российский
государственный
гуманитарный университет

Кто есть кто   В   Вайнштейн Ольга Борисовна

Вайнштейн Ольга Борисовна

Кафедра/Центр

УНИ высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского

Должность

Ведущий научный сотрудник

Ученая степень

Доктор филологических наук

Государственные награды, почетные звания, благодарности

Лауреат премии «Инолиттл» журнала «Иностранная литература» за 2001 год. Книга "Денди: мода, литература, стиль жизни" вошла в финал премии Просветитель 2014 года.

Биографические сведения

Родилась в Москве, в 1981 году окончила филологический факультет МГУ, романо-германское отделение. Ученица профессора А.В.Карельского. В 1983 – 1992 г. - научный сотрудник Института Мировой Литературы Академии Наук. В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию. Стипендиат Национального центра научных исследований (СNRS, Франция). C 1993 г. и до настоящего времени - ведущий научный сотрудник Института Высших Гуманитарных Исследований им. Е.М. Мелетинского при РГГУ. В 2005 году защитила докторскую диссертацию. Автор 2-х монографий и более 370 научных статей по истории культуры.

Научно-педагогическая деятельность

Автор лекционных курсов в РГГУ
  • «История мировой культуры XIX века»,
  • «История зарубежной литературы XIX века»,
  • «Поэтика Озерной школы»,
  • «Методология гуманитарного знания»,
  • «Семиотика одежды и тела».

Под руководством О.Б.Вайнштейн были защищены три кандидатских диссертации. Сейчас ученики О.Б.Вайнштейн успешно работают в науке. Среди учеников О. Б.Вайнштейн – Людмила Алябьева, Ксения Гусарова. В качестве приглашенного профессора работала в Мичиганском и в Стокгольмском университетах. Авторские курсы и статьи на сайте научно-просветительского проекта Арзамас.

Область научных интересов и сфера научной деятельности

  • история и теория моды в контексте культуры,
  • история телесности и канонов красоты,
  • история английской литературы,
  • философия европейского романтизма,
  • гендерные исследования,
  • культура повседневности.

Основатель журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» и составитель книжной серии «Библиотека журнала “Теория Моды”» издательства Новое Литературное Обозрение (редактор - Л.Алябьева). О.Б.Вайнштейн является составителем и публикатором избранных трудов и лекций своего учителя профессора Альберта Викторовича Карельского.

Публикации

Ольга Борисовна Вайнштейн - автор двух монографий: 
  • Язык романтической мысли: О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля (1994) 
  • "Денди: мода литература стиль жизни" (2005), которая выдержала четыре издания. Ольга Вайнштейн является составителем  двухтомника «Ароматы и запахи в истории культуры"(2003, 2010). 
Ольга Вайнштейн является составителем  двухтомника
  • «Ароматы и запахи в истории культуры"(2003, 2010).
Избранные статьи:
  • Леопарды в храме: деконструктивизм и критическая традиция // Вопросы литературы, 1989, N 12, с.167-199.
  • “Homo deconstructivus”: философские игры постмодерна // Апокриф. 1993. №2. С. 12-30.
  • Одежда как смысл: Идеологемы современной моды // Иностранная литература, 1993, N 7, с.224-232.
  • Постмодернизм: философия или язык? // Вопросы философии, 1993, N 7, с.3-7.
  • Индивидуальный стиль в романтической поэтике // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П.А.Гринцер. М.: Наследие, 1994. С. 392-430.
  • "Полные смотрят вниз": Идеология женской телесности в контексте российской моды // Художественный журнал.  1995.  N 7. С. 49-53.
  • Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. 1997. № 22. С. 303-331.
  • Мода новых русских: история и дилеммы // Декоративное искусство. 1997. № 1-2. С. 105-110.
  • Откуда берется пыль? Семиотика чистого и грязного. //Мировое древо (Arbor Mundi), 1998, N 6, c.153-173.
  • Семиотика одежды гуманитариев // Неприкосновенный запас. 1999. № 1 (3). С. 82-89.
  • Грамматика ароматов // Ароматы и запахи в культуре. М., Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003, Том 1, с.5-12. 
  • Историческая ароматика  // Ароматы и запахи в культуре. М., Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003, Том 1, с.437-463.
  • Семиотика Шанель №5 // Ароматы и запахи в культуре. М.: Изд-во Новое Литературное Обозрение, 2003, Том 2, с.352-367; библиография с.651-660.
  • География московской моды: маршруты шопинга // Теория  Моды 2006, №1, сс. 179-209.
  • Ноги графини:  этюды по теории модного тела // Теория  Моды, 2006-2007, №2, сс.99-126.
  • «Мое любимое платье»: портниха как культурный герой в Советской России // Теория моды, 2007, № 3, с. с.101-126.
  • Шотландка, плед, тартан. // Теория моды, № 11, 2009, с.9-21.
  • В соответствии с фигурой: полное тело в советской моде. Теория моды, № 15, 2010, с.75-95. 350 стр. 
  • Ноги Эйми Маллинс: мода, протезы, аксессуары // Теория Моды, № 18, 2011, с. 117-137. 
  • Руки андроида: опыт прочтения романа Вилье де Лиль-Адана «Будущая Ева» //  Теория Моды, № 27, весна 2013. с. С.139-154.
  • Метаморфозы модного тела: города и блоги. // Теория Моды, осень 2014, выпуск 33, с.11-31. 
  • Everybody lies:  фотошоп, мода и тело. // Теория моды, № 43, 2017. С. 201-234.
  • «Мы обязаны быть прелестны, одеты с иголочки, хоть умри»: семиотика моды в романах Эдит Уортон // Теория Моды, 49, 2018, с.199 - 228.
  • Сто игр на одном лице: костюмы и контексты Андрея Бартенева  // Теория Моды, 56, 2020, с.1 - 28.

Переводы

Избранные публикации на иностранных языках:
  • Female Fashion, soviet style: bodies of ideology // Russia - women – culture /ed. H.Goshilo, B.Holmgren. Indiana,USA: Indiana UP / 1996. P. 64-94.
  • Fashioning woman: dressmaker as cultural producer // Para-sites. A casebook against cynical reason / Ed. George Marcus. The University of Chicago Press, 2000. P. 195-225.
  • Russian dandyism: Constructing a man of fashion // Russian Masculinities in history and culture / Ed. B.Evans Clements, R.Friedman and D.Healey. Routledge, 2002, p.51-76.
  • Mapping Moscow fashion: spaces and spectacles of consumption // Fashion’s World Cities / Ed. Ch.Breward, D.Gilbert. Berg Publishers: 2006, pp. 135-159.
  • Dandyism, visual games and the strategies of representation //  The Men's Fashion reader. Ed. Peter McNeil and Vicki Karaminas. Oxford, New York: Berg Publishers, 2009, pp. 84 -108.
  • Dandy: a snapshot // Fashion History Reader. Global perspectives. Berg Publishers, 2010, pp. 329-332. 
  • Being Fashion-able: Controversy around Disabled Models.
  • https://process.arts.ac.uk/sites/default/files/olga-vainshtein-being-fashion-able-controversy-around...  
  • “I Have a Suitcase Just Full of Legs Because I Need Options for Different Clothing“: Accessorizing Bodyscapes //  Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, Volume 16, Number 2, June 2012 , pp. 139-170.
  • Walking the turtles: Minimalism in European Dandy Culture in the Nineteenth Century // Fashion, Style & Popular Culture, Volume 4, Number 1,  January 2017, pp. 81-104 (24).
  • Orange Jackets and Pea Green Pants: The Fashion of Stilyagi in Soviet Postwar Culture // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, Special issue:  Russian Fashion Theory, Volume 22, Issue 2, March 2018, pp. 167-185. 
  • Photography and Body // The End of Fashion. L-N-Y, Bloomsbury, 2019, pp. 47-67.
  • Designing the Future: Constructivist Laboratory of Fashion // Fashion and Modernism. L-N-Y, Bloomsbury, 2019. pp.101-127.
  • Fashioning the ‘Performance Man’: Costumes and contexts of Andrey Bartenev  // Critical Studies in Men’s Fashion, 2019, Volume 6,  Numbers 1 & 2, p.13-36.
  • “We are expected to be pretty and well-dressed till we drop”: Fashion and “Passing” in the novels of Edith Wharton // Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 2020, vol.24, issue 4, pp.499-534.

Участие в научных советах, комиссиях, редколлегиях

Член редколлегии  журнала "Теория Моды: одежда, тело, культура", международных научных журналов “Fashion Theory: the Journal of Dress, Body and Culture”;  “Critical Studies in Men's Fashion”.


Обновлено: 20.05.2020 14:49:06
Версия для печати