Научно-исследовательская программа «Музейно-парковый комплекс Российской Федерации в Иерихоне: музейные практики, искусствоведение» направлена на целостное изучение и разностороннее использование в культурно-просветительных целях Музейно-паркового комплекса РФ в г. Иерихоне (Палестина, г. Иерихон, ул. Дмитрия Медведева).
Программа предусматривает учебно-практическую работу на материалах группы студентов, их руководителей и консультантов ФИИ РГГУ и ИА РАН в 2024-2025 гг.
В ходе программы начал свою работу семинар «Иерихон 2024». Участниками мероприятия стали студенты, аспиранты и преподаватели ФИИ РГГУ, сотрудники ИА РАН ГИМ, ГосНИИР и других институций, руководство музея «Остров-град Свияжск», а также руководство и сотрудники МПК РФ в Иерихоне.
Количество участников — 20 человек, слушателей — 30-60. Афиши к отчёту прилагаются.
На семинарах во втором семестре 2024 г. были рассмотрены следующие темы:
30 сентября прошла встреча, на которой с докладом «Краткая история русского Палестинского проекта» выступил научный сотрудник ИА РАН, заместитель руководителя Научной секции ИППО, генеральный директор ООО «Научно-издательский центр “Индрик”» К.А. Вах.
11 ноября в рамках семинара прошёл показ фильма «Василий Хитрово: мягкая сила Российской империи». После просмотра автор идеи и научный руководитель проекта, заместитель руководителя Научной секции ИППО, генеральный директор ООО «Научно-издательский центр “Индрик”» К.А. Вах рассказал о создании картины.
27 ноября заседание семинара проходило на выставке «Рисуем археологию» в Гербовом зале г. Москвы. Участники ознакомились с археологическими рисунками сотрудника ИА РАН А.С. Дементьевой и других авторов, а также обсудили ценность данных работ для научных исследований. Член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, заведующий отделом археологии Московской Руси ИА РАН, руководитель археологической экспедиции в Иерихоне в 2010-2019 гг. Л.А. Беляев рассказал о значении археологической графики как способа познания артефактов. Кроме того, в рамках встречи обсуждались возможности использования графического материала выставки в экспозиции МПК в Иерихоне.
25 декабря прошёл семинар, посвящённый подведению итогов семестра и обсуждению новых задач, которые предстоит решить в 2025 г. Мероприятие открыл доктор филологических наук, профессор кафедры кино и современного искусства РГГУ А.В. Марков. Александр Викторович подчеркнул важность каждой из проведённых в 2024 г. теоретических и практических встреч и пожелал участникам семинара дальнейшей плодотворной работы.
Наряду с этим, руководитель проекта, доктор исторических наук С.И. Баранова представила новых участников семинара, работа которого ведётся в соответствии с приказом РГГУ от 24.07.2023 г. о создании научно-исследовательской программы «Музейный комплекс Российской Федерации в Иерихоне: музейные практики, искусствоведение». В течение 2023-2024 гг. РГГУ, ИА РАН и Музейно-парковый комплекс разрабатывали стратегию обновления пространства МПК: проектировались дизайн интерьера здания и парковая зона. Кроме того, участники мероприятия ознакомились с дополнениями в концепции деятельности комплекса. Работа проекта осуществляется посредством реализации культурных программ, в первую очередь реэкспозиции, построенной на различных вариантах сотрудничества местного населения с представителями МПК.
Важным организационным моментом в работе этого семинара стало формирование групп, связанных с различными направлениями деятельности. В ходе обсуждения студенты и аспиранты приняли решение об участии в составе той или иной группы с учётом собственных научных и художественных интересов.
Семинар продолжит работу, получив название «Иерихон 2025».
Руководитель программы — д.и.н., г.н.с. ФИИ РГГУ С.И. Баранова.
Текст: С.И. Измайлова
Фото: С.И. Измайлова
Студенты магистратуры «Арт-менеджмент и галерейное дело» РГГУ посетили выставку «Границы видимости» в Центре современного искусства Винзавод,
которая продолжает собирать антологию современного искусства в рамках масштабного направления «Винзавод.Гравитация».
21 мая студенты факультета истории искусства, получили уникальную возможность прикоснуться к прекрасному благодаря Департаменту градостроительной политики Москвы. Им была организована экскурсия в легендарный павильон №1 «Центральный» на ВДНХ.
23–24 мая 2025 г. в Российском государственном гуманитарном университете состоялась X студенческая конференция «Современные исследовательские подходы в науках об искусстве и культуре», которая продемонстрировала широкий спектр актуальных исследований, отличающихся методологической новизной и междисциплинарным подходом.
В преддверии 9 мая студенты факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) приняли участие в мастер-классе по созданию праздничных открыток в технике линогравюры.
21, 24 и 30 апреля 2025 г. преподаватели и студенты факультета истории искусства РГГУ провели серию тематических мастер-классов в рамках благотворительного фестиваля «Пасхальный дар», организованного при поддержке Правительства Москвы. Мероприятие состоялось на площадке арт-пространства «Молодёжь Москвы» — объединённой творческой платформы для молодых художников столицы.
24 марта 2025 г. на кафедре музеологии факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета прошло заседание круглого стола «Культурное наследие: проблемы изучения и актуализации».
7 марта 2025 г. в аудитории «Чердак» Учебного центра «Арт-дизайн» Российского государственного гуманитарного университета прошёл кинопоказ фильма «Девчата».
Студенты факультета истории искусства, Учебно-научного центра региональной истории, краеведения и москвоведения РГГУ посетили Центральный Дом Российской Армии имени М.В. Фрунзе — бывшую усадьбу Салтыковых на Суворовской площади.
В мире искусства и истории порой встречаются загадки, способные увлечь даже самых искушённых исследователей. Одной из таких тайн стали китайские печи, заказанные Петром I, — символ его стремления к инновациям и международным связям.
Студенты 1 и 2 курсов магистратуры «Арт-менеджмент и галерейное дело» погрузились в специфику кураторской работы и познакомились с историей отечественного современного искусства благодаря проекту «Вперед, к Злотникову» в галерее ГРАУНД (куратор Никита Спиридонов и экспозиционер Катя Бочавар), который сопоставил советского живописца с мультимедийными художниками ХХ века - режиссерами, композиторами, видео-артистами и современными российскими авторами.