РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Участники семинара обсудили вещь во времени и пространстве

Участники семинара обсудили вещь во времени и пространстве

18 мая прошел первый в 2020 году межрегиональный семинар «Вещь: время и место». Семинар является продолжением успешно проведенного в 2019 г. проекта, вызвавшего большой интерес участников (4 заседания, около 300 человек) и получившего широкий резонанс.


 Семинар посвящен проблемам комплексного изучения (включая атрибуцию, интерпретацию и др.) памятников русской культуры. Участники семинара получили возможность рассмотреть тот или иной предмет как исторический источник, построив на его основе специальные историко-культурные экскурсы. В семинаре приняли участие ученые, музейные сотрудники, студенты и аспиранты.

Избранная для изучения тематика семинара – «Вещь во времени и пространстве» – предоставляет самые широкие возможности для демонстрации, на конкретных примерах (case studies), событий и персонажей российской (в первую очередь, но не исключительно) истории, социальную историю, историю художественной промышленности и другие аспекты истории, а также музейного дела. В результате таких практических занятий поднимается уровень знаний и навыков научной работы у студентов-историков.

Основная цель проекта – дать возможность студентам и аспирантам достичь уровня фундаментальной науки уже в процессе обучения, путем участия в исследованиях по истории и музейному делу и создания научно-исследовательских коллективов, где на равных основаниях будут изучать русскую историю бакалавры, магистры, аспиранты, доценты и профессора.

По словам Владимира Соллогуба: «Старина наша не помещается в книжонке, не продается за двугривенный, а должна приобретаться неусыпным изучением целой жизни». Этим и руководствуется проект, в основе которого – эксперимент, представляющий собой форму обучения, построенную на прямом контакте ученых-историков разных уровней, на разработке, презентации и обсуждении авторских исследований по истории, являющихся самостоятельным (пусть небольшим) вкладом в науку.

Традицией семинара стало: участие бакалавров, магистров, аспирантов и профессуры «на равных»; уровень требований к работам, отвечающий по качеству квалификационным работам уровня ВАК; отсутствие скидок для самых юных участников и привилегий для маститых ученых (отводится равное время на презентацию сюжета, равным образом оценивается содержательная часть работы); доработка представленных работ до уровня академической публикации в специальном сборнике.

Семинар прошел в онлайн-формате, что позволило значительно расширить географию участников (докладчиков и слушателей). Всего в семинаре приняло участие 126 человек из Москвы, Подмосковья, Ярославля, Сибири, Ставропольского края, Германии. Ими стали студенты, преподаватели, научные сотрудники крупнейших учебных заведений, научно-исследовательских центров, музеев. Среди них: Российский государственный гуманитарный университет, Институт археологии РАН, Томский государственный университет, Московский государственный университет, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Ярославский художественный музей (организаторы семинара), Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московский государственный объединенный музей-заповедник, Высшая школа экономики и др.

В пространство научного контакта включились, таким образом, ученые всех возрастов и научных степеней, работающие в учреждениях разного уровня и в разных регионах.

Открывая встречу, руководитель семинара С.И. Баранова отметила возросший интерес к нему, о чем свидетельствуют новые заявки на выступления, расширяющие круг участников.

  • Беляев Леонид Андреевич, ИА РАН
  • Во вступительном эссе «Вещь и Слово: к вопросу о предметности» были подчеркнуты качественные отличия сотворенного человеком вещного мира. Указано на актуальные задачи изучения каждого предмета как средоточия сведений о конкретных культурных явлениях и обо всей рукотворной части человеческой ойкумены. Поставлен вопрос причисления к кругу предметов природных объектов, которые могут использоваться в качестве музейных экспонатов, опытных образцов, «сырья» для концептуальных художественных инсталляций и др. Указано на плодотворность работы семинара в прошедшем году и поставлены новые задачи, в том числе в области археологии предметов и технологий.

  • Марков Александр Викторович, РГГУ «Вещь как совершенство: термин Аристотеля "энтелехия" в современных кураторских проектах»
  • Выступление было посвящено термину Аристотеля «энтелехия» (завершенность вещи, исполнение ее предназначения), употребленному в целом ряде проектов в области современного искусства. Эти проекты объединяет разрыв между материалом, грубым и натуралистичным, и формой, изысканной и изощренной. Тем самым современное искусство вносит вклад в понимание мысли Аристотеля, для которого «энтелехия» – не столько термин, сколько динамическое описание того, как вещь в нашем присутствии становится фактом бытия и познания. Также понятие «энтелехия» употребляется в трансмедийных и социальных проектах, где искусство понимается как «душа» социального тела, или в классической философии, оживляющая его энтелехия.

  • Долгих Елена Владимировна, РГГУ «Вещь «к случаю». Отражение памятных событий в художественном стекле XVIII века»
  • В докладе были представлены результаты исследования темы отражения памятных событий в художественном стекле XVIII века. Прослежена традиция награждения кубками, которая началась с Петровской эпохи. Она положила начало изготовлению стеклянных кубков «к случаю», воспринимавшихся как значимые государственные символы, отражающие имперскую идею. Продемонстрированные многочисленные примеры, систематизированные по характеру изображения, тематике, наличию или отсутствию памятной надписи, убедительно свидетельствуют об этой традиции.

