РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


III Международная научная конференция «Значение - Смысл - Символ: теология, философия и эстетика на рубеже веков»

Опубликовано: 29.11.2018 |  Обновлено: 09.04.2019 16:19:06 |  Просмотров: 612

26-28 ноября 2018 года состоялась III Международная научная конференция «Значение - Смысл - Символ: теология, философия и эстетика на рубеже веков». Местом проведения конференции был выбран Рим – Вечный город, колыбель и оплот христианства, город проповеди ап. Павла и собора св. Петра. В XX веке Вечный город стал домом для выдающегося поэта и мыслителя Серебряного века Вячеслава Иванова.

PB270006.JPG

Конференция организована Российским государственным гуманитарным университетом, Обществом историков русской философии им. В.В. Зеньковского, Центром феноменологической философии философского факультета РГГУ совместно с Папским восточным институтом (Рим, Италия) и Исследовательским центром Вяч. Иванова в Риме при участии Библиотекой истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» (Москва).

В конференции приняли участие представители отечественных и зарубежных вузов и других академических организаций: РГГУ, Папского Восточного института (PIO) – гостеприимного хозяина конференции, Центра изучения Вячеслава Иванова в Риме, Университет Салерно, Падуанского университета / Государственной академии театрального искусства в Риме, Университета Седльце (Польша), Одесского национального университета (Украина), ИФ РАН, ПСТГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, БФУ им. И. Канта, СПбДА, ИМЛИ РАН; а также независимые исследователи.

PB270014.JPG

Конференция была посвящена осмыслению возможности междисциплинарного синтеза трех формально не связанных друг с другом дисциплин, имеющих, тем не менее, глубокую внутреннюю связь: теологии, философии, эстетики. Теология говорит о Боге, философия говорит о смыслах, а эстетика – о конкретном воплощении их в символах и знаках. Отправными пунктами размышления, как и для двух предыдущих конференций, стало осмысление феноменологических и экзистенциальных принципов современной философии человека, его внутреннего опыта и символики его внешнего воплощения. Одним из ключевых символов всей иудеохристианской европейской культуры является символ Эдема: топос Бога и Первочеловека, родина смыслов, онтологический корень всех символов. Европейская культура – это тоска по раю и подлинному бытию человека; его отрицание – или его обретение.

PB260058.JPG

Неформальное открытие конференции состоялось 25 ноября и включало посещение кладбища Кампо Цестио и могилы Вяч. Иванова, а также экскурсию по Центру Вячеслава Иванова в Риме. Культурная часть конференции продолжилась на следующий день экскурсией по Риму, в ходе которой участники смогли проникнуться духом вечного города и воочию увидеть глубокий культурный синтез, порожденный непрерывным совмещением исторических и символических контекстов.

Затем участники конференции собрались в одной из аудиторий Папского восточного института (Рим, Италия), где прошло официальное открытие конференции. Председатель Оргкомитета конференции А.И. Резниченко приветствовала собравшихся, и конференция начала секционную работу.

PB260056.JPG

Первым прозвучал доклад польского исследователя профессора Романа Мниха (Седльце, Университет Седльце) «Русская теория символа ХХ века: между неокантианством и неогегельянством». В этой же секции «Значение – Смысл – Символ», которую модерировал руководитель Центра Вяч. Иванова Андрей Шишкин (Рим / Салерно, РАИ / Университет Салерно), прозвучали доклады профессоров РГГУ: Олега Марченко «Мы две руки единого креста...»: К теме устойчивости символа в европейской культуре» и Анны Резниченко «От магии звука к магии слова. Павел Флоренский между символизмом и авангардом». Также были заслушаны доклады Светланы Федотовой (Москва, ИМЛИ РАН) «Загадка символизма Вяч. Иванова в интерпретации Л. Гоготишвили» и Тинатин до Егито (Москва, ПСТГУ) «Влияние религиозно-философских воззрений Вячеслава Иванова на творчество Сергея Эйзенштейна». Программу первого дня завершили презентации научных изданий, связанных с контекстами русской философии Серебряного века. Презентацию модерировала профессор Данута Шимоник (Седльце, Университет Седльце). Были представлены следующие издания:

1.      ВЗЫСКУЮЩИЕ ГРАДА: хроника русских литературных, религиозно-философских и общественно-политических движений в частных письмах и дневниках их участников, 1829-1923 гг. / Сост. В.И. Кейдан. Москва: Модест Колеров, 2018 (Исследования по истории русской мысли. Т. 21, кн.1);

2.      ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЭКФРАСИСА: итоги и перспективы изучения / Колл. монография под научн. ред. Татьяны Автухович, Романа Мниха и Татьяны Бовсунивской. Седльце: Изд.-во Ин-та региональной культуры им. Францишка Карпиньского, 2018;

3.      МИРГОРОД. Международный филологический журнал, посвященный истории современного литературоведения, его эпистемологии и интeрдисциплинарности / Гл. ред.
Анастасия де Ла Фортель (Лозанна, Швейцария), Роман Мних (Седльце, Польша);

4.      ОБРАЗЫ ИТАЛИИ В РОССИИ – ПЕТЕРБУРГЕ – ПУШКИНСКОМ ДОМЕ. Санкт-Петербург, 2014;

5.      ВЯЧ. ИВАНОВ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ Вып. 2. Санкт-Петербург, 2016;

6.      ВЯЧ. ИВАНОВ. ЭЛЛИНСКАЯ РЕЛИГИЯ СТРАДАЮЩЕГО БОГА // Символ. № 64. 2014;

