РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Ощепкова Екатерина Сергеевна

Кафедра/Центр

Кафедра социальной психологии

Должность

Доцент

Ученая степень

Кандидат филологических наук

Биографические сведения

  • 1993 – 1998 гг. Калужский государственный педагогический университет, квалификация «Учитель французского и английского языков полной общеобразовательной школы, учитель русского языка основной общеобразовательной школы». Диплом с отличием.
  • 2000 – 2002 гг. Московский государственный лингвистический университет, аспирантка кафедры психолингвистики. 2003 г. в МГЛУ защищена диссертация канд.филол.н. по специальности 10.02.19 – Теория языка. Тема диссертации «Идентификация пола автора по письменному тексту (лексико-грамматический аспект)».
  • 2015 – 2016 – МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии - обучение по программе «Основы психологии».
  • 2016 – 2018 – МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, магистратура по направлению «Клинико-психологическая реабилитация при нарушениях когнитивных и эмоциональных процессов», дневное отделение. Диплом с отличием. (Выпускная квалификационная работа «Возрастные и индивидуально-типологические особенности построения речи у детей 6-8 лет»; научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Т.В. Ахутина).
  • В РГГУ с 2020 г.

Научно-педагогическая деятельность

  • С 2003 года по настоящее время Институт языкознания Российской Академии наук. Старший научный сотрудник отдела психолингвистики. Планирование, проведение и обработка экспериментов, участие в организации научных конференций, в т.ч. международных; редактирование статей, в т.ч. в журнале “Вопросы психолингвистики”; написание научных статей и методических пособий; выступление на конференциях.
  • 2009 – 2018 – доцент департамента иностранных языков МФТИ. Преподавание французского языка, а также дисциплины “Общее языкознание” на программе “Переводчик в сфере профессиональной коммуникации”.
  • 2012 - 2014 гг. - Российский университет дружбы народов. Доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации. Преподавание дисциплин “Русский язык для иностранных студентов”, “Русский язык и культура речи”, “Лингвострановедение”, “Деловое общение”. Руководство аспирантами, организация научной работы студентов. Зам. заведующего кафедрой по науке. Участие в программах повышения квалификации преподавателей по подготовке к интеграционному экзамену по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. Участие в программах повышения квалификации учителей РКИ во Франции (Париж, Ницца) и Грузии (Тбилиси, Батуми).
  • В РГГУ читает курсы лекций, проводит семинары и практические занятия: "Психолингвистика", "Психология коммуникации", "Психология общения", "Гендерная психология"

Сфера научных интересов

  • Нейролингвистика, детская нейролингвистика и нейропсихология, психология речи, психолингвистика, порождение речи; онтогенез речи;
  • интерпретация текста, в т.ч. на иностранном языке, интернет-лингвистика, гендерная психология и лингвистика, социолингвистика.

Публикации

Монографии и учебные пособия
  1. Тарасов Е.Ф., Дронов В.В., Ощепкова Е.С. Представляю и понимаю. Ассоциативный словарик русского языка (словарь-учебник) – М.: Дрофа, 2010
  2. Дронов В.В., Воробьев В.В., Хруслов Г.В., Ощепкова Е.С. Прикладная лингвокультурология. Сборник учебно-методических материалов для обучения русскому языку. – М.: РУДН, 2013 – 236с.
  3. Дронов В.В., Зайцева Е.Н., Ощепкова Е.С., Ремизова С.Ю., Синячкин В.П., Чеботарева Е.Ю. Методическая передвижная школа и неделя русского языка, российского образования и культуры для российских соотечественников и иностранных граждан во Франции: сборник научно-методических материалов. – Этап 1. Ницца-Лион, 1-6 октября 2013г. (методическое пособие) Москва, РУДН, 2013. – 167 стр.
  4. Дронов В.В., Синячкин В.П., Ощепкова Е.С., Чеботарева Е.Ю., Москвичева С.А., Вио А., Мелани П. Методическая передвижная школа и неделя русского языка, российского образования и культуры для российских соотечественников и иностранных граждан во Франции: сборник научно-методических материалов. – Этап 2. Париж, 7-12 октября 2013г. (методическое пособие) Москва: РУДН, 2013. – 167 стр
  5. Должикова А.В., Киселева Е.В., Кажаева О.С., Синячкин В.П., Дронов В.В., Ощепкова Е.С. Основы законодательства Российской Федерации: учебное пособие для подготовки иностранных граждан к экзамену на гражданство РФ. М.: РУДН, 2014
  6. Тарасов Е.Ф., Дронов В.В., Ощепкова Е.С. Учебный ассоциативный словарь русского языка. - СПб., Златоуст, 2017. - 356 с.
  7. Психология саморегуляции: Эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. Авторский коллектив: Абдуллаева М.М., Алмазова О.В., Бабкина Н.В., Банщикова Т.Н., Блинникова И.В., Белолуцкая А.К., Бондаренко И.Н., Бухаленкова Д.А., Васильева М.Д., Веракса А.Н., Веракса Н.Е., Гаврилова М.Н., Гольцова М.А., Капица М.С., Ковязина М.С., Кондратюк Н.Г., Кузнецова А.С., Леонова А.Б., Матюшин В.В., Моросанова В.И., Фомина Е.А., Фомина Т.Г., Ощепкова Е.С., Петанова Е.И., Соломонов В.А., Титова М.А., Цыганов И.Ю., Якупова В.А. – М.: Нестор-История, 2020

Статьи:
  1. 2020 Veraksa A., Bukhalenkova D., Kartushina N., Oshchepkova E. The Relationship between Executive Functions and Language Production in 5–6-Year-Old Children: Insights from Working Memory and Storytelling // BEHAVIORAL SCIENCES, том 10, № 2, с. 52
  2. 2020 Ощепкова Е.С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик // Вопросы психолингвистики, том 44, № 2, с. 110-123
  3. 2020 Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование: теория и практика, издательство Мозаика-Синтез (М.), том 99, № 3, с. 32-39 
  4. 2019 Veraksa A.N., Ochepkova E., Bukhalenkova D.A., Kartushina N.The Relationship of Executive Functions and Speech Production in Senior Preschool Children: Working Memory and Storytelling // Clinical Psychology and Special Education, том 8, № 3, с. 56-84 
  5. 2019 Gorobets E., Mashanina E., Skobeltsyna E., Oshchepkova E.The role of information technologies in the development of creative thinking in gifted children: Pro ET contra // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, том 11, № 8, с. 1783-1786
  6. 2019 Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Ощепкова Е.С. Взаимосвязь понимания эмоций и смысловых аспектов нарратива дошкольников // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований, издательство РФФИ (М.), № 4, с. 76-84 
  7. 2019 Журавлев И.В., Ощепкова Е.С. Мозг и язык: история исследований // Мир лингвистики и коммуникации (электронный научный журнал), издательство федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тверская государственная сельскохозяйственная академия" (Тверь), № 4, с. 92-111
  8. 2019 Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Ощепкова Е.С., Паникратова Я.Р., Матвеева Е.Ю. Понимание грамматических конструкций и построение рассказа учащимися 1-3 классов // Вопросы психолингвистики, том 39, № 1, с. 53-81 
  9. 2019 Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Картушина Н.А. Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов // Клиническая и специальная психология, том 8, № 3, с. 56-84 
  10. 2018 Volskaya Y.A., Kurtasanova E.S., Budarina N.O., Oshchepkova E.S., Ilchenko M.V. Psychological features of stress in pregnant women // INTERNATIONAL JOURNAL OF PHARMACEUTICAL SCIENCES AND RESEARCH, том 10, № 4, с. 247-249 
  11. 2017 Ощепков И.В., Ощепкова Е.С. "ДАР БОГОВ" В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА "ФИЛЕБ". "ГРАММАТИКА" Тевта // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 2, с. 21-43.

Обновлено: 02.12.2020 12:09:21
Версия для печати

Возврат к списку