитывают»

Нужно ли учиться журналистике? Как писать диплом с удовольствием, и какая атмосфера на журфаке? Об этом расскажет выпускница 2018 года Анастасия Баскакова.

- Как ты считаешь, журналисту нужно обязательно журналистское образование или достаточно того, что ты просто умеешь писать?

- Изначально, ты, как творческий человек, как гуманитарий, находишься в таком моменте поиска, ты думаешь, где бы себя реализовать. Сейчас особенно идёт много разговоров о том, нужно ли вообще творческому человеку образование… Включил YouTube, снял видео, залил на канал и готово! Но с моей точки зрения образование необходимо хотя бы как начальный вариант, потому что ты должен воспитывать себя. Есть люди, которые способны к самообразованию, самовоспитанию, которые, окончив школу, стали все делать сами. А я понимала, что мне нужна дисциплина и именно РГГУ дал мне ее. Это такой переходный момент из школы: мы привыкли куда-то ходить каждое утро, где-то сидеть с восьми утра до шести вечера, что-то делать после занятий. И университет –– это такой мягкий старт.

Журналистика – это сфера, которая с одной стороны имеет свои очень жесткие правила, как я выяснила потом, а с другой – мы знаем очень много писателей и работников кино, кто хорошо делает свою работу и без журналистского образования. То есть фактически, журналистом можно считать любого человека, кто создаёт материал для аудитории.

- Почему ты решила поступать на журфак и почему именно в РГГУ?

- Я всегда была фанатом кино, меня даже можно назвать киноманом. То есть я смотрела кино с раннего возраста, не важно мультипликация это или художественный, или документальный фильм. Честно сажу, у меня было два варианта: РГГУ и ВГИК, и, в конце концов, я выбрала первый. У меня не было знакомых, чтобы посоветоваться, поэтому просто интуитивно в какой-то момент я поняла, что пойду сюда. Может быть, мне понравилось здание, может быть, атмосфера, но, когда я пришла в приемную комиссию, я просто поняла, что хочу тут учиться. Сдала экзамены и поступила. Невозможно предугадать, как повернулась бы жизнь, если бы ты пошёл в другую стезю, и я рада, что пошла именно по этой дорожке.

- Почему ты выбрала профиль телевизионной журналистики?

- Я всегда любила другие языки, страны и культуры, но меня также привлекало визуальное искусство. То, как люди видят, что может донести картинка, звук. Как изобразить то, что у тебя происходит в голове, воспроизвести в реальности, показать материал, чтобы человек сидел перед телевизором и смотрел его, не переключая канал? И поэтому, когда нас поставили перед выбором: телевизионная и международная журналистика, я выбрала тележурналистику и довольна этим.

- На профиле телевизионной журналистики студенты работают в парах. Тяжело ли тебе давалась работа в команде?

- Главное – уметь работать вместе, и если есть какие-то острые углы, то надо уметь их мягко обходить, уметь слушать друг друга.

- У вас на первом курсе тоже было задание про интервью с выпускником, можешь рассказать, как с ним справилась ты и были ли какие-либо сложности?

- С выпускником было очень волнительно. Я помню, что тогда была с одним из своих однокурсников, который фотографировал, а я в основном задавала вопросы. Я очень долго продумывала даже не то, что спросить, а как буду взаимодействовать с собеседником, потому что интервьюируемой была ведущая телеканала 360, которая хорошо знала себе цену. Я понимала, что мне нужно наладить контакт и уверенно задавать вопросы. Конечно, во время интервью я это все позабыла, однако справилась с волнением и поняла, что мне нравится задавать вопросы. Главный же вопрос состоял в том как все это оформить. И вот тогда уже работа журналиста начинается непосредственно, ты сидишь и прорабатываешь тот материал, который ты получил. Тебе нужно превратить его в то, что можно будет читать, слушать или смотреть в зависимости от того, для кого ты этот контент делаешь.

