РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


Встреча семинара «Религиоскоп»
20.05.2019

Встреча семинара «Религиоскоп»

20 мая 2019 г. в Центре изучения религий РГГУ состоялось заседание постоянно действующего семинара «Религиоскоп» в сотрудничестве с семинаром «Свободное религиоведение» (научные руководители: кандидат культурологии Л. Г. Жукова, РГГУ; кандидат исторических наук Б. Е. Рашковский, Институт всеобщей истории РАН; доктор исторических наук Е. Б. Рашковский, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН). На сей раз в программе семинара были: доклад доктора философских наук, профессора Татьяны Геннадьевны Щедриной «Религиоведческая эвристика в трудах Г. Г. Шпета (1879 – 1937)» и обсуждение доклада.


Источниками для доклада послужили:

  • опубликованные труды этого выдающегося русского философа,
  • его рукописи и переписка;
  • рукопись его перевода «Феноменологии духа» Гегеля. Перевод был завершен в 1937 г. сосланным в Томск Шпетом  как раз в канун расправы местных органов НКВД над философом; 12 лет спустя этот перевод был издан Институтом философии АН СССР, однако – с существенными искажениями. В настоящее время Татьяна Геннадьевна вместе с дочерью, кандидатом философских наук Ириной Олеговной Щедриной, работает над восстановлением и подготовкой к печати аутентичного текста шпетовского перевода. И, в частности, – над сверкой рукописи Шпета с немецким оригиналом великой гегелевской книги.

Младший современник Вл. Соловьева и современник блистательной плеяды русских религиозных философов первой половины ХХ столетия, Шпет всё же стоит несколько особняком среди мыслителей тогдашнего философского mainstream’а предреволюционной России и Русского зарубежья.

Религиозные материи не были центральными в общем комплексе его исканий и исследований: он был философом в собственном смысле этого слова, ибо его интересовала прежде всего сама мысль как таковая – в сложном единстве ее структуры и исторической динамики. Однако весьма важны и своеобразны элементы религиоведческой эвристики в его наследии. Те более, что, по мнению Т. Г. Щедриной, обнаруживаются любопытные параллели идей Густава Густавовича Шпета с трудами ряда русских религиозных мыслителей. И прежде всего – с трудами о. Георгия Флоровского (интерес к интеллектуальным и теоретическим аспектам религиозной мысли и культуры и критика недостатка теоретических горизонтов в истории религиозной мысли в России), а также с трудами о. Павла Флоренского (интерес к символическим основаниям культуры и, в частности, религиозного творчества).

Г. Г. Шпет, будучи по призванию мыслителем светским, тем не менее, испытывал глубокое уважение к религиозной сфере как к одной из непреложных основ человеческой интеллектуальности и того символизма, которым во многом конституируется в истории человеческая мысль. Однако позиция Шпета в отношении религиоведческих материй была своеобразной:

  • философ находил современную ему религиозную жизнь излишне схематичной и догматизированной, что, по его мнению, отчасти обусловило собой трагические события: черты религиозного фидеизма и антиинтеллектуализма гротескно воспроизвелись в большевистской атеистической идеологии;
  • библейская, разделяемая иудеями и христианами, мифологема об искупительной роли человеческого страдания казалась ему излишне жесткой, недооценивающей именно самое реальность страдания, вызванного людским невежеством, самодурством, властолюбивым садизмом;
  • философ настаивал на важности в развитии религиозной сферы (да и всего комплекса человеческой культуры) не только сакрализованной ортодоксии, но и гетеродоксии: последняя вольно или невольно вводит в сферы религий и самого мышления элементы творческого и осознанного спора, без которого нет ни развития, ни истории человеческого духа, т. е. истории как таковой.

По мнению докладчика и участников дискуссии (проф. Н. В. Шабуров, Е. Б. Рашковский и др.), мы еще не вполне сумели оценить по достоинству шпетовский взгляд на историю (в частности, и историю мировых религий), восходящий отчасти именно к Гегелю, но и обобщивший некоторый реальный отечественный опыт: мысль во многом конституируется объективными предпосылками истории, история же конституируется входящей в ее текстуру непрерывной работой человеческой мысли. В том числе – и мысли религиозной. Со всеми ее порывами, прорывами и срывами.

Поделиться новостью в Телеграм!
Центр изучения религий
читайте также
18 апреля 2025
Конференция "Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее"

11-12 апреля состоялась всероссийская конференция "Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее".

18 апреля 2025
Студенты Центра изучения религий приняли участие в праздновании Вербного воскресения

13 апреля  религиоведы первого и второго курсов посетили храм Живоначальной Троицы.

17 апреля 2025
Публичная лекция Оксаны Куропаткиной «Неправославные христианские конфессии в России»

4 апреля 2025 г. доцент Учебно-научного Центра изучения религий РГГУ Оксана Куропаткина  прочитала публичную лекцию «Неправославные христианские конфессии в России» в рамках Весенней богословской школы Библейско-богословского института св. апостола Андрея.

14 апреля 2025
Студенты Центра изучения религий посетили общину Армянской апостольской церкви

6 апреля 2025 г. студенты первого курса УНЦИР, в рамках программы изучения Древних Восточных христианских церквей, посетили Кафедральный собор Преображения Господня.

11 апреля 2025
Студенты Центра изучения религий посетили лютеранскую общину Москвы

25 марта теологи и религиоведы первого курса посетили Кафедральный лютеранский собор Святых Петра и Павла 

10 апреля 2025
Студенты Центра изучения религий посетили католическую общину Москвы

30 марта 2025г. студенты первого курса УИНЦИР посетили Кафедральный католический собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии.

25 марта 2025
Посещение Рамадана студентами Центра изучения религий

22 марта 2025 года в субботу студенты Центра изучения религий РГГУ посетили "Шатер Рамадана" при Московской мемориальной мечети, где смогли лучше познакомиться с религиозными и культурными традициями ногайского народа. 

17 марта 2025
Экскурсия в храм святой мученицы Татианы 16 марта 2025 года

16 марта 2025 года, в воскресенье, состоялась экскурсия в домовой храм святой мученицы Татианы при МГУ, приуроченная к 270-летию Московского государственного университета и 30-летию православного журнала «Татьянин день». 

13 марта 2025
В РГГУ обсудили мистические движения в протестантизме

11 марта 2025 г. в онлайн-лектории Учебно-научного Центра изучения религий РГГУ прошла лекция доцента центра Оксаны Куропаткиной «Массовые мистические движения в протестантизме. Часть первая».

23 февраля 2025
Победа студента Центра изучения религий во всероссийском конкурсе

Выпускница Центра изучения религий РГГУ Дарья Буцева стала победителем в номинации "Лучшая выпускная квалификационная работа студента бакалавриата" в межвузовском конкурсе студенческих научных работ "Исследования религии - 2024"!