РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



«Мумия – это не жутко». Студенты РГГУ делятся впечатлениями о раскопках в Египте и Судане
05.03.2019

«Мумия – это не жутко». Студенты РГГУ делятся впечатлениями о раскопках в Египте и Судане


Студенты РГГУ вернулись из экспедиции, занимавшейся раскопками в Африке. Вместе с учеными Института востоковедения РАН в ноябре 2018 года они побывали в Судане и Египте. Руководитель раскопок - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела истории Востока Института востоковедения РАН, директор Международного учебно-научного центра по изучению древних цивилизаций Египта и Судана им. В.С. Голенищева РГГУ Элеонора Ефимовна Кормышева. Сами ребята учатся в РГГУ в магистратуре по направлению «Древний и Средневековый Египет в контексте Средниземноморских цивилизаций». По возвращении они поделились своими впечатлениями и рассказали о планах на будущее.

qHq3ZAWPiII.jpg  

Ольга Чуб

В Египет я попала первый раз в 2017 году, подав документы заранее, потому что разрешение на работу для членов экспедиции делается целый год. Мне посчастливилось, ведь экспедиция эта довольно закрытая, туда сложно попасть, берут не каждого. Для российской экспедиции 2018 год стал уже 22 полевым сезоном. С 1996 года от Института востоковедения выезжают ученые — египтологи, археологи и другие специалисты – чтобы исследовать восточное плато. На нем располагается Восточный некрополь Гизы, а само место раскопок находится непосредственно в пирамидном комплексе Гизы, в 300 метрах от пирамиды Хеопса.  

0h-VyXgWeKE.jpg 

Таисия Зелянина

Для меня это была мечта детства - стать археологом, а именно – египтологом. Несколько лет я участвовала и набиралась опыта в археологических экспедициях в России и наконец, попала в Египет. Для меня это уже третий полевой сезон здесь.

 

Алексей Даньшин

Я хотел бы рассказать о Судане. В Судан я попал, поскольку очень люблю эту страну, когда появилась возможность поехать на раскопки, я сразу ее использовал. В Судане мы раскапываем храм в районе поселения Абу Эртейла — это начало первого тысячелетия нашей эры. Сам Судан - очень экзотическая страна, отличный даже от Египта, как бы не испорченный еще цивилизацией и не настолько раскопанный, как Египет, то есть, там можно найти фактически все, что угодно. Там работает совместная российско-итальянская экспедиция, сначала три недели копают итальянцы, потом они уезжают, приезжают русские и тоже продолжают копать три недели.

Судан2.jpg  

Ольга Чуб

Экспедиция в Гизе (Египет) последнее время длится месяц–полтора, обычно с конца октября и весь ноябрь. Основные участники выезжают заранее — за неделю до начала ноября, чтобы подготовить раскоп к приезду специалистов – антрополога, археозоолога, археоботаника, палинолога и так далее.

Кто-то остается в экспедиции на весь сезон, а есть и те, кто приезжает на несколько дней или на пару недель. Это зависит и от возможностей людей, и от специфики выполняемой ими на раскопе работы.

В 2017г. началась расчистка скальной гробницы Кахерптаха - одного из крупных чиновников древнеегипетской администрации. Впоследствии же выяснилось, что часовня гробницы разделена на два помещения, стены которых украшены не только рельефами, но также 29 статуями. Размер их приблизительно до двух метров.


- А что это за статуи? К чему они там и что изображают?

 

Древние египтяне, которые могли себе позволить гробницы, старались оставлять там свои изображения (статуи ли это, рельеф или же роспись на стенах). Исключением не стал и наш Кахерптах. Следовательно, статуи изображают владельца гробницы, его ка («двойника»). Понятие «двойника» было крайне важным для жителей Древнего Египта и играло одну из ключевых ролей в их мировоззрении. Наиболее подробно оно анализируется в книге отечественного египтолога А.О. Большакова «Человек и его двойник». Работа крайне интересная и, что в данном случае важно, рассчитана на широкие массы читателей, так что горячо её рекомендую. В целом, если попытаться объять необъятное и объяснить в нескольких словах, «двойник» человека - это его дух, сущность, персонификация после смерти. Опять же тут необходимо сделать отсылку на книгу А. О Большакова. Например, свершались для покойного жертвоприношения, но ведь он лично к ним не выходил, его тело уже погребено и выбежать не сможет. Тут-то и вступал в дело «двойник», выходящий из изображений (у нас – статуи) хозяина гробницы. Он «вкушал» даже не сами дары, ведь дух и реальная еда слишком разные субстанции, а их изображения, их сущность. Поэтому впоследствии настоящие подношения заменили на муляжи или рисунки еды, а потом просто жрец зачитывал названия, «имена» подношений, ведь, как известно, имя для древних египтян играло первостепенную роль. Произнеси «имя» продукта или предмета, и двойник, услышав его, все равно будет удовлетворен. Автор делает занятное сравнение с современным миром, где фотографии людей или мест являются проводниками для их «двойников». Мы смотрим на фотографию человека, вспоминаем все, что с ним связано, тем самым «оживляя» его, то есть его двойника.   

