РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Прошло заседание СНО «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.»
02.06.2023

Прошло заседание СНО «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.»

16 мая в рамках семинара СНО «Неомифологизм в литературе и культуре XVIII-XX вв.» состоялось обсуждение фильма «Ягуар» 1996 года. Фильм был предложен руководительницей СНО, доцентом кафедры СИЛ, к.ф.н. Поповой Ольгой Вадимовной


Режиссёрская работа Франсиса Вебера и осмысление обрядов индейцев натолкнула участников семинара на мысли о неомифологизации обряда инициации. Это позволило вписать фильм в общий контекст произведений искусства, работающих с переосмыслением инициации. Суть переосмысления обряда заключается в следующем: синкретическое мышление видело конечное число инициаций в жизни человека соответственно с ключевыми событиями бытия, а современное сознание в каждой перемене жизни индивида видит инициацию. Границы инициации расплываются, инициацией оказывается то, что носитель современного сознания воспринимает как таковую. Возникает новая проблема: может ли инициация быть пройдена, завершена или существует лишь идея этого?

Эти вопросы вызвали оживлённую дискуссию на семинаре. Участники также проанализировали, как поднятые вопросы отражаются в фильме. В «Ягуаре» встречаются носители разного сознания: мошенник Франсуа Перрен и индеец Вану. Перрен, как авантюрный герой, сталкивается с разными неприятностями в парижской жизни, с трудом их избегает. В начале встрече с индейцем герой не уделяет особенного внимание, но со сменой художественного пространства (леса Амазонки) Перрен теснее взаимодействует с синкретическим сознанием и осознаёт ценность истинной инициации. Участниками семинара также было отмечено, что один из героев совмещает черты носителей синкретического и современного сознания. Эта роль отводится переводчику, выросшему среди индейцев, Жану Кампану.

В заключение внимание участников семинара было обращено на символическую часть картины. Из-за жанра комедии, в котором снят фильм, некоторые эпизоды могут интерпретироваться неоднозначно. Они могут как встраиваться в общую концепцию обряда инициации, так и быть символическими. К таким моментам относится, например, эпизод состригания индейцем волос героя.

Текст: Ольга Докучаева, ИФИ, 1 курс магистратуры
Фото: Вероника Самичева, ИФИ, 4 курс бакалавриат