российский
государственный
гуманитарный университет

Научно-исследовательский центр интегративной и цифровой гуманитаристики

Научно-исследовательский центр интегративной и цифровой гуманитаристики

Научно-исследовательский центр интегративной и цифровой гуманитаристики был создан в соответствии с приказом Ректора РГГУ от 05.02.2020 № 01-55/осн «О создании Научно-исследовательского Центра интегративной и цифровой гуманитаристики РГГУ».

Миссия и задачи Центра структурированы вокруг трех основных компонентов:

  1. развитие рейтинговых технологий РГГУ с учетом опыта ведущих рейтинговых агентств и университетов 5-100;
  2. мониторинг научной публикационной активности студентов и сотрудников Университета в международных системах Scopus и Web of Science;
  3. разработка методологии репрезентации гуманитарного знания в цифровом пространстве.

В основе такого подхода лежит инструментальное определение гуманитарных компетенций с учётом системы метрик эффективности научно-образовательной деятельности, разрабатываемых в системе рейтинговых методологий и доказательных гуманитарных практик.

Таким образом, формулируется главная цель создаваемого Центра - обеспечение приоритетной роли РГГУ в области социогуманитарных разработок и цифровизации гуманитарного знания как в системе профильных вузов Российской Федерации, так и сетевого международного сотрудничества. Научно-исследовательская платформа Центра заключается в разработке новой парадигмы социогуманитарной науки в эпоху глобальной цифровизации общества, заключающейся в развитии интегративных исследований на стыке социогуманитарного, естественно-научного и инновационного технологического знания.

Центр имеет в своем составе:

  • Междисциплинарную программу Перспективные исследования системообразующей роли индивидуального и социального совладающего интеллекта в развитии сквозных компетенций цифрового общества;
  • Рабочие группы по разработке методологии аналитической модели купирования глобальных вызовов и угроз в соответствии с национальными приоритетами Российской Федерации и международными инициативами, цифровизации образовательных программ, созданию электронных учебных курсов и баз данных, истории знаний, и истории фортификации в контексте культурно-исторических приоритетов сохранения национального достояния России.

Научные монографии Центра

  • Либин А.В. (2020). Дифференциальная психология. 6е издание, перераб. и доп. Юрайт: Москва
  • Либина Е.В.,Либин А.В., Либин В.В. (2020). Психографический тест Либиных. Учебное пособие для ВУЗов. 2е изд, перераб. и доп. Юрайт: Москва
  • Libin, A., Schladen, M., Danford, E., Scholten, J. Telemedicine in Delivering Care. In: Ainspan, N., Bryan, C., Penk, W.E. (Eds).  Handbook of Psychosocial Interventions for Veterans: A Guide for the Non-Military Mental Health Clinician. Oxford: Oxford University Press, Chapter 27. 2016.
  • Воронков Ю.С., Медведь А.Н., Уманская Ж.В. История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. 489 с. (4 издания)
  • Медведь А.Н. Болезнь и больные в Древней Руси. О рудомета до «дохтура». Взгляд с позиций исторической антропологии. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017. 288 с.
  • Либина Е.В. Психология совладания. Учебник для ВУЗов. Юрайт, 2019
  • Либина Е.В. Совладающий интеллект. Учебное пособие для ВУЗов. Юрайт, 2020
  • Libin A. Libin, E., RoboEthics as an Integrated discipline and future competence: ethical framework for person-robot confluence. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking (in print; expected for publication June 2020).
  • Libin, A. Integrated disciplines and future competencies: A blueprint for ethically aligned curriculum for IT, CS, ITC & beyond. HEAD journal (in print; expected for publication June 2020).
  • Libin, E., Future competencies for digitally aligned specialties: coping intelligently with global challenges. HEAD journal (in print; expected for publication June 2020).

Участие в грантовых проектах

  • Московский научно-образовательный консорциум по разработке программы диагностики и мониторинга стратегий научно-технического развития Российской Федерации (2019-2020).

Международное научное сотрудничество

  • Александр Либин PhD и Алена Либина PhD - основатели и главная редакция онлайн-журнала "Совладание с жизненным стрессом" (Coping with Life Stress) (2016-2020) ведущей международной научной издательской корпорации "Фронтиерс" (Frontiers) (Лозанна, Швейцария). Frontiers объединяет журналы мирового уровня с самыми высокими показателями импакт-фактора в Scopus, Web of Science под эгидой Elsevier Pub.
  • Александр Либин PhD – (2015 – по настоящее время) основатель-редактор международного онлайн журнала "Исследования пост-травматического опыта" (Post-traumatic Stress Research) издательства Спрингер и Китайской Военной Академии, Пекин, КНР. Журнал индексирован в Scopus, Web of Science, MEDLINE PubMed и PubMed Central.

Участие в реализации социально значимых проектов

Участие в 2017 г. в проекте «Русский язык в международных коммуникациях» (Конкурс № ФЦПРЯ–4/5–03-02 в рамках мероприятий направления 5 «Проведение крупных социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, и обеспечение управления реализацией Программы» федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы по Лоту № 9 «Проведение в Российской Федерации и за рубежом комплексных мероприятий просветительского и образовательного характера») – создание компьютерного тренажёра для освоения субстантивной лексики для использования в учебном процессе Дамасского университета (САР) и в университете Аль-Истикляль (г. Вифлием, ПА) в рамках программы дополнительного образования «Русский язык в контексте современной российской культуры».

2018 г. – участие в проекте «Образовательно-просветительская деятельность по продвижению русского языка и русской культуры за рубежом», разработанном на основе Соглашения о предоставлении из федерального бюджета гранта в форме субсидии в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» № 073-15-2018-187 от 19 ноября 2018 г. Разработаны мобильные приложения на платформах Android и iOS, состоящие из интерактивных тренажёров для освоения субстантивной лексики, содержащие 600 слов, визуализированных и снабженных аудиосопровождением и интерактивные задания.