   

- Один — двойник, а остальные статуи – это кто?

 

Родственники владельца. В гробнице Кахерптаха находятся статуи его жены и детей.

 

Таисия Зелянина

Там же было найдено кладбище Позднего периода, мы его также называем «детский некрополь»: из 19-ти могил значительная часть принадлежала детям.

Интересно, что в отличие от скальных захоронений, где мы обычно работаем, малый некрополь находится на открытом воздухе с прекрасным видом на пирамиду Хеопса. Также удивительно, как этот некрополь хорошо сохранился до наших дней, ведь захоронения находятся совсем близко к поверхности, а Гиза - очень людное место.

Во многих захоронениях мы нашли не только кости, но и следы гробов, и погребальный инвентарь: браслеты, ожерелья и амулеты из египетского фаянса, металла и раковин.

 

Ольга Чуб

Практика захоронения детей в отдельном особом месте обычна для Древнего Египта. У них всегда погребальный инвентарь богаче, нежели у взрослых. В обнаруженном нами кладбище были найдены браслеты, ожерелья и пояс, состоящие, преимущественно, из дисковидных фаянсовых бусин разных цветов, перемежающихся амулетами. Встречался голубой фаянс, желтый, синий, зеленовато-голубой. Встретились нам и бусины из раковин каури, что является символом женского начала, плодородия. Произошел интересный случай: обнаружен был браслет, и при составлении его описи мы подумали, что он сделан из раковин каури, однако, не все так просто оказалось. С удивлением мы поняли, что ракушки сделаны из фаянса! С первого взгляда и не отличишь. Это очередной пример высочайшего мастерства древних египтян. Также в довольно большом количестве присутствовали амулеты, называемые уджат (тот самый знаменитый глаз бога Хора, изображение которого известно многим). Глаз «замечал» зло и предохранял от него человека. В детском захоронении присутствовали и маленькие бусинки в форме глаза-уджат, не прорисованные, а просто как контур глаза, и крупные красивые амулеты. Также была найдена подвеска закругленной формы, где были выгравированы четыре уджата, на некоторых даже сохранилась пигментация зрачков.

PKRwhqMZalM.jpg epL7GT8pWhk.jpg

Также в одном детском погребении найден пояс из нитки бус, среди которых был амулет в форме лягушки, но не простой, а строенной, т.е. бусина одна, но представляет собой три спаянных лягушки из темно-голубого фаянса. Лягушка – это символ не только плодородия, но и возвращения к жизни. Перед очередным разливом Нила появлялось много маленьких лягушечек, поэтому лягушка служила предвестником возрождения жизни, возвращения к жизни. Ну и вот детям тоже она досталась, чтобы они без особых проблем возродились в загробном мире. Так что у этих детей было найдено много защитных амулетов.

LC3WsWxYhZQ.jpg

Таисия Зелянина

Как я говорила, мы в основном работаем в скальных гробницах, и раскопки представляют очень интересный, но специфический процесс. В закрытом пространстве не обойтись без фонарей и защитных масок, из-за пылевой взвеси бывает не очень хорошая видимость. А увидеть можно многое!

В гробнице Древнего царства, принадлежащую жрецу и чиновнику Персенебу, мы нашли мумию Позднего периода.

Я никогда не забуду этот волшебный момент: как будто попала в какой-то сон или приключенческий фильм! Представьте: погребальная камера, свет фонаря, очередной слой грунта, и вдруг под кисточкой проявляются яркие золотые и синие краски, складываясь в расписной узор на поверхности картонажа – плотного материала, покрывающего мумию. Обычно ты видишь такое лишь за стеклом музейной витрины, и в голове не укладывается, что это может быть так близко и осязаемо. Да, я не поверила своим глазам, вылетела из шахты, подошла к начальнику раскопа и шепотом сказала: «Кажется, мы нашли мумию!»

e9oembOHzKY.jpg Fi-WIRPiQcY.jpg

Представляю, что он мог скептически подумать: «Да-да, что же еще может надеяться найти студент-практикант в свой первый египетский сезон?»

