российский
государственный
гуманитарный университет

Все новости   В РГГУ прошло обсуждение реализации научных проектов
В РГГУ прошло обсуждение реализации научных проектов

В РГГУ прошло обсуждение реализации научных проектов

Опубликовано: 27.12.2019 |  Обновлено: 27.12.2019 18:47:40 |  Просмотров: 655

19 декабря 2019 г. на заседании Научно-экспертного совета РГГУ состоялось обсуждение отчетов по итогам реализации научных проектов – победителей конкурсов «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ» в 2019 г.

Конкурсы, объявленные по инициативе руководства и ученого совета РГГУ, были проведены Управлением по научной работе РГГУ с целью отбора лучших заявок на реализацию научных проектов, имеющих существенное значение для развития отрасли науки или прикладное значение (с возможностью внедрения социально значимых разработок), поддержки ведущих научно-педагогических школ РГГУ и молодых исследователей.

Прием заявок на конкурсы проводился в университете в ноябре 2018 г. – январе 2019 г., реализация проектов – с февраля по декабрь 2019 г. Общее финансирование конкурсов из бюджета РГГУ составило 2,4 млн. руб. Победителями стали восемь научных коллективов РГГУ, руководители которых представили результаты их реализации.

Первый проректор – проректор по научной работе РГГУ Ольга Павленко на заседании Научно-экспертного совета подчеркнула, что особое значение для университета имеет не только научная результативность проектов, но и активное продвижение результатов исследований в средствах массовой информации, социальных сетях и других интернет-ресурсах. В РГГУ будет создан своя интернет-площадка для презентации учеными результатов научных исследований, популяризации науки и расширения информирования преподавателей и студентов о достижениях современной гуманитаристики.

Все проекты, поддержанные по итогам конкурса, успешно завершены с высокими научными результатами. По итогам их реализации опубликовано свыше 120 научных работ (в том числе монографии), представлено свыше 130 докладов на научных конференциях, разработаны интернет-ресурсы, подготовлены диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, защищены выпускные квалификационные работы студентов. Ряд студентов – участников проектов продолжили обучение в магистратуре и аспирантуре, что свидетельствует о преемственности поколений в научно-педагогических школах.

Учитывая успешный опыт проведения конкурсов, в ноябре 2019 г. был объявлен прием заявок на конкурсы «Проектные научные коллективы РГГУ» и «Студенческие проектные научные коллективы РГГУ». Заявки принимаются до 20 января 2020 г.

Ниже представлены основные научные результаты, полученные в ходе реализации проектов – победителей конкурса, и презентации, подготовленные на основе отчетов.


ПНК «Тексты и практики фольклора: типология, семиотика, новые методы исследований»

    Участники:
  • Неклюдов С.Ю., д-р филол. наук, проф., профессор УНЦ типологии и семиотики фольклора (руководитель);
  • Левкиевская Е.Е., доктор филологических. наук, ведущий научный сотрудник УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Наумова Ю.Н., соискатель УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Николаев Д.С., канд. филол. наук, н.с. УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Окландер Я.Д., магистрант УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Петров Н.В., канд. филол. наук, доцент УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Петрова Н.С., канд. филол. наук, н.с. УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Попов М.А., специалист по УМР УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Рычкова Н.Н., канд. филол. наук, н.с. УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Соловьева А.А., специалист по УМР УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Стрельцов А.И., магистрант УНЦ типологии и семиотики фольклора;
  • Христофорова О.Б., д-р филол. наук, директор УНЦ типологии и семиотики фольклора.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

✔ Изучение исторической семантики фольклорно-мифологических мотивов/сюжетов ритуальных практик и их региональных вариантов, семантики и прагматики легендарной и эпической традиции; обсуждение проблем диалектности, региональности и универсальности в фольклорно-мифологических и обрядовых традициях; сравнительно-исторические и структурно-типологические исследования мифологической картины мира; исследование текстов и традиций постфольклора как «третьей формы» устной традиции: городской песни, анекдота, различных форм «низовой» словесности, анализ современной мифологии; изучение традиционных мифологических моделей в современном фольклорном дискурсе, актуальной демонологии, ритуальных практик, религиозного синкретизма, народной религиозности.