  • Дзюбенко Михаил Васильевич, ИАИ РГГУ «Поясная пряжка турецкого солдата: к истории Османских войск на Западной Украине в 1916–1917 гг.»
  • На примере поясной пряжки в докладе было рассмотрено культурное влияние Германии на Османскую империю после Младотурецкой революции 1908 г., а также была освещена эволюция военной формы в предвоенный период и уход от французского стиля. Этот сюжет позволил докладчику рассмотреть идейные основы, особенности и итоги пребывания XV корпуса Османской армии на Галицийском участке фронта в 1916–1917 гг.

  • Елкина Ирина Игоревна, ИА РАН «О чем может рассказать археологическая текстильная находка?»
  • Доклад посвящен средневековому женскому головному убору, обнаруженному во фрагментах в захоронении на некрополе Зачатьевского монастыря в 2004 г. Проведенное исследование текстильных остатков, позволило определить материал, цвет и конструкцию головного убора, технологию его изготовления. Ажурный верх волосника был выполнен из золотных нитей в технике плетения на раме «спрэнг», очелье украшено золотным шитьем, орнамент которого был частично восстановлен по проколам от иглы. На основе проведенных исследований выполнен ряд графических реконструкций, продемонстрированных в докладе.

  • Идимишев Асап Алексеевич, ТГУ «"Пряслица": проблемы и перспективы изучения в археологии»
  • В докладе была рассмотрена категория артефактов, часто именуемая в литературе пряслицами. Эти предметы широко распространены в археологических памятниках эпохи неолита – нового времени, почти на всей территории ойкумены. Были представлены точки зрения о возможных способах функционального использования «пряслиц», а также их экономическая, социальная и гендерная роль в древних обществах. 

  • Горшкова Виктория Викторовна, ЯХМ «Слой за слоем. Об уникальной истории раскрытия периодов создания иконы "Святитель Николай" XV–XIX веков из собрания ЯХМ»
  • Доклад посвящен уникальному процессу реставрации иконы «Николай Чудотворец с житием в 18 клеймах» XV века из собрания Ярославского художественного музея. Художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ Наталья Васильевна Дунаева, используя сложнейшую технику расслоения, не только раскрыла из-под двух слоев записи авторский живописный слой, но сохранила и перенесла фрагменты записей XVII и XVIII веков на новую основу. В результате музей получил в свою коллекцию раннюю икону, а также фрагменты более поздних живописных ее слоев, не только зафиксированных на фотографиях реставрационного паспорта, но и «вживую», в виде живописных фрагментов, закрепленных на оргалитовых пластинах. В результате, сравнивая разновременные живописные фрагменты, можно наглядно убедиться, как менялись традиции церковной живописи на протяжении столетий. В настоящее время ни один музей России не имеет подобных образцов в своей экспозиции.

  • Панек Мария Геннадьевна, РАЖВиЗ Ильи Глазунова «Что такое итальянская майолика».
  • Доклад был посвящен проблеме влияния римской школы гравюры на формирование сюжетов итальянской майолики XVI века. Слушателям были продемонстрированы источники заимствований на примере наиболее популярных тем и сюжетов этого времени, сопоставительные схемы майолики и гравированных источников. Рассмотрены стилистические и композиционные приемы известных мастеров майолики – Николо д’Урбино, Франческо Ксанто Авелли и Николло Пеллипарио. 

  • Баранова Светлана Измайловна, РГГУ «Рыцари в буденовках. Об опытах в советском керамическом производстве 1920-х»
  • На примере керамических плиток, хранящихся в собрании МГОМЗ, была представлена необычная судьба художника-керамиста Давида Мироновича Циперовича (1885–1947) и его роль в возрождении отечественной промышленности облицовочной керамики. В них отразились итальянский и советский периоды его жизни, связанные с традиционным производством майолики в Деруте и опытами на экспериментальных площадках Москвы.

  • Астафьева Надежда Анатольевна, МГОМЗ Презентация книги «Исторический текстиль XVI – начала ХХ века»
  • Издание представляет коллекцию церковных предметов из тканей в собрании Московского государственного объединенного музея-заповедника Коломенское–Измайлово–Люблино. Богослужебные предметы и облачения выполнены из привозных узорных тканей XVI – первой половины XVIII века, а также из русских парчовых и шелковых тканей XVIII – начала ХХ века, наиболее ценные из которых украшены сюжетным шитьем. Разнообразный по составу и происхождению вещественный материал каталога (145 памятников) построен по типологическому принципу, состоит из девяти разделов, систематизированных по образцу составления традиционных описей монастырских тканевых ризниц. Автор каталога познакомила с увлекательной частью музейной работы, связанной с изучением архивных документов, поисками опубликованных и датированных аналогов, которые помогли исследователю по-новому атрибутировать памятник – уточнить время его исполнения, определить типологическую принадлежность, соотнести с конкретным историческим фоном, выявить его художественную значимость.