Конечно, на территории Египта множество археологических памятников, при раскопках которых находят мумии, но для меня это пока ощущалось фантастикой.

Дальнейшее исследование мумии сопровождалось определенными трудностями. Дело в том, что гробница Персенеба в последних веках использовалась как жилое помещение, и различные жидкости и отходы просачивались из верхнего помещения в погребальную камеру. Все, что находилось внизу, вступало в химическую реакцию, просаливалось и становилось монолитно-плотным.

Роспись на картонаже мумии сильно пострадала. Почти целый сезон мы с Валерией Куватовой, сотрудником Института востоковедения РАН, кропотливо очищали нашу мумию от этих наслоений. Сантиметр за сантиметром открывались орнаменты и детали росписи. На левом боку сохранились изображения богов, на груди – широкое ожерелье-гирлянда с изящно прописанными цветами лотоса. К сожалению, изображение лица не сохранилось. По характеру сохранившейся росписи наша мумия относилась к Птолемеевскому времени.

В следующем сезоне мы продолжили изучение. Из-за плохой сохранности для того чтобы извлечь мумию, ее необходимо было разобрать. Так же это позволило получить новые данные. Например, еще до заключения антропологов мы поняли, что мумия принадлежит женщине: у нее были очень красиво смоделированы грудь и живот из бинтов. Брюшная полость была заполнена натроном, природной содой, которая используется для мумификации. В отличие от изображения лица на картонаже, лицо самой дамы сохранилось неплохо, и стало возможным увидеть человека, жившего более 2000 лет назад. Надеюсь, что когда-нибудь у нас будет возможность сделать реконструкцию ее облика.

Дальше предстояло познакомиться с хозяином гробницы – Персенебом, который жил примерно на две тысячи лет раньше женщины, мумию которой захоронили в погребальной камере. К сожалению, останки Персенеба были сильно повреждены еще в древности.

 

- А как эти мумии оказываются в одном месте?

 

В гробницы Древнего царства «подселяли» умерших более поздних веков. Некрополь Гизы был одним из самых значимых культовых мест, соответственно быть похороненным здесь считалось очень престижным. Поэтому гробницы использовались и для перезахоронения, или же в одной из шахт могло находиться до двух - трех захоронений, слой над слоем. В гробнице Персенеба помимо нашей Птолемеевской дамы, была найдена еще мумия ребенка.

 

- Это не одна семья в одной гробнице? Не одно поколение, как в склепах?

 

В одной гробнице часто хоронили не только ее владельца, но и его родственников. Это также отображалось на росписях и статуях в часовне над погребальными камерами.

В случае нашей мумии – ее просто подзахоронили спустя долгое время, между ними более 20 веков, пропасть во времени. И, кстати, тело Персенеба – собственно, того, для кого и высекалась гробница, не было мумифицировано – в эпоху Древнего царства, в отличие от Нового царства, Позднего и Птолемеевского периодов, мумификация только появлялась, только начинали вырабатывать различные приемы сохранения тела, и они использовались не для всех, а, вероятно, только для царей, их родственников и египетской верхушки знати. Персенеб, хоть и представитель знати, но рангом пониже.

В связи с этим мне вспомнилась другая находка – так называемый «тайник бальзамировщика». В нише между гробницами был склад уже потревоженных останков других захоронений. Мы обнаружили фрагменты керамики и неповрежденный сосуд с натроном, запечатанный пробкой из льняной ткани, множество костей в анатомическом порядке и останков мумий, куски окрашенной древесины и обрывки папируса. На одной из поврежденных мумий сохранился амулет в виде кобры.

 

Ольга Чуб

Добавлю про амулет с коброй. В Египте змея была как символом зла (хорошо известен змей Апоп, которого Ра побеждает каждую ночь), но змея (а именно кобра) также красовалась на головном уборе фараонов. Это было воплощение богини Уаджит. Кобра должна была испепелять врагов фараона, показавшихся перед ним. Найденная подвеска в виде кобры, возможно, тоже символизировала защиту, а также возвращение к жизни, перерождение. Как змея сбрасывает кожу, обновляясь, так же в новом мире покойный будет жив и здоров.