На базе РГГУ проведены: XIX Международная Школа по фольклористике и культурной антропологии «Понимая город: коммуникация с пространством, временем и людьми» (29 апреля – 5 мая 2019 г.); междисциплинарный всероссийский с международным участием Круглый стол «Фольклорист на чужом поле» (29 – 30 мая 2019 г.); II Международная научная конференция «Монголы и их соседи: традиционная культура и современность», в рамках которой состоялись III Чтения памяти Елены Сергеевны Новик (11–13 сентября 2019 г.);

 На базе ЦТСФ РГГУ проведены: межвузовский круглый стол «Вельск  между городом и деревней: фольклор и устная история. Полевые исследования Архангельской области – 2019», организованный участниками проекта Н.В Петровым и А.И. Стрельцовым (21 октября 2019 г.); межвузовский круглый стол «Село Полоцкое Самойловского района Саратовской области: как колхозный нарратив вытесняет традицию. Полевые исследования в украинском переселенческом анклаве в Саратовской области – 2019», организованный участниками проекта Е.Е. Левкиевской и Н.Н. Рычковой (28 октября 2019 г.).

✒ 25 научных публикаций, 3 научные монографии, 42 выступления с докладами на различных конференциях, написано 4 диссертации на соискание ученой степени.



ПНК «Идентичность в повседневном изменяющемся мире»

    Участники:
  • Марцинковская Т.Д., д-р психол. наук, проф., директор ИП им.Л.С. Выготского (руководитель);
  • Орестова В.Р., д-р психол. наук, проф., зав.кафедрой психологии личности;
  • Киселева Е.А., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора института по учебно-методической работе, и.о. зав.кафедры семьи и детства;
  • Гавриченко О.В., канд. психол. наук, доц., доцент кафедры психологии личности;
  • Соболева М.О., канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии;
  • Ткаченко Д.П., преподаватель кафедры психологии личности;
  • Карпук В.А., магистрант 3 года обучения.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

✔ Целью проекта было изучение структуры и содержания идентичности в контексте двух параметров – изменчивость-постоянство и здоровье-болезнь. Исходя из этой цели, была сконструирована исследовательская парадигма, на основании который выстраивался дизайн исследования и интерпретация результатов. В процессе работы были изучены социальные представления о разных видах транзитивности и болезни, содержание идентичности и эмоциональное отношение к транзитивности и болезни, а также вопрос о копинг стратегиях, позволяющих структурировать идентичность и преодолеть сложные жизненные ситуации, связанные с нарушением динамического равновесия идентичности. Полученные в результате работы по проекту материалы, позволили доказать сходство эмоциональных состояний и смешанного содержания идентичности в ситуациях жесткой кризисной транзитивности и тяжелой болезни. Близость в содержании идентичности и эмоционального благополучия наблюдается и в ситуациях текучей транзитивности и хронической (хотя, возможно, и не очень тяжелой) болезни. Разработан и модифицирован инструментарий, позволяющий изучить динамику и индивидуальные варианты трансформации идентичности в ситуациях транзитивности.

✔ Участие в международной научной конференции «Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития», в международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы психологической науки».

✒ 9 научных публикаций, 1 научная монография, 9 выступлений с докладами на различных конференциях, написано 3 диссертации на соискание ученой степени


СПНК «Проблемы интеллектуальной истории глазами молодых исследователей» 

    Участники:
  • Алипов П.А., канд. ист. наук, доцент кафедры истории и теории исторической науки ФИПП ИАИ (руководитель);
  • Медведев К.А., аспирант кафедры истории и теории исторической науки ФИПП ИАИ.
  • Корнеев И.Е., магистрант ФИПП ИАИ (направленность «Историческая экспертиза инновационного социального проектирования»);
  • Москалевич А.С., студентка магистратуры ФИПП ИАИ (направленность «Историческая экспертиза инновационного социального проектирования»);
  • Лебедев М.С., студент бакалавриата ФИПП ИАИ (направление подготовки «История»).

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

✔ Активизировалось обсуждение проблематики интеллектуальной истории в рамках постоянно действующего студенческого научного объединения «Клуб молодых историков РГГУ». Новым исследовательским материалом были обогащены учебные курсы по дисциплинам «История исторической науки», «Историческая цивилиография», «Теория истории», «Методология истории», «История России» и др.; были подготовлены и защищены выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации) участников проекта.

✔ Участие в межвузовском научном «круглом столе» аспирантов и магистрантов «Актуальные проблемы исторической экспертизы современных социокультурных проектов» (5 июня 2019 г.), в Третьей межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Историческая наука завтрашнего дня» (31 октября 2019 г., в рамках Дней студенческой науки РГГУ, в атриуме Исторического парка «Россия – моя история»),

✒ 7 научных публикаций, 3 студенческих научных конференции, 23 выступления с докладами на различных конференциях, подготовлены и защищены выпускные квалификационные работы (магистерские диссертации) участников проекта.


