РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Захарченко Ирина Николаевна

Кафедра/Центр

Кафедра истории и теории культуры, Кафедра кино и современного искусства

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат исторических наук, доцент

Биографические сведения

В 1982 г. окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук (1991), доцент (1997). Член Ассоциации искусствоведов (АИС).

Научно-педагогическая деятельность

Педагогический стаж с 1994 г. В РГГУ с 2006 г. С 2014 г. – доцент кафедры истории и теории культуры ОСКИ РГГУ, где читаю по программам бакалавриата курсы «История художественной культуры XIX – XXI вв.», «Медиа репрезентации художественной культуры», «Художественная культура Европы XIX – XXI вв.», «Цифровая культура»; по программам магистратуры курс «Визуальные исследования». Являюсь штатным совместителем на кафедре кино и современного искусства ФИИ РГГУ, где читаю курс «Всеобщая история искусства» (по магистерским программам).

Сфера научных интересов

  • Художественная культура ХХ века,
  • Воображаемый музей А.Мальро и его трансформация в цифровую эпоху,
  • научные основы искусства,
  • новые техники и технологии в искусстве,
  • цифровое искусство,
  • психофизиологические основы зрительского восприятия.

Публикации

  1. Художественный язык изобразительных искусств и архитектуры. Учебное пособие. М., Социум, 1997.
  2. Художественный язык пространственных искусств как средство выражения мировидения человека // Сб.: Культура в меняющемся мире. М., Социум, 1999. 
  3. К проблеме синтеза пространственных искусств // Сб.: Культура в меняющемся мире. М., Социум, 1999.
  4. К проблеме художественного образа в живописи авангарда // Сб.: Грани культуры: Над чем размышляют, о чем спорят культурологи. М., 2003.
  5. Проблема организации образного дискурса «Пользователь – Интеллектуальный Виртуальный Коммуникант» // LIX научная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2004. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  6. Интеллектуальный виртуальный коммуникант: эмоциональная специфика высказываний // 7-я ежегодная международная конференция «Информатизация для всех: культура и технологии Информационного общества». EVA 2004, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  7. Эмоциональные аспекты дискурса в технологии виртуальной реальности в проблеме формирования базы знаний // LX научная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2005. . (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  8. Технология виртуальной реальности: эмоциональные аспекты дискурса // 8-я ежегодная международная конференция «Информатизация для всех: культура и технологии Информационного общества». EVA 2005, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  9. Проблемы формирования дискурса с учетом «эмоциональных состояний» интеллектуального виртуального коммуниканта // 9-я ежегодная международная конференция «Культура и технологии информационного общества. Век ХХI». EVA 2006, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  10. Подход к оценке эмоциональных характеристик для формирования реакций интеллектуального виртуального коммуниканта // LXIнаучная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2007. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  11. Художественный музей и культурные трансформации современного общества // Сб.: Культурные трансформации в информационном обществе. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. 
  12. Художественный музей как храм современной культуры: Новые веяния в архитектуре и экспозиционной практике ХХ столетия. // Эл. публикация http://sociologist.nm.ru/articles/museum.htm 
  13. Воображаемый музей А.Мальро как пространство культурно-исторической памяти // Сб.: Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М.: Изд-во РГГУ, 2008.
  14. Свет как фактор формирования «музея без стен»: к вопросу о современной музейной архитектуре // Сб.: Визуальные стратегии в искусстве: Свет, тень, отражение. М.: Изд-во РГГУ, 2008. 
  15. Теоретические аспекты формирования культурной политики Франции в первые годы V Республики // Знание. Понимание. Умение. 2008, № 4.
  16. Воображаемый музей А.Мальро в пространстве современной культуры // Мир музея. 2008, № 4. 
