РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



На кафедре иностранных языков РГГУ состоялось три заседания научного семинара «Язык. Культура. Профессия»
28.12.2021

На кафедре иностранных языков РГГУ состоялось три заседания научного семинара «Язык. Культура. Профессия»

В первом семестре 2021-2022 учебного года кафедра иностранных языков РГГУ провела 3 заседания (26 октября, 17 ноября и 24 декабря) постоянно действующего научного семинара «Язык. Культура. Профессия». Семинар включен в официальный перечень научных мероприятий РГГУ на 2021 год.


В работе семинара приняли участие члены кафедры иностранных языков, представителиФинансового университета при правительстве Российской Федерации, Института стимулирования экономики (г. Варна, Болгария).

По итогам 3 месяцев положительно можно заключить, что работа научного семинара направлена на достижение его задач: реализуется обмен новейшими достижениями в области педагогики, лингвистики, лингводидактики и методики преподавания иностранного языка в гуманитарном нелингвистическом университете; происходит  апробация результатов научных и научно-методических исследований преподавателей в рамках магистрального направления научной деятельности кафедры «Современные тенденции и лингводидактическая модель профессионально-ориентированной подготовки поликультурной личности средствами иностранного языка в нелингвистическом университете»; проводится анализ современных тенденций, связанных с дифференциацией и индивидуализацией процесса обучения студентов профессиональному языку.

На заседаниях научного семинара в 1 семестре 2021-2022 учебного года ставился акцент на особенностях контроля уровня лингвокультурологической компетенции студентов вуза гуманитарного профиля как неотъемлемой части всего образовательного процесса. Логическим продолжением этой линии стали размышления об активной роли преподавателя, которая заключается в творческом подходе не только к содержанию изучаемого материала, но и к способам осуществления эффективности его усвоения в условиях ограниченного количества учебных часов.

Закономерно вытекающее отсюда обсуждение основных особенностей и характеристик дистанционного образования в связи с возможностью перехода студентов 1 курса очно-заочной и заочной форм обучения на обучающую платформу Rosetta Stone. Несомненный интерес вызвал анализ основных характеристик, присущих эффективному дистанционному курсу: –индивидуальная траектория обучения; – оперативная обратная связь, дающая обучающемуся убежденность в правильности своего продвижения; –модульное структурирование курса, помогающее осознавать динамику усвоения материала от модуля к модулю, что заметно повышает мотивацию обучения.

Цикл сообщений, посвященных обучению студентов 3 курса специальности «Реклама и связи с общественностью» публичной речи, провозглашает целью такого обучения формирование коммуникативной компетенции в сфере подготовки, построения и устного предъявления аудитории выступлений в виде логически структурированных в соответствии с нормами риторики текстовых фрагментов, направленных на решение конкретных профессиональных задач; при этом рассматриваются ограничения и новые возможности, которые создает дистанционный формат взаимодействия с аудиторией.

Подробно обсуждалась тема приведения системы высшего образования в соответствие с изменениями всех сфер жизни современного общества, в частности, затрагивающая систему оценивания получаемых в вузе знаний. С практических позиций, одной из наиболее многообещающих технологий, направленных на формирование учебной автономии, признаётся создание профессионально-ориентированного языкового портфеля студента, что позволяет не только создать эффективную систему мониторинга и оценки, но и оптимизировать весь процесс иноязычной подготовки, в том числе формирование навыка самооценки собственного языкового опыта.

Отмечалось, что важным способом получения необходимой профессиональной информации становится умение качественно обрабатывать большие массивы данных в процессе реферирования и аннотирования на иностранном языке, что развивает у студентов навык смыслового анализа и интерпретации информации, а также обладает обучающим и контролирующим потенциалом, превращаясь из традиционного объекта обучения в партнера преподавателя.

Ценно, что результаты научных и научно-методических исследований преподавателей могут широко внедряться в учебный процесс.

Теоретическая и практическая значимость отдельных докладов позволяет рекомендовать оформить их в статьи для дальнейшей публикации в сборнике материалов VI Международной научно-практической конференции «Преподавание языков и культур в парадигме гуманитарного знания».

Подробная информация представлена на сайте кафедры иностранных языков.

С удовольствием приглашаем коллег к участию в научном семинаре кафедры иностранных языков! 

Руководители научного семинара: зав.кафедрой, кандидат исторических наук Алмазия Катаева и доцент, кандидат филологических наук Ирина Воронцова.
Секретарь: кандидат филологических наук Ирина Окунева.