«Советский научный эксперимент 1920-х гг.:фантастические идеи и социальная практика»

    Участники:
  • Долгова Е.А., к.и.н., доцент (руководитель);
  • Слискова В.В., магистрант 1 курса;
  • Железова Н.П., магистрант 1 курса;
  • Неруш В. О., студент 3 курса, бакалавриат.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

✔ В ходе реализации проекта было исследовано прикладное измерение отечественной экспериментальной науки 1920-х гг. – а именно изучены предложенные ею практики и алгоритмы для решения социальных проблем. Изучение данной проблематики в таком ракурсе позволила вывести тему из узко дисциплинарного пространства истории науки в сферу социальной истории, истории идей, истории образования и других актуальных исследовательских направления. Постановка исследовательской задачи позволила оценить значение научного знания для решения конкретных социальных проблем, обостряющихся в периоды общественных изменений. В ходе реализации проекта 1920-е гг. были обозначены как важный исторический момент, когда теоретические идеи дореволюционной науки смогли быть реализованы в виде инициативных экспериментальных проектов и тем самым обрели свою практическую направленность.

Основными ключевыми сюжетами для исследования из истории науки в 1920-х гг., стали:

  1.  Взаимодействие научных экспериментов и идей-утопий (научно-популярной фантастики) в экспериментальном пространстве 1920-х гг.
  2. История отдельных лабораторий и институциональных центров, созданных под влиянием идей «революционной науки» и пытавшихся реализовать утопические идеи на практике - а именно, Школы социально-индивидуального воспитания им. Достоевского В.Н. Сорока-Росинского, Института экспериментальной медицины Государственного контрольного института сывороток и вакцин и Института по переливанию крови, Института народов Севера.

✔ Одним из наиболее важных результатов проекта стало введение в оборот комплекса неопубликованной документации, которые помогли реконструировать различные аспекты практического воплощения проблематики в педагогическом, биомедицинском, социологическом поле. Были выявлены и изучены документы, находящиеся в фондах ГАРФ, РГАЛИ, РГВИА, АРАН, Научного архива РАО, Отдела рукописей РНБ и РГБ, ЦГИА СПБ, ЦГА СПБ.

✔ Организованы студенческая секция на Международном научно-практическом форуме «Стены и мосты – VIII» (23-24 мая 2019 г., РГГУ), а также Первая межвузовская школа молодых ученых «Наука в истории: Эволюция научной мысли, идеи и авторы» (24–26 октября 2019 г.) в рамках «Дней студенческой науки» РГГУ.

✒ 16 научных публикаций, 24 выступления с докладами на различных конференциях, подготовлены 2 выпускные квалификационные работы.


СПНК «XIII Московская Международная Историческая Модель ООН РГГУ 2019»

    Участники:
  • Трухачев В.В., канд. ист. наук доц. (руководитель);
  • Чантурия Т.Г., студент 3 курса ФМОиЗР МПиМБ;
  • Тишкова С.В., студент 3 курса ФМОиЗР МПиМБ;
  • Сейлянова Э.Д., студент 3 курса ФМОиЗР МПиМБ.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

✔ Моделирование работы ООН – одно из самых масштабных молодежных движений среди студентов не только в России, но и во всем мире. В проекте Модель ООН РГГУ – 2019 приняли участие около 200 человек из более, чем 30 стран (студенты и аспиранты более 26 российских ВУЗов, 6 ВУЗов ближнего и дальнего зарубежья, а также школьники старшей и средней школы из 8 учебных заведений); в рамках данного проекта было проведено моделирование 10 комитетов ООН с историческими повестками XX-XXI вв.; заседания проводились на 5 официальных языках ООН из 6 (английский, французский, русский, испанский и китайский).

✒  10 студенческих научных конференций, 8 выступлений с докладами на различных конференциях, подготовлены 2 выпускные квалификационные работы.


СПНК «Категория наблюдателя и проблемы визуального в литературе»

    Участники:
  • Малкина В.Я., канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой (руководитель);
  • Белякова А.С., студентка 4 курса;
  • Булатова А.С., студентка 3 курс;
  • Исаева М.В., студентка 3 курса;
  • Казаринова П.С., студентка 4 курса;
  • Леонова Е.Ю., аспирантка;
  • Монхбат И., аспирантка;
  • Самаркина М.Д., аспирантка.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

✔ Достигнута первоочередная цель проекта – прояснить и сформулировать систему понятий, связанную с категорией визуального в литературе, с философских, искусствоведческих, культурологических, филологических и прочих гуманитарно-исследовательских позиций, в том исследовательском поле, которое было определено для данного проекта. Центральное место в исследовании занимало малоизученное, но совершенно необходимое понятие «наблюдателя». За время реализации проекта была выполнена работа по выявлению характерных черт категории «наблюдателя» с опорой на теоретический, литературный и кинематографический материалы. Сформулировано и введено в научный оборот понятие «наблюдателя» как субъекта видения в художественном тексте, особенности зрения которого позволяют ему познавать, творить и / или трансформировать художественный мир или часть мира. Также была разработана методология анализа данного понятия, применительно к разным видам литературного материала.

