16 июня в дистанционном он-лайн формате Институтом Психологии им. Л.С. Выготского, Кафедрой Психологии и педагогики образования был проведен Международный круглый стол: «Социализация современных подростков: контексты и подтексты системной обусловленности».
В нем приняли участие представители трех стран: России, Китая, Португалии. География нашей страны была представлена такими городами как: Москва, Московская область, Рязань, Барнаул, Санкт-Петербург - всего более 100 человек.
Ведущим круглого стола была профессор Евгения Кригер (РГГУ), которая задавала вопросы, выстраивала диалогическое пространство обсуждающих, поднимавших острые проблемы социализации подростков, их адаптация и самоактуализация в мире.
В центре внимания оказались социально значимые вопросы возрастного развития, проживания подросткового кризиса, смещения его в норму или девиацию.
Были обсуждены анализ и интерпретации агрессивного экстремистского характера поведения современных подростков.
Марина Мишина (РГГУ) отметила необходимость применения культурно-исторического подхода в исследовании этого вопроса.
Роман Барабанов («МФЮА», «МИТУ-МАСИ») отметил уникальность исторического периода, в котором происходит возрастное развитие подрастающего поколения, эмоциональную незрелость и подвижность психики подростков, восприимчивость к образам агрессивности, многократно воспроизводимых в СМИ и интернет-структурах.
Ли Гаоян (Китай) свидетельствовала о китайском опыте совладания с агрессивным поведением подростков: с очень сдержанным и юридически выверенным отношением к этому явлению.
Елена Бахадова (РГГУ) обратила внимание на экзистенциальный подход, рассогласование ценностей старшего и младшего поколения, затрудненность передачи опыта, а так же разность опыта поколений в период цифровизации и киберпространства.
Олег Валуев (РАНХиГС), предложил взгляд на подростков со стороны гуманистической психологии и гуманной педагогики, деятельностного подхода, обратил внимание на педагогов, их трудности в работе с современными детьми и подротсками.
Стелла Антонова (Центр нейропсихологии, Москва) отмечала нейропсихологические особенности этого периода, вопросы акселерации и инфантелизации подростков, одной из выявленных особенностей современного подростничества - высокий уровень тревог и склонность к депрессиям.
Евгения Кригер выстроила системный взгляд на происходящее в родительско-детских системах, показала системное напряжение, с которым сами подростки справится не смогут без помощи с извне.
Горячая дискуссия состоялась вокруг темы нормы и патологии в подростковом возрасте, проблемы социализации подростков, их адаптации, самоактуализации и самопрезентации в мире. Также был затронут вопрос практик, позволяющих решать проблемы как самих подростков, так и их отношений со сверстниками и ближайшим окружением.
Одним из резюмирующих выводов стала мысль о том, что заявленная тема требует продолжения всестороннего обсуждения, выхода на психолого-педагогические практики работы с подрастающим поколением, психологической целенаправленной помощи педагогическим коллективам, педагогам в работе с подростками в современной школе.
Кригер Е.Э., Бахадова Е.В.
11 апреля 2025 г. в РГГУ прошел тренинг «Как научиться читать эмоции и заряжать ими», организованный Сообществом психологов в служебной деятельности «Ресурс» РГГУ. В ходе тренинга участники окунулись в увлекательный мир эмоций!
3 апреля 2025 г. в рамках регулярного психологического научно-практического семинара, организуемого Студенческим научным обществом Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ был сделан доклад по теме «Особенности контрпереноса в психотерапии пациентов с суицидальными мыслями и намерениями» с последующим обсуждением.
Студенты Института психологии им Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) 14-16 апреля приняли активное участие в секции «Психология» на международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2025».
10 апреля в рамках XVIII Гуманитарных чтений РГГУ «Гуманитарии будущего» (25 марта - 15 апреля) Институт психологии им. Л.С. Выготского провел ряд мероприятий на тему: «Современная психология как гуманитарная наука» в формате различных тематических дискуссионных площадок. На кафедре нейро- и патопсихологии 10 апреля состоялся круглый стол на тему: «Подготовка специалиста будущего: анализ клинического случая через призму различных психотерапевтических подходов».
4 апреля 2025 г. в РГГУ прошел тренинг «Стань лучшим собеседником - слушай», организованный Сообществом психологов в служебной деятельности «Ресурс» РГГУ, в рамках которого участники погрузились в освоение искусства общения с ведущей тренинга: Анастасией Зеленской — тренером, психологом, методистом кафедры общей психологии ИП РГГУ.
28 марта 2025 г. в РГГУ прошла дискуссия о фильме «Малхолланд драйв», организованный Сообществом психологов в служебной деятельности «Ресурс» РГГУ. В рамках мероприятия спикер рассказал студентам, как создавался фильм и предложил обсудить символизм персонажей.
27 марта в РГГУ состоялась беседа на тему «Усилие или насилие?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им Л.С. Выготского в рамках цикла «Христианский ценности в современном мире». В беседе приняли участие студенты разных факультетов РГГУ, Российского православного университета, Дипломатической академии, Высшей школы экономики и других вузов.
19 марта 2025 г. студенты Института психологии им Л.С. Выготского РГГУ посмотрели комедию «Мещанин во дворянстве» в московском театре «Поколение». После спектакля состоялась дискуссия, в которой также приняли участие актёры, доцент ИП им. Л.С. Выготского РГГУ Е.В. Бахадова и магистр РГГУ, исполнитель главной роли в постановке А.У. Фастовский.
17 марта 2025 г. в РГГУ состоялась презентация книги «Ритм и пластическая культура личности». В ходе мероприятия студенты и преподаватели Института психологии им. Л.С. Выготского и Института филологии и истории РГГУ обсудили культурную ситуацию начала XX века, которая поставила во главу угла телесные аспекты личности как ответную реакцию общества на утрату религиозных основ культуры.
19 марта 2025 г. студенты 1-го курса Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ под руководством доцента кафедры нейро- и патопсихологии Д.Н. Ефремовой посетили Третьяковскую галерею, где рассмотрели экспозицию «Духовное наследие. Образ Спасителя в работах художников».