РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Что общего между Достоевским и экономикой? Гуидо Карпи специально для «Книжного клуба» РГГУ
10.04.2012

Что общего между Достоевским и экономикой? Гуидо Карпи специально для «Книжного клуба» РГГУ

4 апреля проект "Книжный клуб РГГУ" провел презентацию книги Гуидо Карпи "Достоевский-экономист. Очерки по социологии литературы"


4 апреля проект «Книжный клуб РГГУ» провел презентацию книги Гуидо Карпи «Достоевский-экономист. Очерки по социологии литературы». Преподаватель Пизанского университета и автор общей истории русской литературы на итальянском языке, а также исследователь русского модернизма и сотрудник журналов «Вопросы литературы» и «Philologica», Гуидо Карпи приехал в Москву, чтобы рассказать о своей книге и ответить на вопросы читателей.

Открывая встречу, автор поделился с гостями историей о многочисленных попытках публикации «Достоевского». Первоначально его хотели издать в Италии, но формат исследования был слишком большой для журнала и слишком маленький для полноценной книги. В итоге «Достоевского» решили дополнить ранними статьями Гуидо Карпи о романах «Идиот» и «Братья Карамазовы», и он вышел в российском издательстве «Фаланстер».

"Достоевский-экономист. Очерки по социологии литературы"

Вторую историю автор рассказал о провокационном названии книги. По словам Карпи, Достоевский не был профессиональным экономистом, но неплохо разбирался в этой сфере знаний. Взгляды писателя на социально-экономические процессы в обществе отражались в его творчестве. Как именно – Гуидо Карпи рассказывает в своем исследовании.  

Именно необычной тематикой книга привлекла российское издательство. Его представитель, сотрудник Управления по связям с общественностью и СМИ РГГУ Иван Аксенов дал исследованию Карпи такую характеристику: «Труды социологов о литературе, как правило, ограничиваются перечислением статистических данных. В книге Гуидо мы находим прекрасный образец марксисткой литературной критики - такой, какой она существует на Западе и не очень прижилась у нас».

На похвалу в свой адрес Гуидо возразил, что его статьи все же страдают «вульгарным социологизмом». И тут к обсуждению книги подключился преподаватель филологического факультета МГУ Михаил Макеев, который успокоил автора тем, что заниматься одновременно социологией и историей литературы очень трудно. «Здорово, что такие попытки все же появляются», - сказал он.

Сколько бы ни обсуждалась проблема междисциплинарности, аудитория все равно обратила внимание на слово «марксист», прозвучавшее в одной из реплик. Поэтому, как только социолог и литературовед обменялись мнениями, прозвучало много вопросов на тему политических взглядов автора.

Гуидо Карпи заверил публику в том, что не поддерживает антисемитские тенденции в итальянском обществе и выступает за проявление толерантности и взаимопонимания. Карпи также не думает, что может себя назвать на сто процентов марксистом, потому что это учение должно сочетать критику с изменением мира, политической деятельностью. Однако он заметил, что в Италии марксизмом называют внимание к историческому контексту в изучении литературных явлений. Человек, который это делает, по-итальянски называется «сторичистом».

Положение двух понятий в историко-культурном контексте, их сходство и различие послужили поводом для бурной дискуссии, которая продолжилась в более свободной обстановке.