- Принимала ли ты участие во внеучебной жизни университета? Если да, то какое?

- Когда я пришла в университет, то рассматривала это в первую очередь как точку образования. В тусовках я почти никогда не светилась, потому что ходила по кино. Я вела свою внеучебную деятельность, на которую у меня уходила большая часть времени. Единственное – я всегда любила интеллектуальные игры и дважды участвовала в «Ворошиловском стрелке». Это что-то наподобие американских шоу, где ты должен быстрее нажать кнопочку, чтобы ответить. Это мне нравилось. В основном я тусовалась на СТК, это было такое родное для меня место, и я скорее его воспринимала как внеучебную деятельность, мне очень нравилась атмосфера там.

- Какие преподаватели или предметы тебе больше всего запомнились и чем?

- На самом деле таких много, потому что у нас шикарный преподавательский состав. В первую очередь – это моя научная руководительница Александра Петровна. Она потрясающий специалист и невероятный человек, очень дружелюбно настроена к студентам, если и вы к ней относитесь также. Благодаря ей я защитила диплом и поняла, о чем я действительно хочу рассказать с научной точки зрения.

На телевизионной журналистике я училась у Марианны Петровны Киреевой, и она повлияла на меня очень сильно сначала как специалист, потом как человек. Это был просто бесценный момент, когда тебя буквально с первых недель погружают в практику. Именно она дала мне понять, что даже когда ты делаешь что-то такое, как написание курсовой, статьи или диплома – ты можешь получить удовольствие, если ты действительно все разложил по полочкам, и понимаешь, где у тебя и что лежит, из чего ты можешь что-то взять. У тебя в голове формируется огромный пласт информации, который ты детально разбираешь и уже дальше, когда ты знаешь предмет, ты можешь плавать в нем, как тебе угодно. То, что она мне давала, то, о чем мы с ней говорили, то, в чем она меня ругала – это все дало мне очень большой толчок в плане осознания того, что мне нужно сделать и как я должна совершенствоваться. Не стоит бояться критики, не стоит бояться того, что тебя не поймут. Научитесь объяснять, и когда ты это объясняешь хорошо, то обязательно найдется твоя аудитория.  

Также Александр Егорович Чибисов – потрясающий человек, я вам заранее говорю, слушайте его, внимайте, смейтесь и получайте кайф от его пар. Это человек, который действительно позволяет писать что угодно, если ты написал это хорошо. Мы очень много писали у него текстов, на любые темы. Это все в ключе беседы, обсуждения, что мне как раз и нравится в преподавательском составе РГГУ: с тобой разговаривают. Это очень важно, особенно на первых курсах, когда ты прибываешь в таком аморфном состоянии, а если тебе создают комфортную атмосферу, то ты погружаешься в нее с головой и начинаешь формировать свой собственный взгляд на вещи, отстаивать свою точку зрения. И если ты ее отстаиваешь, и можешь донести, то тебя слушают, и получается диалог.

- Если бы ты сейчас вернулась в здание РГГУ, куда бы пошла в первую очередь?

- Есть переход между 6 и 7 корпусом, как идти в 227 аудиторию, там внизу музей. Почему-то он мне всегда нравился, я часто проходила мимо и останавливалась, чтобы посмотреть на него. И второе – это СТК, конечно. Это было наше место, ни у какого факультета это место больше не было настолько уютного места. Еще хорошо помню 528 аудиторию, иногда, признаюсь, на последних парах я там лежала, потому что очень сильно уставала. Я постоянно смотрела фильмы по ночам и поэтому днем хотела спать, и в какой-то момент я реально легла там в перерывах между парами. Александр Егорович заходит в 528, видит меня и говорит:

-       Насть, ну че, утомилась?

-       Да.

-       Ну, лежи, только не спи.

И я пролежала так всю пару.

- Расскажите про первый курс, какие впечатления у вас были после первого семестра?