Следует также сказать, что в ходе работ экспедиции проводится копирование рельефов в скальной гробнице Каемнофрета, расположенной у процессионной дороги Хеопса. Разумеется, копирование рельефов этой гробницы было предпринято и задолго до нас, однако, удалось выявить неточности в работах предшественников (пропуск ими некоторых иероглифов или неверное толкование изображений, которые, надо сказать, действительно иной раз непросто разглядеть). Это довольно-таки объемный труд, который занимает не один день, а весь сезон. Даже в последующих сезонах можно вернуться к рельефу и либо обнаружить там что-то ещё, что упустили в прошлый раз, либо полностью переделать копию, чтобы попытаться достичь совершенства, которому, говорят, нет предела. Так что копирование рельефов – это не так просто, как может показаться.

 

Таисия Зелянина

Вообще рассказывать о нашей экспедиции можно очень долго, я вспомнила только отдельные яркие моменты, и это даже не вершина айсберга.

Для тех же, кто захочет узнать подробнее и вообще любит научно-популярную литературу: в прошлом году вышла книга, посвященная 20-летию экспедиции, «Пирамиды над раскопом».

Так же есть наша группа ВКонтакте – «Российские археологи у египетских пирамид», очень живая, интересная и информативная. Там можно найти новости с раскопа, отчеты о предыдущих сезонах, 3D-модели гробниц, фотографии и видео экспедиционной жизни и находок, там также собраны выступления сотрудников экспедиции на радио и научно-популярных мероприятиях.

 

- Для студентов, которые учатся на бакалавриате и сейчас определяются с выбором магистратуры и может быть посматривают в вашу сторону: можно ли поступить в магистратуру и как попасть на эти раскопки, через РАН?

 

Ольга Чуб

Что касается поступления в магистратуру, то тут все делается классическим способом. Нужно подать документы и сдать вступительные экзамены. Если в этом году будет набор, то Центр египтологии РГГУ рад всем. Возможность поехать в экспедицию предоставляется в рамках производственной практики магистрантам, обучающимся по программе Международного учебно-научного центра по изучению древних цивилизаций Судана и Египта (сейчас это программа «Древний и Средневековый Египет в контексте Средиземноморских цивилизаций», про нее говорилось выше). Здесь же важно и необходимо отметить, что магистранты едут в экспедицию исключительно в качестве волонтеров, т.е. перелет, проживание и сопутствующие расходы оплачиваются полностью самими магистрантами. Непосредственный начальник экспедиции – Элеонора Ефимовна Кормышева – также является одним из руководителей магистерской программы. Так что всегда есть возможность подробно обсудить с Элеонорой Ефимовной все детали поездки. Желательно также обладать какими-то навыками, чтобы при проведении раскопок быть полезным. Следует уточнить, что документы в экспедицию подаются за год до ее начала, так что поступившим на первый курс удастся поучаствовать в самом раскопе только на второй год обучения. Магистрантам в Египте разрешается (и даже настоятельно рекомендуется) посещать библиотеки в Каире. Там есть потрясающие библиотеки Французского института восточной археологии (IFAO) и Немецкого археологического института (DAIK). В России, к сожалению, мало египтологической литературы, а там глаза разбегаются. Нельзя отрицать, что это тоже очень полезный опыт. Если случилось так, что для магистранта нет работы на раскопе (или же он/она не успел подать документы для получения пропуска), то всегда можно съездить в библиотеки институтов.

 

- А где вы живете, когда копаете? В палатках?

 

Таисия Зелянина

Живем в прилегающей к археологической зоне деревне, там для участников экспедиции снимаются 2-3 квартиры. Мы живем очень близко от раскопа, буквально за 2 минуты можно дойти до ворот в Гизу, там мы показываем пропуск и по нему заходим на территорию самого некрополя.

D1jZPJUT8R0.jpg 

Почему выбрано такое место для раскопок?

 

Ольга Чуб

То есть, почему мы именно в Гизе копаем? Ведь это престижно! Изначально предполагалось, что там будут работать только сами египтяне, однако, удалось их переубедить. Это как в Московском Кремле копать. Примечательно, что сейчас разрешение на проведение археологических работ на территории Гизы есть только у нас, у самих египтян и у японцев, что занимаются не раскопками, а реставрацией второй солнечной барки Хеопса. А другие иностранные экспедиции туда в данный момент не допущены.

    X2ygec4cmNg.jpg

- А как совмещаете учебу и раскопки?

 

У нас по сути, те, кто преподают, те и едут, поэтому очень легко удается совмещать.

