24 января в РГГУ состоялся семинар-совещание «Преображение гуманитарного образования», посвященное роли ценностного подхода в современных научных и образовательных практиках. С докладами-презентациями о результатах деятельности в сфере ценностно-смыслового развития и духовно-нравственного воспитания личности выступили руководители научно-образовательных центров РГГУ
Открыл мероприятие и выступил со вступительным словом ректор РГГУ Александр Безбородов:
«В РГГУ сегодня реализуются пятнадцать государственных заданий, охватывающих целый спектр научно-просветительских задач. Они имеют широкую географию и посвящены формированию новых образовательных программ с точки зрения ценностно-смысловых категорий. Сегодня мы будем обсуждать пути взаимодействия, усиления синергетического эффекта от совместной работы в этих направлениях».
C докладом выступил советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, научный руководитель Института наследия и современного общества РГГУ Валерий Фадеев (государственные задания «Ценностно-смысловые и интеллектуальные основания стратегического развития России в условиях глобальных вызовов», «Трансформация доктрины прав человека на основе цивилизационного подхода как преодоление западной идеологии»). Он, в частности, отметил:
«Чем более образованными будут люди, тем с большей эффективностью они справятся с теми грандиозными вызовами, которые встали сегодня перед человечеством, тем больше шансов, что удастся создать более справедливую социокультурную систему. Существует три института познания мира. Это наука, искусство и религия. И образованный человек должен быть знаком с языком и методами всех трех основных институтов познания».
Директор учебно-научного центра «Высшая политическая школа имени Ивана Ильина» РГГУ, д-р социол. наук, д-р полит. наук Александр Дугин (государственное задание «Разработка программы ДПО и анализ проблем внедрения новой социогуманитарной парадигмы в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования») в своем докладе представил сравнительный анализ западного пути развития и традиционной российской модели:
«В гуманитарной западной истории произошла катастрофическая деградация. Мало того, что современный Запад нового времени – это далеко не весь Запад. Но в последние десятилетие произошла еще большая деградация гуманитарного знания в западном обществе. Об этом свидетельствуют гендерные проблемы, постмодерн, ультралиберализм. Мы можем изучать Запад, но не как универсальную истину в последней инстанции. Нам нужно ориентироваться на собственную российскую модель развития».
Директор Федерального центра гуманитарных практик РГГУ Алексей Пищулин (государственное задание «Проведение комплекса экспертно-аналитических и практических мероприятий, направленных на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций») в своем докладе остановился на существенной роли гуманитарного образования в таких ключевых сферах, как государственное управление и научные исследования:
«Невозможно решать государственные задачи вне гуманитарного знания. В этом колоссальное значение гуманитарной грамотности. Гуманитарное образование настраивает интеллектуальный аппарат. Оно дает тем, кто им обладает, понимание того, насколько сложны ответы на многие вопросы В этом его колоссальное значение».
Директор Центра консультирования некоммерческих и неправительственных организаций «Дипломатия знаний» РГГУ Кирилл Костин (государственное задание «Междисциплинарная образовательная программа «Умная цивилизация» по подготовке специалистов в сфере НКО и НПО в России и за рубежом») выступил с кратким отчетом о многолетней работе по выстраиванию международного взаимодействия на уровне некоммерческих и образовательных структур стран БРИКС+:
«В прошлом году мы провели более двадцати мероприятий со студентами, с молодежными организациями Бразилии, Индии и других стран. В рамках работы нашего Центра были привлечены к работе 229 экспертов, 113 НКО из 13 стран. В 2024 году, как продолжение деятельности, планируется проведение исследований «Образ России в глазах молодежи стран БРИКС» и «Образ стран БРИКС в глазах российской молодежи». Задачи нашей деятельности: формировать смыслы, передавать гуманитарные знания, представлять Россию как отдельную цивилизацию, искать точки соприкосновения во взаимодействии с зарубежными университетами, развивать суверенное мышление».
Мероприятие завершилось общей дискуссией и принятием итоговой резолюции, в которой нашла отражение необходимость разработки методических рекомендаций для актуализации образовательных программ и учебных дисциплин в сфере социально-гуманитарных наук и внедрения ценностного подхода в российское образование.
Текст: Пресс-служба РГГУ
Фото: Матвей Будяков, Пресс-служба РГГУ
«Министерство науки и высшего образования РФ планирует и дальше уделять особое внимание истории в медиапространстве, оказывать поддержку новым и уже состоявшимся медиапроектам, поддерживать молодых и талантливых людей в этой сфере», — обратился с приветственным словом к участникам заместитель директора Департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки России Андрей Фризен.
«Сберечь традиционно высокий уровень гуманитарной подготовки в стенах Историко-архивного института и укрепить его лидирующие позиции в архивном образовании – принципиально важная для всех нас задача», — Сергей Нарышкин.
Укрепление молодёжной политики и развитие научного сотрудничества со странами СНГ обсуждается в РГГУ в рамках II Молодёжного форума славянских университетов, объединившего студентов, преподавателей, научных сотрудников из РГГУ и славянских вузов Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана.
О месте и роли проекта РГГУ «Интерактивный атлас коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: языки и культуры» в общей концепции языковой политики Российской Федерации, взявшей курс на сохранение языкового многообразия.
В преддверии открытия выставки и круглого стола в Доме РИО, посвящённых Историко-архивному институту РГГУ и развитию архивного образования в России, и.о. ректора вуза Андрей Логинов в интервью для сайта РИО рассказал о значении ИАИ для архивного дела страны, об уникальном здании на Никольской улице и многом другом.
О роли изучения истории и краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения и шагах Российского государственного гуманитарного университета в этом направлении.
«Самое главное в Студосени — это не результат сегодняшнего дня, а то, что этот конкурс объединяет всех нас. И сколько бы лет ни прошло, мы будем встречаться в 227 аудитории и вспоминать, как было хорошо», — Мария Глазова, начальник отдела по сопровождению и реализации студенческих инициатив Департамента по работе с молодёжью.
В честь Дня волонтёра 5 декабря в Актовом зале состоялось торжественное награждение самых активных студентов РГГУ, принимающих участие в благотворительной деятельности.
5 декабря испанский профессор Рафаэль Гусман выступил в РГГУ с лекцией на тему «Национально-ориентированный подход к преподаванию русского языка как иностранного» для студентов филологического факультета и представил проекты, которые реализуются в Университете Гранады.
От имени Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и от себя лично поздравляю вас с профессиональным праздником – Днём добровольца.