✔ На базе РГГУ проведены: X юбилейная межвузовская студенческая научная конференция «Наблюдатель искажённых миров: поэтика и рецепция» (14-15 марта 2019 г.), секция международной научной конференции «Белые чтения» «Воображаемая реальность в творчестве С. Кржижановского и Н. Заболоцкого» (17 октября 2019 г.), магистрантско-аспирантский круглый стол «Миф. Музыкальное. Модернизм» (5 декабря 2019 г.).

✒  37 научных публикаций, 2 студенческих научных конференции, 17 выступлений с докладами на различных конференциях, 4 выпускных квалификационных работы студентов и аспирантов

Ссылки:
Группа ВК
Группа в Instagram
ВК: «Наблюдатель искаженных миров: поэтика и рецепция»
FB: «Наблюдатель искаженных миров: поэтика и рецепция»
Презентация


СПНК «Сохранение и восстановление памятника архитектуры "Палаты Московского печатного двора"»

    Участники:
  • Малышева Е.П., к.и.н., доц., декан ФАД (руководитель);
  • Корсаков П.Д., аспирант 2-го года обучения;
  • Кулаков И.А., студент 2 курса магистратуры;
  • Соловьёв Ф.Н., студент 3 курса бакалавриата;
  • Найдёнова П., студент 3 курса бакалавриата;
  • Казакова М.А., студент 3 курса бакалавриата;
  • Богатов Д.В., студент 3 курса бакалавриата;
  • Курбанова А.Н., студент 3 курса бакалавриата;
  • Борисов М.Ю., студент 3 курса бакалавриата.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

✔ В связи с 90-летием Историко-архивного института в 2020 г. документально проиллюстрирована история зданий института.

✔ Подготовлена историко-документальная база и заложены основы для реконструкции комплекса зданий Московского печатного двора (Историко-архивного института РГГУ); выявлены документы, отражающие историю Палат Московского печатного двора и комплекса зданий Историко-архивного института в различные временные эпохи (с XVII в. до современности);

✔ В научный оборот введены важнейшие документы по истории комплекса зданий, не публиковавшиеся ранее;

✔ Подготовлен сборник архивных документов по истории Историко-архивного института РГГУ для дальнейшей печати; составлена историческая справка по объекту культурного наследия «Московский печатный двор».

✔ Участие во Всероссийской научной конференции «История Подмосковья в архивной, преподавательской и просветительской деятельности» (4 декабря 2019 г.).


СПНК «Православие и особенности русского спиритуализма конца ХIX – начала ХХ века»


    Участники:
  • Раздъяконов В.С., кандидат ист. наук, доцент (руководитель);
  • Маклакова А.А., студент 2 курса магистратуры;
  • Пермякова М.А., студент 4 курса бакалавриата;
  • Пяткова В.А., студент 3 курса бакалавриата;          
  • Спирин Т.В., студент 2 курса магистратуры;
  • Шевчук А.И., студент 3 курса бакалавриата.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

✔ Реконструирована история трех спиритуалистических объединений эпохи модерна в России; впервые в отечественной историографии дана общая характеристика христианского спиритуализма как самостоятельного религиозного движения в России второй половины XIX- начала XX века; предложена типология спиритуализма как религиозного движения; выявлена специфика отношений отечественных спиритуалистических объединений начала XX столетий.

✔ Предложено объяснение генезиса спиритуализма с точки зрения онтологии как религиозного натурализма, с точки зрения истории религии как религиозного модернизма, являющихся реакцией на распространение популярной науки второй половины XIX столетия; подготовлен и распространен специальный номер журнала «Религиоведческих исследований» по теме проекта.

✔ На базе РГГУ проведены: всероссийская конференция «Исследования религии: прошлое, настоящее, будущее», секция «История спиритуализма в России» (2 апреля 2019 г.), «круглый стол» «Послание с Марса: социальные идеалы и религиозное воображение спиритуалистов» (24 мая 2019 г.).

✒  12 научных публикаций, 2 студенческих научных конференции, 22 выступления с докладами на различных конференциях, подготовлены 4 выпускные квалификационные работы




Персоналии в новости: