РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Отчет о студенческой научной конференции "Изучение культуры в современном мире - II"
20.10.2019

Отчет о студенческой научной конференции "Изучение культуры в современном мире - II"

11-12 октября 2019 г. на факультете культурологии РГГУ состоялась студенческая научная конференция "Изучение культуры в современном мире - II". Публикуем небольшой отчет о прошедшем мероприятии! 


Уже по традиции в середине октября в рамках Дней студенческой науки РГГУ на факультете культурологии проходит конференция молодых исследователей-культурологов. В этом году тема конференции звучала уже знакомо – «Изучение культуры в современном мире - II», продолжая разговор, начатый в прошлом учебном году.

Конференция состояла из трех секций. Первый день конференции (11 октября) начался с докладов, подготовленных с опорой на результаты курсовых работ бакалавров. Студентам требовалось решить методическую задачу перевода готового исследования в формат устного выступления, делая акцент на том, каким образом они ставили проблему и подходили к ее решению, какие методы применяли для анализа источника.


София Осокина, студентка 3 курса дневного отделения, рассматривала то, как в публицистике И.С. Аксакова 1863-1864 гг., посвященной «польскому вопросу», конструировались этнические и культурные границы, отношение к Другому, собственная (российская, имперская) идентичность. София предложила использовать понятие «текст о Польше», понимаемое как совокупность культурных конструкций и представлений о Польше, которые сложились к 1863-1864 гг.


В докладе Мартина Бедретдинова, студента 3 курса дневного отделения, в центре внимания была средневековая французская иконография макабре. Мартин ставил вопрос о том, как функционировали эти изображения, каким образом были в вписаны в повседневную жизнь средневекового человека, какими значениями наделялись, какое отношение формировали к жизни и к смерти.


Елизавета Гришина, студентка 3 курса дневного отделения, в своем докладе предложила рассматривать живопись Марка Шагала через призму понятия «мифа».


Анжелика Пинчук, студентка 3 курса дневного отделения, анализировала репрезентацию еды и практик приемы пищи в популярных южнокорейских сериалах. Анжелика ставила вопрос о том, как через отношение к еде и те значения, которыми она наделяется, можно изучать более широкие культурные представления.


В докладе Лилии Хаернасовой, студентки 3 курса дневного отделения, были проблематизированы образы тела в фотографии А.Д. Гринберга 1920-х годов. Каково отношение к телу в его работах? Как оно сконструировано визуальными приемами фотографии? Какие смыслы через это открываются? Такие вопросы ставила Лилия к своим источникам.

Каждый доклад сопровождался вопросами, в ходе которых уточнялись методологические основания исследования или особенности анализируемого материала.

Вторая секция первого дня конференция проходила в формате круглого стола: «Производственная практика студента культуролога: опыт работы в культурном учреждении».

    

В круглом столе приняли участие преимущественно студенты 4 курса дневного отделения, проходившие на 3 курсе практику в культурных учреждениях, среди которых ГМИИ им. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Мультимедиа Арт Музей, проект «Прожито», образовательный проект ScienceMe и другие организации. В выступлениях Дарьи Великохатько, Елизаветы Белоусовой, Софьи Игнатьевой, Екатерины Кауркиной, Дмитрия Тюрликова, Елизаветы Гришиной были описаны виды практической работы, которой студенты занимались в культурных организациях. Но основным предметом обсуждения были те навыки, которыми обладает культуролог и которые позволяют ему успешно справляться с организационными задачами, коммуницировать в разных форматах и с разными аудиториями, работать с большими массивами данных и делать многое другое в разных профессиональных сферах.

     

Второй день конференции (12 октября) был посвящен докладам магистрантов Высшей школы европейских культур. Магистранты представляли свои научные исследования и решали, одновременно, учебные задачи, связанные с подготовкой к защите выпускных квалификационных работ. После каждого выступления проходило подробное обсуждение доклада.

     

Программа конференции