- Я помню, что для первого выхода в свет, я выбрала джинсовый костюм, не понимаю до сих пор, что мной руководило в тот момент, но я была вся синяя. У нас все однокурсники хотели себя показать, и мы встали в круг, чтобы знакомиться. Тогда мы вообще друг о друге ничего не знали, я очень нервничала, мне было сложно разговаривать с людьми, потому что у меня был страх толпы, а там была куча народу и все незнакомые. Я стеснялась, но при этом хотела произвести хорошее впечатление. И после посвящения в студенты пошла в пиццерию с несколькими людьми, с которыми я с тех пор даже не общалась ни разу. Именно в университете ты можешь познакомиться с человеком, с которым больше вообще никогда не увидишься. Вокруг было так много всего и все такое незнакомое, а в голове поначалу была лишь одна мысль: хочу пойти «Друзей» досмотреть наконец-то, такое вот было ощущение.

- Общаешься ли ты сейчас с однокурсниками?

- В университете нашла двух лучших подруг: Настю и Дашу, мы на последнем курсе по-настоящему подружились, нашли друг друга, когда были уже полностью сформировавшиеся, а до этого вообще не общались. Мы начали делать общий проект по русскому или риторике – дружим до сих пор. С другими однокурсниками мы обмениваемся периодически контактами, когда нужно. Например, недавно мне написала девочка, которая работает продюсером, и я со своей киношной стороны ей несколько раз помогала экспертом.

- Было ли сложно учиться на журфаке?

- У меня была одна пересдача, но я ее выдержала, хоть и со слезами. Я с комплексом отличника, хотя при этом не закончила университет с красным дипломом. Все знали, что можно прекрасно пересдать предмет, но меня же трясло при мысли о пересдаче. Это была большая проблема, но сейчас я понимаю, что учиться в университете было не сложно. Были предметы, которые ребятам казались сложными, мне же они нравились: я просто знала, что мне нужно сдать. Ходила на все лекции и семинары, поэтому мне нужно было просто повторить материал и сдать.

- Какие моменты учебы были самыми волнительными?

- Волнительно было на первом курсе, хотя и полноценной сессии у нас не было. Предмет закончился – сразу зачет или экзамен.

- А как обстояла ситуация с другими предметами, с философией, например?

- По философии у меня была пятерка, но нравилась мне больше психология. Хотя оба предмета были интересны мне, я их рассматривала с точки зрения кинематографа. Мне в учебе всегда помогали записи. Журналист – тот человек, который постоянно оставляет заметки на листочках, салфетках, да где угодно… Я всегда носила с собой тетрадку, в которую всё записывала: если тебе. что-то непонятно, приходишь домой, пересматриваешь записи и ищешь в интернете, чтобы разобраться. Нужно себя воспитывать: если тебе что-то непонятно, но при этом важно, всегда старайся разобраться в сложном, даже если преподаватель объясняет неясно. Постарайся понять преподавателя, ведь тебе с ним придется сдавать экзамен.

- Кем ты представляла себя после выпуска с журфака? Совпали ли твои ожидания с реальностью?

- У меня не было конкретной картинки будущего. Я хотела просто учиться. Не было желания быть корреспондентом или ведущим, мне нравилось больше стоять за камерой, заниматься режиссурой и монтажом. Возможно, это детскость: ты делаешь то, что делаешь. Я знала единственное: мне нравится общаться с людьми, взаимодействовать с публикой. На втором курсе поняла, что я экстраверт. Также понимала, что не буду заниматься той работой, где нет креатива. Если это бумажная работа – меня не ждите.

- Планируешь идти учиться в магистратуру?

- Все мои однокурсники ушли в магистратуру. Для меня магистратура – это осознанный шаг, я пойду туда, если появится потребность. Потребность потихоньку назревает. Я не считаю обязательным идти в магистратуру сразу после выпуска из бакалавриата.

- Ты сейчас работаешь в политической школе при МГУ: почему ты туда пошла и чем там занимаешься?

- Этот факультет выпускает профессионалов в области режиссуры, управленцев в гуманитарной сфере. Я начала искать работу сразу после того, как окончила университет. Я понимала: надо идти работать. Телеканалы меня не привлекали, хотя я ходила на собеседования. Меня приглашали на СТС и Пятницу. Я не пошла, в это время у меня была стажировка на Первом канале. Также стажировалась на России 24.

- Вообще я люблю корейскую культуру, активно учу язык. Меня пригласили открыть корейский центр на базе факультета, наш декан хотела развивать его – я поняла, что хочу за это взяться. Благодаря журфаку я многостаночник, поэтому работа над этим меня не затруднила. Частично я занимаюсь международной деятельностью: организовываю мероприятия, мастер-классы и лекции. Также взаимодействую с посольством Кореи. Международная журналистская работа.

- Расскажи про стажировку на Первом канале и Доме культуры.

- Изначально я работала в архиве Первого канала, там же работала моя мама. Я посмотрела, как архивируют документальные фильмы BBC, заключают контракты – потом поняла, что мне это не нравится. Случайно увидела объявление про «Дом кино».

У Первого канала есть подразделение, которое вещает на весь мир. Там же и находится «Дом кино», где я занималась разработкой приложений. Вообще создание текстов для интерфейсов – хорошая практика современной журналистики. В своем приложении мы делали карточки, которые всплывают, когда человек смотрит фильм. В определенный момент фильма карточка дает информацию об эпизоде, предлагает пройти викторину или посмотреть фото. Мы вместе придумывали механизм этого приложения. Круто, когда ты открываешь своё приложение на айфоне.

- Тебе платили на Первом?

- Нет, я работала ради идеи, мне просто нравилось. Когда моя идейность закончилась, я захотела денег. Хотела ругаться с руководством, но переборола себя. Очень важно сдерживать свой гнев: человек не знает вернется он в это место или нет. Вдруг я вернусь на Первый?

- Где ты проходила летние стажировки?

- Мне запомнилась стажировка на России 24. Я работала в отделе разбора, где говорили о злободневных событиях. Мы составляли сюжеты о важных темах современности. Во многом мне понравилось и общение с коллегами: в нашей команде было 5 мужчин, один из которых ветеран Афганистана. Я училась взаимодействовать с опытными профессионалами. Они меня направили, сказав, что я не журналист в традиционном понимании. Вообще молодым трудно на федеральных каналах: если ты не готов подстроиться под рамки – работать не сможешь. Нужно хватать любую возможность, а потом выбирать ту сферу, в которой ты хочешь делать деньги.

- Как журфак помог в самореализации?

- Меня воспитал университет: я знаю, что у меня есть дедлайны, своей ленью могу подвести команду. Журфак дал понимание, что команда – единое целое. Нужно выкладываться на полную мощность, результат будет налицо. Благодаря журфаку я поняла сущность профессии приобрела трезвый взгляд, с одной стороны поумерила амбиции, с другой поняла, что амбиции нужно воспитывать. Ты должен не просто уметь говорить, а аргументировать, понимать и воспроизводить то, что происходит в голове. Если ты серьезный и ответственный человек, то журфак – это место, где воспитывают.

Поняла, что нужно адекватно воспринимать критику. Я обижалась и плакала, но стресс пошел на пользу. Достигая цель, нельзя терять моральные принципы, нельзя терять себя, нельзя прогибаться. Если ты не уверен, то лучше уйти.

- Что посоветуешь первокурсникам журфака?

- Не стесняйтесь быть самим собой и выражать эмоции. Сила в том, какой ты есть на самом деле. Даже если вы думаете, что скажете глупость, все равно скажите, возможно ваши слова станут разумным зерном. Берите от жизни всё: ходите на стажировки, пробуйте разные жанры и стили, не бойтесь обращаться к преподавателю за советом. На журфаке такие преподаватели, которые хотят что-то донести, если будете их слушать – всё будет супер.


Балябин Данил, Александра Иванова



ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru