РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ обсудили современные методы изучения культуры
17.04.2020

В РГГУ обсудили современные методы изучения культуры

В РГГУ состоялось открытие всероссийской научной конференции «Современные методы изучения культуры — ХII». Двухдневная конференция, 17-18 апреля, прошла в онлайн формате на платформе Zoom и охватила широкий круг актуальных академических и социокультурных проблем.


Одной из первых подключилась к работе секция «Визуальное пространство / пространство визуального». Модератор, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Ирина Захарченко в приветственном слове обратила внимание на то, что проблематика визуального пространства - самостоятельное дискурсивное поле, и задача участников конференции - сложить объемную картинку этой проблематики в самых разных плоскостях.

«Мы работаем с визуальностью как с некоторым полем данностей, и вместе с тем ставим большое количество вопросов к характеристикам визуальности, - отметила второй модератор, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Оксана Гавришина. - Очень плодотворным может быть рассмотрение визуального в контексте пространства, которое вводит множество дополнительных смысловых возможностей. Есть целый ряд лейтмотивов, общих сюжетов, которые проходят через доклады конференции, и я очень надеюсь, что эту целостность рассуждения мы сегодня сможем выстроить и услышать».

Доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии Оксана Гавришина

Доклад Оксаны Гавришиной «Фиксация взгляда: видение и телесный опыт в фотографии» открыл первую секцию. Как может регулироваться охват доступного взгляду? Как при этом задействовано тело? Какие смысловые возможности с этим связаны? На примере панорамных практик фотографического искусства докладчик рассмотрел вопрос об условиях организации перцептивного аппарата в разных типах изображения и пришел к выводу, что этот телесный опыт обладает серьезным социокультурным потенциалом.

В выступлениях были представлены визуальные практики и доминанта визуального восприятия, сложившиеся в XX-XXI веках, через пространственные категории и метафоры. Докладчики затронули проблемы оценки и переоценки произведений искусства на современном рынке, эволюцию авангардистского понимания визуального ритма, документальное кино Европы 1950-1960-х годов, протестную музыку, пространство Квентина Тарантино, визуальность в современном танце, «Остров Израиль» и «Дорогу в Израиль» Городницкого, советское детство в контексте коммуникативной памяти поколения, формы и способы визуализации советской истории в любительских видеоблогах на YouTube, и даже спальный район Москвы был рассмотрен как смыслопорождающее пространство.

В докладах использовались такие понятия, как глубина, движение, ритм, телесность, кинестезия, а на первое место выходили фигура зрителя и неочевидные аспекты зрительского опыта, которые проявляются благодаря введению пространственных категорий.

В секции «Средневековый образ: иконография и практики» с приветственным словом к участникам конференции обратился директор Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени Дмитрий Антонов. Он коснулся средневекового образа в современном городском пространстве и массмедиа. Ряд докладов был посвящен семиотическим вопросам, принципам построения и конструирования образов. Другие выступления оказались связаны с антропологией визуального. Были затронуты такие проблемы, как актуальные принципы и особенности конструирования храмового пространства в современных российских церквях или влияние категории «страха» на принципы изображения ада и рая в средневековых русских текстах. В рамках секции было дано обоснование актуализации средневековой визуальной традиции в контексте современных культурных практик. Докладчики рассмотрели проблемы образов университетских сообществ в Италии, Франции и на Иберийском полуострове в XII–XV веков, глупости и безумию в картинах Босха, символические элементы композиции книги «Меч духовный» Лазаря Барановича 1666 года, актуальные тенденции в конструировании храмового пространства, концепт страха в изображении древнерусского потустороннего мира.

В секции «”Природа” в культуре XXI века» докладчики обратились к таким темам, как генеалогическая оптика, животные и софисты, рецепция «природного» в художественных практиках XXI века на примере энвайронментов Олафура Элиассона, перспективы кураторский проекта «Фабрика Борщевик», экологический дискурс в похоронной индустрии и экология в целом. Дискуссия велась вокруг теоретического осмысления различных форм взаимодействия человека и природы. Были представлены аспекты развития environment history, проблематизированы вопросы восприятия природы как Другого, представлена систематизация современных экологических движений, приведены примеры междисциплинарных подходов к работе с природными феноменами и компонентами в социокультурных практиках.

Наконец, в секции «Топография памяти: от коммеморативных практик до брендинга территорий» обсуждались вопросы, касающиеся проблем коммеморации и проработки пространства как аналитической категории. В прозвучавших докладах затрагивались проблемы, касающиеся пространства в литературных текстах, мемориальных пространственных возможностей в контексте социальных практик, конструирования локальных мест памяти, таких, как музыкальная география Екатеринбурга с отметками о Свердловском рок-клубе или Бородинская битва. Помимо того, был поднят ряд общетеоретических вопросов, которые обсуждались участниками и гостями секции. Выступления сопровождались оживленной дискуссией.

Конференция продолжила свою работу 18 апреля.

Организатор: факультет культурологии РГГУ.