Завершился прием заявок на конкурс образовательных проектов в рамках программы ERASMUS+ Capacity Building in the field of Higher Education (Сотрудничество для развития потенциала университетов и обмена лучшими практиками), финансируемой Европейской Комиссией.
Проекты по развитию потенциала - это проекты транснационального сотрудничества, основанные на многосторонних партнерских отношениях между высшими учебными заведениями и соответствующими странами-партнерами, представляющими государства Европейского Союза, Исландию, Лихтенштейн, Норвегию, Северную Македонию, Турцию, Сербию, а также «страны-партнеры», поделенные на 13 географических регионов: Западные Балканы, Страны Восточного партнерства, страны Южного Средиземноморья, Российскую Федерацию (территория, признаваемая международным правом), и другие, в т.ч. Центральная Азия, Латинская Америка, Африка, страны Карибского бассейна. Благодаря структурированному сотрудничеству, обмену опытом и передовой практикой и индивидуальной мобильности, проекты по созданию потенциала направлены на:
Подробную информацию о программе можно получить на официальном портале Европейской Комиссии.
РГГУ, зарекомендовавший себя как активный участник проектов ERASMUS+ (и в предшествующих ERASMUS MUNDUS и TEMPUS), в этом году в составе международных консорциумов принял участие в подготовке шести проектных заявок, что потребовало огромной работы.
Тематике проектов в 2020 г., согласно приоритетам программы, была связана с вопросами устойчивого развития, обеспечения качества образования, его непрерывности и цифровизации:
Общая цель проекта - способствовать повышению международной привлекательности Европейского пространства высшего образования и укреплению академического партнерства в Европе и за ее пределами, заключающейся в поддержке модернизации, доступности и интернационализации высшего образования в Албании, Черногории и России в соответствии с основными положениями Болонского процесса.
Консорциум из индийских, российских и европейских университетов создан с целью усилить интернационализацию, сопоставимость и совместимость учебных планов для магистерских и аспирантских программ и усилить внедрение компетентностного подхода для 2-го и 3-го циклов высшего образования в индийских и российских университетах.
Консорциум из университетов России, Узбекистана, Италии и Испани совместно разработал проект, основной целью которого является создание и развитие условий для социокультурной адаптации иностранных студентов с возможностью будущего трудоустройства. Результатом проекта является разработка Руководства по онлайн обучению и создание координационного центра в каждом вузе-члене Консорциума, а также повышение возможностей трудоустройства иностранных студентов в контексте их социализации и культурной интеграции.
Университеты России, Кыргызстана, Европейские университеты и музеи разработали программу с целью развития межкультурных компетенций в процессе обучения в течение всей жизни посредством сотрудничества между музеями и университетами.
В подготовке заявки по проекту приняли участие университеты Финляндии, Румынии, Италии, России и Кыргызстана. Идея проекта заключается в разработке специальной учебной программы в области цифровой экономики и информационных технологий, способствующей обучению в течение всей жизни и обеспечивающей пожилых людей необходимыми навыками в области ИТ и возможностями участия в волонтерском движении.
Проект направлен на переосмысление гуманитарного образования в России и Иране. Консорциум следует идее о том, что выпускники со степенями в области гуманитарных наук демонстрируют высокий уровень развития мягких навыков (требуемый потенциальными работодателями), однако, возможно, им не хватает цифровых навыков, традиционно связанных с программами STEM (естественные науки, технологии, инженерные науки, математика). Таким образом, проект предлагает действия по внедрению новой учебной программы, объединяющей преимущества методов и инструментов обучения гуманитарных программ и программ STEM. Исходная и главная целевая установка концепции STEM в гуманитарном образовании - это создание максимально качественных и комфортных условий для личностного и в перспективе профессионального саморазвития молодых людей на базе построения цифровой интегрированной гуманитарной образовательной среды принципиально нового типа.
11 мая 2025 г. в гостинице Radisson Collection состоялась встреча Генерального Секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Социалистической Республики Вьетнам г-на То Лама с российскими деятелями науки и культуры, которые оказывали Вьетнаму поддержку и помощь.
О преподавании бразильского варианта португальского языка в российских вузах, сертификации CELPE-Bras и расширении академического сотрудничества между Россией и Бразилией.
С 12 по 13 мая в формате видеоконференцсвязи состоялись рабочая встреча и тематическая конференция Международного управляющего совета Сетевого университета БРИКС. В мероприятиях приняла участие и.о. проректора РГГУ по международному сотрудничеству Вера Ивановна Заботкина.
29–30 апреля 2025 г. в Дохуке (Регион Курдистан, Ирак) прошла III Международная научная конференция «Езиды: религия, культура, история и география», организованная Колледжем гуманитарных наук Университета Дохука во взаимодействии с Культурным и социальным центром Лалеш. От РГГУ в мероприятии приняла участие профессор Дарья Жигульская.
26 апреля 2025 г. в РГГУ прошёл конкурс перевода для студентов московских вузов, изучающих язык хинди. Соревнование было организовано совместно с Общественно-культурной организацией индийской общины «Хиндустани Самадж» (Индийское землячество) при поддержке Культурного центра имени Джавахарлала Неру Посольства Индии в Москве.
На образовательном семинаре БРИКС и.о. проректора по международному сотрудничеству РГГУ Вера Заботкина представила инициативы по развитию программ двойных дипломов и внедрению цифровых технологий в гуманитарные науки.
Российский государственный гуманитарный университет и Африканско-Русская Энергетическая Ассоциация заключили соглашение о сотрудничестве. Документы подписали ректор РГГУ Андрей Логинов и гендиректор «Международного центра продвижения бизнеса» (член правления АРЭА) Юлия Берг.
О взгляде на Победу с разных континентов, борьбе с фальсификацией истории, ценностях, которые передаются сквозь поколения — всё это и не только в международном диалоге стран БРИКС на площадке РГГУ.
О новых перспективах для студентов, развитии российско-индонезийского академического диалога, культурных ценностях и взаимопонимании.
Австрийские студенты, изучающие русский язык и культуру, посетили Российский государственный гуманитарный университет и обсудили со студентами РГГУ специфику образовательных систем России и Австрии, поделились трудностями и преимуществами изучения языков, а также личными историями, убедившими их в необходимости укрепления межгосударственного диалога посредством студенческих обменов и перекрестного изучения языков и культур России и Австрии.