25 апреля 2025 г. в РГГУ состоялся ежегодный Всероссийский платоновский научный семинар «Кроме субъекта: альтернативы новоевропейским онто-антропологическим понятиям в культуре Запада и России». Заседание прошло в смешанном формате.
Мероприятие было проведено при финансовой поддержке Российского научного фонда в целях реализации научного проекта: No 23-18-00971, Российский государственный гуманитарный университет.
На заседании поочерёдно выступили участники научного коллектива проекта. В рамках встречи собравшиеся подвели предварительные итоги 3-летней работы по проекту, обсудили структуру готовящейся коллективной монографии, а также наметили перспективы дальнейшего развития полученных результатов.
На семинаре выступили: И.А. Протопопова (руководитель проекта), Р.Б. Галанин, А.В. Гараджа, И.А. Мочалова, И.Г. Гурьянов, Д.С. Шалагинов, В.С. Минак, А.Г. Курбатов. Выступление И.А. Протопоповой было посвящено разработке способов описания «трансцендентального субъекта» у Платона и анализу «доксического» («мнимого») субъекта в сравнении с «субъектом аретэ» (подлинным). А.В. Гараджа рассказал о своей работе по переводу фрагментарного сочинения неоплатоника Порфирия «О Стиксе» и текстов Михаила Пселла. Выступление И.Г. Гурьянова было посвящено тому, какое место образ Сократа занимает в структуре философской аргументации ренессансного философа-платоника Марсилио Фичино. А.Г. Курбатов изложил свою гипотезу о возможной рецепции аристотелевского понятия «субъекта» в философии Плотина. Д.С. Шалагинов рассказал о специфике трактовки таких концептов, как «субъект», «родство», «душа», «память», «техника» в текстах Н. Фёдорова и Т. Ингольда, связав своё рассмотрение с разработанными в рамках проекта подходами к концептуализации «субъекта» в Античности. Выступление В.С. Минака было посвящено импликациям «политической субъектности» в философии Плотина — прежде всего, в аспекте понимания им «гражданских добродетелей», а также его взглядов на природу политического в ситуации Римской империи. Р.Б. Галанин рассказал о способах постановки проблемы субъекта в средней и римской Стое. Наконец, И.А. Мочалова в своём выступлении осветила особенности сократической пайдейи как субъект-субъектной воспитательно-образовательной практики, имевшей место в Афинах IV в. до н.э.
Текст: Илья Гурьянов
Фото: British Library, Harley 4751, fol. 58v
В преддверии значимого для всей страны праздника — Дня России — студенты и преподаватели факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета стали участниками патриотической акции «Ладанка — защита воина».
7 июня 2025 г. во внутреннем дворе общежития РГГУ на Кировоградской состоялся традиционный «ОбщЯга Фест — Лето», который посетили более 500 студентов. Мероприятие организовано Студенческим советом общежития РГГУ при поддержке Департамента по работе с молодёжью РГГУ.
11 июня 2025 г. студенты и сотрудники Российского государственного гуманитарного университета посетили киноконцерн «Мосфильм» с экскурсией, организованной Департаментом по работе с молодёжью РГГУ.
Участники студенческого научного объединения «Холокост и геноциды: культура памяти» Российского государственного гуманитарного университета посетили спектакль «Нюрнберг» в Российском академическом молодёжном театре (РАМТ).
С 26 мая по 9 июня 2025 г. студенты факультета евразийских и межрегиональных исследований Института евразийских и восточных исследований РГГУ проходили практику в фонде культуры и творчества имени Назыма Хикмета.
5 июня 2025 г. на историческом факультете ИАИ РГГУ прошло третье заседание студенческого научного семинара «Новая Россия». Студенты обсудили перспективы и ограничения молодёжного парламентаризма, его роль в политической социализации и репрезентации интересов молодёжи.
7 июня 2025 г. РГГУ совместно с другими российскими и индийскими университетами организовал Международный литературный онлайн-фестиваль «Стихи Пушкина на языках мира», который объединил 58 участников. Студенты и преподаватели читали стихи Пушкина на русском, английском, кхмерском, турецком, индонезийском, китайском, туркменском, польском, испанском, хинди, французском, португальском и арабском языках.
Во время сессии обучающиеся не только закрепляют полученные знания и навыки, но и применяют творческий подход к процессу обучения. Так, студенты факультета культурологии Российского государственного гуманитарного университета разработали творческие проекты в рамках курса «Теория культуры».
30 мая 2025 г. студенты направления «Перевод и переводоведение» Института филологии и истории РГГУ под руководством доцента кафедры теории и практики перевода ИФИ РГГУ О.В. Новиковой посетили Национальный центр «Россия», созданный 4 ноября 2024 г. по распоряжению президента РФ Владимира Владимировича Путина для демонстрации достижений страны.
6 июня 2025 г. заместитель директора Института дополнительного образования РГГУ, член Общественного совета при Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Алексеевич Никишенков принял участие в итоговом заседании Коллегии Минвостокразвития России.