7.      ВЯЧ. ИВАНОВ. ДИОНИС И ПРАДИОНИСИЙСТВО // Символ. № 65. 2015;

8.      ВЯЧ. ИВАНОВ. PRO ET CONTRA. Т. 1–2 Санкт-Петербург, 2016;

9.      ИСТОРИЧЕСКОЕ И НАДВРЕМЕННОЕ У ВЯЧ. ИВАНОВА. Десятая международная конференция. Салерно, 2017;

10. МИКЕЛАНЖЕЛО. СЕМЬ СОНЕТОВ В ПЕРЕВОДЕ ВЯЧ. ИВАНОВА с рисунками Г.А.В. Траугота. Москва, 2018;

11. V. IVANOV. A REALIBUS AD REALIORA Roma, 2018;

12. С.Л. ФРАНК. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Под общ. ред. Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых. М., 2018. Т. 1: 1896–1902. Предисл. к изд. Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; Предисл. к тому Г.Е. Аляева, Т.Н. Резвых М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2018;

В презентации участвовали Андрей Шишкин (Рим / Салерно, РАИ / Университет Салерно), Владимир Кейдан (Рим / Москва), Роман Мних (Седльце, Университет Седльце).

PB260052.JPG

После презентации участники конференции были приглашены на фуршет.

Второе заседание «Значение – Смысл» открылось на следующий день, 27 ноября. Его модерировал профессор богословия, о. Стефано Каприо (Рим, PIO). В ходе этого заседания прозвучали доклады Александра Маркова (Москва, РГГУ) «Русская ангелология как предмет интеллектуальной истории», свящ. Алексия (Волчкова) (Санкт-Петербург, СПбДА) «Иконы, идолы и священный текст. Как философия Ж.-Л. Мариона может помочь в интерпретации Библии?), прот. Владимира Зелинского (Италия, Брешия) «Богословие общения».

После дискуссии и кофе-брейка открылось третье заседания «Значение – Смысл», модерируемое А.И. Резниченко. Здесь прозвучали доклады Светланы Коначёвой (Москва, РГГУ) «Воображение и метафора в теологическом языке»), Алексея Лызлова (Москва, РГГУ) «Онтотеологическое понимание языка в работах И.Г. Гамана», Татьяны Резвых (Москва, ПСТГУ) «Функциональный персонализм Вильгельма Штерна».

PB260040.JPG

После дискуссии и перерыва на обед Роман Мних открыл четвертое заседание – «Символ». Выступили Владимир Кейдан (Италия, Рим) «Скверный анекдот», или Брак во имя революции: сюжет из неопубликованной семейной переписки Достоевских в контексте культуры Серебряного века (интертекстуальный анализ)», Михаил Эдельштейн (Москва, МГУ) «Ветхий Завет в рефлексии Николая Бердяева» и Анна Голубкова (Россия, Москва) «Василий Розанов о Дмитрии Мережковском и не только: к истории двух разговоров».

После кофе-брейка прошла вторая часть научных презентаций. Были представлены книги прот. В. Зелинского:

13.       ПРОТ. ВЛАДИМИР ЗЕЛИНСКИЙ. ВЗЫСКУЯ ЛИЦА ТВОЕГО. Тюмень: Русская неделя, 2013;

14.       ПРОТ. ВЛАДИМИР ЗЕЛИНСКИЙ. СВЯЩЕННОЕ РЕМЕСЛО. Философские портреты. Санкт-Петербург: Алетейя, 2017;

15.       ПРОТ. ВЛАДИМИР ЗЕЛИНСКИЙ. НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ.Санкт-Петербург: Алетейя, 2018;

16.       FR. V. Zelinsky. MISTERO CUORE SPERANZA. Invito alla spiritualità ortodossa Ancora editrice, Milano, 2010;

17.       FR. V. Zelinsky. IL BAMBINO ALLE SOGLIE DEL REGNO Teofania dell’infanzia. Effatà editrice, Cantalupa (Torino), 2013;

18.       FR. V. Zelinsky. IL REGNO E IL TORMENTO DELLA FEDE. Russia, ortodossia, riconciliazione Effatà editrice, Cantalupa (Torino), 2014.

Отрывки из книг о. Владимира Зелинского прочитал Павел Зелинский (Падуанский ун-т / Государственная академия театрального искусства в Риме).

Пятое и шестое заседания конференции – «Смысл», которые модерировались соответственно С.А. Коначевой и Т.Н. Резвых, прошли в Орвието, после небольшой прогулки по этому чудесному средневековому городу. Прозвучали доклады: свящ. Давида Рожина (Калининград, БФУ им. И. Канта) «Единство сил души и идея о Бесконечном в философии Ф.А. Голубинского», Александры Бердниковой (Москва, ИФ РАН) «Полемика В.С. Соловьева с харьковскими богословами Т. Стояновым (К.Е. Истоминым) и А.П. Шостьиным по вопросу догматического развития в Церкви», Николая Павлюченкова (Москва, ПСТГУ) «Труды П.А. Флоренского как источник «мистического богословия» в России в ХХ веке», совместный доклад Инны Голубович и Виктора Левченко (Одесса, Одесский национальный университет) «Парижское богословие, Фотиево братство и Николай Полторацкий: смыслы – символы – шифры», Дарьи Ченцовой (Москва, ПСТГУ) «Знакомство длиннее жизни: письма Н.С. Арсеньева С.Л. и Т.С. Франк (Барцевой) (по материалам Бахметевского архива Колумбийского университета)» и Дарьи Дорохиной (Москва, РГГУ) «Проблемы репрезентации русской религиозной философии».

Конференция завершилась оживленной дискуссией.