 

Алексей Даньшин

В Судане наши раскопки идут в храме в Абу Эртейле, это порядка 40 километров к северу от областного города Шенди. Экспедиция работает там 10 лет. Найдены два алтаря, найден неплохо сохранившийся лев-водосток, очень много найдено керамики. В этом храме в последующие времена (в христианский и исламский периоды) совершались захоронения людей. Сама экспедиция там, можно сказать, живет в центре пустыни, хотя не в палатках, но в придорожном домике. Магазинов там нет, продукты члены экспедиции привозят раз в три дня с близлежащего рынка, который находится в 5 километрах от этого места. Кроме того, в раскопках участвуют местные жители как простые землекопы. Есть план сделать там полноценный лагерь наших археологов, чтобы перестать арендовать помещение у человека, который непредсказуем и каждый год меняет свои планы. Планируется построить там собственный дом и привозить не усеченную группу людей, но в более расширенном составе. Может быть, больше студентов из РГГУ сможет приехать в Судан.

Судан3.jpg Судан.jpg  

- А то, что вы раскопали, к какому периоду относится?

 

Это все относится к началу первого тысячелетия нашей эры.

 

- И вы копали три с половиной недели?

 

Да. Сначала несколько дней уходит на освобождение раскопа от грунта, которым его законсервировали по окончании предыдущего сезона, затем три недели археологических работ, а затем новая консервация раскопа до будущего года.

 

- Получается: откопали, забрали, закопали?

 

Да, хотя по идее было бы интересно, если бы там был уровень какого-то музея, и можно было бы не тратить время на «раскопы-закопы», а потом также люди могли бы смотреть на то, нашли археологи. Кроме того, в Судане пирамид много (хотя они значительно меньше по размеру, чем в Египте), и находятся они рядом с тем храмом, что мы копали. С этими пирамидами связана история. В начале 19-го века в Судан приехал итальянец Ферлини. Ему рассказали, вот есть пирамиды. А он думал, что в Египте в пирамидах золото. И он стал просто сносить все верхушки пирамид, залезать туда и в одной ему повезло, он откопал прекрасную коллекцию ювелирных украшений из золота. А потом Ферлини знал, что с ней делать, потому что все музеи считали, что это обман – не может быть таких превосходных украшений практически из центра Африки. Но потом он все-таки пристроил свою коллекцию в Берлин.

 

- Что именно вам удалось найти на раскопках? Что вас поразило?

 

Мумий я там не находил, находил керамику. Можете представить себе, сколько лет ей, что когда-то она была чашкой, кувшином и до сих пор сохранилась!

 

- Вы, получается, далее 5-ти километров не ходили никуда?

 

Если температура порядка 35 градусов в тени, а тени то и нет, то идти куда-то не хочется. К тому же раз в три дня в соседней деревне работает базар, где нужно закупать продукты для экспедиции, питьевую воду, и на остальное ни у археологов, ни у студентов сил уже не остается.

 

- Действительно ли Судан – страна строгих правил?

 

Он строгий по сравнению с Египтом, местные жители живут довольно обособленно, а в Египте европейская культура давно оказывает свое влияние на многие стороны жизни. Но сегодня Судан потихонечку приоткрывается. 

 

- Допускают ли к раскопкам в Египте и Судане местных женщин?

 

Таисия Зелянина

В Египте землекопы нашей экспедиции – только мужчины из соседних деревень.

    

Ольга Чуб

На раскопе в Гизе наемные рабочие-землекопы занимаются тяжелым физическим трудом, т.к. нужно поднимать и переносить корзины с песком и щебенкой, каменные блоки, поэтому женщинам там и не место. А вот в Дельте, где на раскопе обычная черная земля, там женщины часто работают – жительницы ближних деревень.

Mq02oZw0xww.jpg STMV5U5RKbY.jpg

Алексей Даньшин

В Судане была инспектор службы древностей – женщина. Она следит за ходом раскопок, чтобы рабочие не ушли в сторону, не откопали другой участок.

 

Ольга Чуб

Инспектор Министерства древностей в Египте не только смотрит за ходом археологических работ, но также открывает и закрывает гробницы. Там снаружи установлены металлические двери с замком, чтобы никто не ограбил или не повредил древний памятник. Помимо этого инспектор записывает находки, которые мы, конечно же, не можем вывезти из Египта для более детального изучения.

 

Таисия Зелянина

Да, все находки остаются на территории Египта. Нельзя вывозить даже образцы материалов для лабораторных исследований, что осложняет работу многих специалистов нашей экспедиции.

 

- И вопрос о дальнейших планах. Вы недавно вернулись с раскопок и, чтобы попасть на другие, нужно снова за год подавать документы?

 

Ольга Чуб

Уже подали, находясь там. Ждем следующей поездки с большим нетерпением.

ICrLPIqvv-c.jpg ySA4k6eUEDE.jpg