российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   Л   Левкиевская Елена Евгеньевна

Левкиевская Елена Евгеньевна

Кафедра/Центр

Учебно-научный центр типологии и семиотики фольклора

Должность

Профессор, ведущий научный сотрудник

Ученая степень

Доктор филологических наук

Биографические сведения

Образование: 1983-1988 гг. - филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Дипломная работа: «Русская, белорусская, украинская мифологическая лексика в сравнительном освещении». Научный руководитель -  академик РАН Н.И. Толстой. 
1989-1992 г. – аспирантура в Институте славяноведения РАН под руководством академика Н.И. Толстого. 
Кандидатская диссертация «Славянский оберег: семантика и структура» (защищена в 1995 г.). Научный руководитель – академик РАН Н.И. Толстой.  
Докторская диссертация «Восточнославянский мифологический текст: семантика, прагматика, диалектология» - 2007 г. 
Научная деятельность: с 1990 г. по июнь 2014 г. – работа в Институте славяноведения РАН на должностях от младшего научного сотрудника до ведущего научного сотрудника. С 1990 по 2005 г. в Отделе этнолингвистики и фольклора, до 2014 г.  – в Отделе восточного славянства. С июня 2014 г. – ведущий научный сотрудник Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ. 

Научно-педагогическая деятельность

Преподавательская деятельность: с 2007 г. – преподавание в магистратуре ЦТСФ РГГУ. 
Курсы лекций: 
  • Прагматика фольклорного текста; 
  • Введение в этнолингвистику и семиотику;
  • Славянский фольклор;
  • Обряд и текст 

Область научных интересов и сфера научной деятельности

славянские языки, славянская традиционная культура и мифология, диалектология, ареалогия, семиотика, народное православие и формы народной религиозности, культурная антропология (исследование форм повседневности), теория прагматики текста и коммуникации. 

Публикации

Автор 460 публикаций. Библиографию работ за 1992-2004 гг. см.: [Библиография] Е.Е. Левкиевская // Славянская этнолингвистика. М., 2004. С. 106-115. 
Основные научные работы: 
Монографии: 
  • Славянский оберег: семантика и структура. М., «Индрик». 2002.; 
  • Мифы русского народа. М., АСТ. 2000. 
Публикации материалов: 
  • Подготовка текста, комментарии, составление указателя литературы, предметно-тематического указателя и  словаря диалектных слов: Д.К. Зеленин "Очерки русской мифологии". М., 1995. С. 317-430. 
  • Полесские заговоры. Составление, подготовка текстов и комментарии. Совместно с Т.А. Агапкиной и А.Л. Топорковым. М., «Индрик». 2003; 
  • Народная демонология Полесья. М., «Языки славянских культур». Т. 1. 2010; Т. 2. 2012 г.; Т. 3. 2016 г.; Т. 4. 2019 г. Совместно с Л.Н. Виноградовой.
Основные статьи:  117 статей в этнолингвистическом словаре «Славянские древности». М., «Международные отношения». Т. 1. 1995; Т.2. 1999; Т. 3. 2004; Т. 4. 2009. 
Другие работы:
  1. Мифологические имена-апотропеи в карпатском ареале // Символический язык традиционной культуры. М., 1993. С. 93-102.  
  2. Материалы по карпатской мифологии // Славянский и балканский фольклор М., 1994. С. 251-262.
  3. Полесский водяной на общеславянском фоне // Славянский и балканский фольклор (в соавторстве с В.В. Усачевой). М., 1995. С. 153-172.   
  4. Сексуальные мотивы в карпатской мифологии // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. С.  225-247. 
  5. Низшая славянская мифология // Очерки славянской культуры. М., 1996. С.  175-195.  
  6. Славянские представления о способах коммуникации между тем и этим светом // Концепт движения в языке и культуре М., 1996. С.  185-212. 
  7. Народ безмолвствует? (Советское богоборчество глазами русского крестьянина) // Родина 1997. № 8.  С. 96-101. 
  8. Москва в зеркале современных православных легенд // Лотмановский сборник-2. М., 1997. С. 805-835. 
  9. Проблема "чужой речи" и способы цитирования в кинематографе Андрея Тарковского // Слово и культура. Сборник памяти Н.И. Толстого. М., 1998. Т.2. С.  338-348.
  10. К вопросу об одной мистификации или гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia mitologica slavica. Ljubljana, 1998. С. 307-315. 
  11. Севернорусские православные легенды XX века (Православие глазами современного русского крестьянина) // Ученые записки Православного Университета. Т.4. М., 1998. С. 90-110.
  12. Мифологический персонаж: имя и образ // Славянские этюды. Сборник в честь С.М. Толстой. М., 1999.  С. 243-257.
  13. Конфессиональный образ поляка в русской народной и письменной культуре // Поляки и русские в глазах друг друга. М., 2000. С. 231-238.
  14. Мифологические персонажи в славянской традиции. Восточнославянский домовой. // Славянский и балканский фольклор. М., 2000. С. 96-161.   
  15. Представления о “том свете” у восточных славян // Славянский альманах. М., 2003. С. 342-367.  
  16. Русская идея в контексте исторических мифологических моделей и механизмы их образования // Современная российская мифология. М., 2005. С. 175-206. Прагматика мифологического текста // Славянский и балканский фольклор. М., 2006. С. 150-213. (3,5 а.л.)
  17. Народный культ Царя-мученика и проблемы идентичности в современном русском обществе // Культура сквозь призму идентичности. М., 2006. С. 183-208. (1,2 а.л.)
  18. Пространство потустороннего мира в народных представлениях восточных славян // Славяноведение. 2006. № 6. С.9-15
  19. Этнокультурный и языковой стереотип украинца в русском сознании // Украина и украинцы: образы, представления, стереотипы. М., 2008. С. 154-178.
  20. Членение исторического времени в устной традиции восточных славян XX в. // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда. М., 2009. С. 158-178. 
  21. Полесские представления о некрещеных детях на общеславянском фоне // Живая Старина. 2009. № 4. С. 23-26.
  22. Ребенок и революция. Становление личности в кризисную эпоху // Человек и личность как предмет исторического исследования. Россия (конец XIX-XX в.). СПб., 2010. С. 65-72.
  23. Структурные особенности славянского мифологического персонажа или почему у славянской ведьмы нет биографии // Пространство колдовства. М., 2011. 299-313. 
  24. Обычаи «печатать покойника» и «поднимать воздух» в погребальной обрядности Полесья // Живая Старина. 2011. № 4. С. 37-41.
  25. Этнодиалектное картографирование демонологии Полесья // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Сборник докладов. Т.2. М., Гос. Республиканский центр русского фольклора. 2011. С. 76-100.
  26. Современная прихрамовая среда как конфликтное поле: языковые и культурные формы выражения конфликта //  Конфликт в языке и коммуникации. Материалы конференции. М., РГГУ. 2011. С. 409-424.
  27. Украинский язык в русском языковом пространстве // Русские об Украине и украинцах. СПб., «Алетейя». 2012. С. 415-454.
  28. Семантическая вариативность украинизмов в русском языковом пространстве // Вариативность в языке и коммуникации. М., РГГУ. 2012. С. 174-188.
  29. Пасхальная пища и пасхальное застолье в советское время как инструмент сохранения религиозной или семейной идентичности // Этнографическое обозрение. 2012. № 5. С. 59-70. 
  30. Мифологические рефлексы в литературных текстах: возможности семиотических сдвигов // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах / Отв. ред. и сост. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова. Вып. 1. М., РГГУ. 2012. С. 485-515.
  31. Что общего у русского водяного и польского topielnika? (польская и русская мифологии в их взаимодействии с христианством) // In Umbra. Демонология как семиотическая система. Вып. 3. М., Индрик. 2014. С. 365-404.
  32. Просто несли веру христианскую в массы…» (Сакральные специалисты советского времени в украинском анклаве Саратовской обл.) // Живая старина. 2014. № 4. С. 50-53.
  33. Человек на войне между Богом и атеизмом // Маленький человек и большая война в истории России: середина XIX - середина XX в.: Материалы международного коллоквиума (Санкт-Петербург, 17-20 июня 2013 г.) / Отв. ред. Н.В. Михайлов, Я. Плампер. - Санкт-Петербург: Нестор-история, 2014. - 572 с., ил. С. 116-130. (1 а.л.)
  34. Проблемы описания локальных традиций и возможные методы их изучения (на примере украинского анклава Саратовской обл.) // Этнографическое обозрение. 2015. № 2.  С. 37-47.
  35. Актуальные демонологические представления в украинском анклаве Саратовской обл. // Демонология и народные верования. М., Республиканский центр русского фольклора. 2016. С. 180-195. 
  36. Мифологические механизмы сглаза: агрессоры и их жертвы (на материалах полесской традиции) // In Umbra. Демонология как семиотическая система / Ред. Д.И. Антонов, О.Б. Христофорова / М., Индрик, 2016. С. 333-350. 
  37. Семантические варианты топонима «Малороссия» и его дериватов в русской речевой практике постсоветского периода // Имя народа. Украина и ее население в официальных и научных терминах, публицистике и литературе. М., СПб., Нестор-история, 2016. С. 250-278.
  38. «Отпевальные» тетради украинцев Самойловского р-на Саратовской обл.: жанровый состав и пути формирования // Живая Старина. 2017. № 2. С. 21-25.
  39. Развитие украинского языка и история его изучения в советский период // Малороссы & Украинцы. Украинский вопрос в науке, государственной и культурной политике Российской империи и СССР / Ред. Е.Ю. Борисенок, М.В. Лескинен. М., Инслав. 2018. С. 483-527.
  40. Народная демонология Полесья. Публикации текстов в записях 80-90-х гг. XX в.  Т. 1-4. М., 2010-2019. Совместно с Л.Н. Виноградовой.


Обновлено: 30.05.2020 16:12:23
Версия для печати