РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



03.10.2019

II Международная конференция «Архитектурная художественная керамика: искусство и технологии»


Первый в России музей, полностью посвященный архитектурной керамике, «Керамарх», открылся в Государевом бастионе Петропавловской крепости. К этому событию была приурочена II Международная конференция «Архитектурная художественная керамика: искусство и технологии», одним из организаторов которой стал РГГУ.

1.jpg

«Сотрудничество, основанное на совпадении интересов ученых, производственников, музейщиков становится все продуктивнее, - отмечает главный научный сотрудник ФИИ РГГУ, известный исследователь русской архитектурной керамики Светлана Баранова. - В планы университета и музея входит организация выставок с участием специалистов университета, разработка музейных программ для студенческой аудитории». 

Именно в РГГУ была открыта первая в России кафедра музеологии. В 2017 году в университете прошла конференция «Археология художественного видения: художественно-исторические контексты». Особое внимание было уделено вопросам технологии, реставрации, собирательства и экспонирования одного из самых вечных материалов в мировой культуре – керамики. Во многом это положило начало интересу руководства факультета истории искусства РГГУ к проектам, связанным с изучением керамики. В 2018 году РГГУ поддержал идею открытия Музея архитектурной художественной керамики, который сегодня входит в состав Музея истории Петербурга.

В программу нынешней конференции были включены доклады Светланы Барановой «Невоплощенный проект выставки художественной архитектурной керамики в Москве в 1935 году» и заведующего кафедрой русского искусства РГГУ Ильи Печенкина «Керамическое убранство дома архитектора С.У. Соловьёва в Москве. К вопросу об авторстве».

В докладе Светланы Барановой, открывшем конференцию, были раскрытысодержание и судьба выставочного проекта крупнейшего отечественного специалиста в области керамики, художника и исследователя, технолога, реставратора и историка русского изразца Алексея Васильевича Филиппова. Исследование материалов, связанных с нереализованным проектом, имеет большое значение для характеристики не только личности мастера, но и истории изучения русского изразца в это время, истории музейного дела в России, состава коллекций архитектурной керамики крупнейших музеев страны, крайне скудно представленной в 1930-х гг. в экспозициях советских музеев.

Филиппов рассматривал музей не только как машину для культурной и национальной идентификации, но и как инструмент или часть процесса развития технологий или (что особенно важно) – экспериментального технологического процесса. Он пытался создать новое музейное пространство и использовать его как техническую площадку для производства керамики и ее, говоря современным языком, маркетинга. При этом он стремился также решать музейные задачи экспонирования.

В 1934 году Филиппов представил «Эскизный тематический план выставки художественной архитектурной керамики» и подкрепил его запиской «О народно-хозяйственном и культурном значение выставки художественной архитектурной керамики», в которой писал:

«Выставка ставит целью пропаганду данного материала, как могущего дать: 1) радостное, красочное и пластическое искусство с возможностью подъема его качества до мировых шедевров, 2) гигиеничность и несравнимую с другими материалами вековую прочность, 3) возможность использования для его производства ресурсов местного сырья».

Выставку «Художественной архитектурной керамики» предлагалось провести в Историческом музее с 1 января по 1 мая 1935 года.

В этом проекте ярко выступают творческие черты Филиппова, его преданность раз и навсегда выбранной области деятельности, исключительная многогранность подхода. По сути дела, он представлял собой тип специалиста эпохи Возрождения, воплощавшего в одном лице художника, ремесленника и инженера. Во всяком случае, интерес к технической стороне дела и науке, технологиям исключительно удачным образом совпал с его художественными интересами в архитектуре, декоративном искусстве, теории и практике построения орнамента, и сочетался со стремлением к открытию и широкому применению новых типов изделий.

Несомненно, воплощение уникального выставочного проекта дало бы огромный импульс для изучения русской архитектурной керамики. В известном смысле он все-таки был получен: многие свои наблюдения и положения проекта Филиппов положит позднее в основу своих трудов, ставших классическими. 

Сотрудничество, основанное на совпадении интересов ученых, производственников и музейщиков, становится все продуктивнее. В планах университета и музея - создание выставок с участием специалистов университета, разработка музейных программ для студенческой аудитории, а также продолжение участия РГГУ в организации дальнейших встреч в Петербурге. 

Организаторы: РГГУ, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх», Государственный Эрмитаж, Институт археологии РАН, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (филиал ЦНИИП Минстроя России), Реставрационно-строительная компания «Паллада»