  17. Воображаемый музей: А. Мальро о судьбах искусства в современной культуре // Вопросы культурологии, 2008, № 10. 
  18. Виртуальная реальность: человек и знание. Телекоммуникационные проблемы // 11-я ежегодная международная конференция «Информационное общество, культура, образование» EVA 2008, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  19. Формирование эмоций виртуального интеллектуального коммуниканта на основе оценки ситуации и его имплицитных представлений. // 12-я ежегодная международная конференция «Информационное общество, культура, образование» EVA 2009, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  20. Виртуальная реальность в проблемах культуры // 13-я ежегодная международная конференция «Информационное общество, культура, образование» EVA 2011, Москва. (В соавторстве с Д.И.Шапиро). 
  21. Формирование баз знаний оцененных эмоциональных состояний // LXII Iнаучная сессия, посвященная дню радио. Труды. Т. 2. М., 2011. (В соавторстве с Д.И.Шапиро).
  22. К проблеме визуальных стратегий европейского искусства 1960-х гг.: парижская группа GRAV // Сб.: Визуальные стратегии в классическом и современном искусстве и методы их исследования. М.: Изд-во РГГУ, 2011.
  23. Группа GRAV: к проблеме визуальных стратегий европейского искусства 1960-х гг. // Эл. журнал http://articult.rsuh.ru/article.html?id=1662326 
  24. Послевоенная геометрическая абстракция: Научные основания творческих поисков // Научное искусство: Материалы I Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: МИЭЭ, 2012. (В соавторстве с Ю.В.Подураевым).
  25. Робототехника и компьютерные видеотехнологии: Поиск решений в композициях древнерусской иконографии // Научное искусство: Материалы I Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В.Ломоносова. М.: МИЭЭ, 2012. (В соавторстве с Ю.В.Подураевым).
  26. Наука – Искусство – Технологии. Учебное пособие. М.: ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН», 2013. (В соавторстве с Ю.В.Подураевым). 
  27. К вопросу о научных основах формирования художественных стратегий в европейском искусстве 1950-1960-х гг.: творчество Ф.Морелле // Особенности развития техник и технологий в современном изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне: Сборник научных статей из серии «Искусство и наука в современном мире». Вып. 1. Ярославль: Филигрань, 2014. 
  28. Живописный квадрат как пространство визуальных экспериментов: Й.Альберс и В.Вазарели // Произведение искусства как документ эпохи: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ). В 2-х ч. Часть 2. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, БуксМАрт, 2015. 
  29. Трансформация художественного сознания в век компьютерных технологий // Знание. Понимание. Умение. 2015.№ 3.
  30. Художественные стратегии оп-арта в интеллектуальной истории ХХ века // Преподаватель ХХI век. Общероссийский журнал о мире образования. 2015. № 3.
  31. Художественные проекты Олафура Элиассона в контексте современной экологической эстетики // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. 
  32. Цифровые презентации искусства в контексте мультимедийных экспозиций: проблемы восприятия // Вестник РГГУ. История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 6 (27). 
  33. Культура и искусство первой половины ХХ века. // Всемирная история: Т. 6 : Мир в ХХ веке : эпоха глобальных трансформаций: Кн.1 / отв. ред. А.О.Чубарьян. М. : Наука. 2017. (с.142-174) 
  34. История искусства в границах визуального архива: Аби Варбург и Андре Мальро / Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. 
  35. Атлас как визуальный образ культурной памяти: концепция Ж.Диди-Юбермана // Вестник РГГУ, Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2019, № 8. 
  36. Атлас Г.Рихтера: стратегии репрезентации современных визуальных практик // Вестник РГГУ, Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2020, № 8.    
  37.  Art Versus Stunt: Art as Stunt in John Lanchester’s Capital   // Footpath. Contemporary British Literature in Russian Universities. Issue 13 (8). (в соавт. с Irina Popova)

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Ученый секретарь диссертационного совета Д 212.198.06 (по культурологии, историческим наукам)

Обновлено: 29.01.2021 10:40:39
Версия для печати

Возврат к списку