РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Татьяна Марцинковская: Как сохранить ...


Татьяна Марцинковская: Как сохранить продуктивность в условия дистанционного обучения
19.11.2020

Татьяна Марцинковская: Как сохранить продуктивность в условия дистанционного обучения


Как эмоционально поддержать себя и своих близких, организовать работу и общение со студентами в этот сложный период — рассказывает Директор института психологии им. Л.С. Выготского Татьяна Марцинковская.

Сейчас мы снова переживаем ситуацию, в которой нарушается наш привычный образ жизни. Хотя в этот раз ограничения пространства не такие жесткие, все равно это не может не сказаться на нашем эмоциональном самочувствии, ощущении стабильности и возможности планировать свое будущее хотя бы на некоторое время вперед.

Помните, что испытывать тревогу в такой ситуации — нормально! Это естественная реакция на сложившиеся обстоятельства. Важно определить примерную последовательность действий в течение дня, необходимо соблюдать повседневные ритуалы. Например, ритуал выхода на работу или учебу, смены одежды с домашней на деловую. Сейчас у нас появился дополнительный источник тревоги — новые задачи, связанные с переходом на дистанционное обучение или удаленную работу. Проблемы, которые появляются, связаны с установками, часто не совсем отрефлексированными. Это еще больше осложняет организацию учебного процесса.

Главная и совершенно неадекватная установка связана с тем, что онлайн-обучение не дает возможность полноценно общаться со студентами. На самом деле дистанционное обучение позволяет людям стать ближе друг к другу. В ситуации офлайн многие лекторы выделяют для себя некоторых студентов, на реакции которых и ориентируются во время лекции. Этот же прием может быть использован при онлайн-варианте.

Конечно, при дистанционном обучении необходимы формы контакта со студентами. Часто возникают жалобы на то, что лекции проводятся без обычной обратной связи с группой. Затруднением становится тот факт, что у многих слушателей нет нормальной видео картинки, преподаватель видит только черную иконку с фамилией или ником. Но у многих ребят просто нет технических возможностей сохранять на протяжении всего занятия и видео, и аудио режимы. Поэтому их можно попросить ставить вместо фамилии на черном фоне свои аватарки. Они, кстати, бывают очень интересными и много говорят о своих владельцах.



Преподавателям нужно подталкивать студентов к активной коммуникации: важно чаще задавать вопросы, не бояться пошутить, уточнять, все ли слушателям понятно. Можно до занятия отправить презентацию с основными тезисами лекции. Тогда в процессе лекции студенты смогут подойти к тексту более осознанно и задать вопросы по тем разделам, которые непонятны. Если вопрос объемный, можно обсудить его подробнее на семинарском занятии в группе.

Однако, обсуждение в рамках лекции какой-то проблемы может быть очень продуктивным и мотивирует студентов готовить свои вопросы заранее. Часто во время вопроса студент может только включить микрофон, но не может включить видео. Это не должно стать помехой общению: даже вербальный контакт, без визуального, полезен обеим сторонам и группе в целом.

Занятия в группе могут быть более интересными именно при онлайн-обучении. В таком формате легче организовать деловую игру, дискуссию и даже научный турнир. Опыт показывает, что смешанный формат является наиболее оптимальным для занятий, повышает не только мотивацию студентов, но и уровень усвоения ими знаний.

Сегодня преподавателям оказывается серьезная помощь в организации дистанционного обучения, проведения и записи лекций, семинарских занятий. (* Прим. ред.: например, в Российском государственном гуманитарном университете работает группа студентов-добровольцев — цифровых волонтеров, которые помогают преподавателям с техническими вопросами).

Похожие проблемы возникают у студентов

Дорогие студенты, помните, что преподаватель также заинтересован в ваших вопросах, не бойтесь их задать. Сразу же давайте преподавателям обратную связь в тех случаях, когда вам что-то непонятно или сложно, особенно при получении новых заданий. Преподавателям бывает сложно сориентироваться в новой ситуации, поэтому ваши вопросы помогут не только вам, но и преподавателям; повысят обоюдную мотивацию к обучению в новой непростой для обеих сторон ситуации.

И, конечно, важно в любой ситуации не терять чувство юмора и уверенность в том, что эта кризисная ситуация не бесконечна. Необходимо в этот период не перегрузить себя и бережно относиться к себе и окружающим.



Автор:

Директор института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Татьяна Марцинковская, доктор психологических наук, профессор. Подробнее...