РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



"Образование в кредит": интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара "Парламентской газете"
07.04.2009

"Образование в кредит": интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара "Парламентской газете"

"Парламентская газета": "Образование в кредит".


07.04.2009

"Образование в кредит": интервью ректора РГГУ Е.И. Пивовара "Парламентской газете"

Парламентская газета

Образование в кредит

Недавно Дмитрий Медведев выдвинул ряд предложений, которые, по его мнению, помогут студентам, особенно обучающимся на платных отделениях высших учебных заведений, преодолеть финансовый кризис.

Среди них организация образовательного кредита, условием предоставления которого является нормальная успеваемость, зафиксированная плата за обучение на весь период, когда оказываются образовательные услуги, а также возможный перевод с платных отделений на бюджетные. О том, какие меры принимаются для преодоления кризисных явлений в Российском государственном гуманитарном университете, "Парламентской газете" рассказал его ректор - доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Ефим Пивовар.

Сегодня лидеры стран мирового сообщества пытаются найти выход из глобального финансового кризиса, серьезно повлиявшего и на ситуацию в России. Безусловно, коснулся он и нашего университета. И мы, конечно, поддерживаем такую инициативу Президента. Студентам-платникам действительно трудно приходится. Особенно тем, кто приехал из провинции.

Вместе с тем мы еще в декабре предприняли соответствующие шаги по смягчению последствий кризисных явлений для наших выпускников. Студентам старших курсов были предложены дополнительные параллельные программы, которые позволили бы им более уверенно себя чувствовать на рынке труда. К примеру, будущим социологам дополнительно прочитали курсы по государственному и муниципальному управлению. И наоборот, студентам-управленцам предложили программы по психологии, по издательскому делу и т.п. Такие программы с выдачей сертифицированных документов у нас запущены и работают. Кроме того, используя имеющиеся у нас вакансии, мы предлагаем нашим выпускникам работу в штате университета.

Для студентов платного отделения были выработаны различные формы отсрочек платежей. Создана специальная комиссия, которая рассматривает все заявления, в том числе и по переводам на бесплатное обучение. Здесь нам пришлось подготовить изменения в устав РГГУ, так как согласно этому документу запрещались переводы с платного на бюджетное отделение. Это связано с тем, что требования на приемных экзаменах на платное отделение были иными, чем при приеме на бюджетное обучение. Поэтому сейчас при рассмотрении заявлений о возможности перевода на бесплатное обучение проводится конкурс оценок.

Как конкретно будет складываться ситуация при новом наборе, мы пока не знаем. Количество бюджетных и платных мест, которые мы получим, определяют государственные органы. Но приоритет у нас отдается студентам-бюджетникам. Ежегодно мы принимали около одной тысячи студентов на бесплатное обучение и около 300 - по контракту. Есть вузы в Москве, в которых распределение платных и бесплатных мест почти равно. А у нас большая бюджетная составляющая, мы будем стараться ее сохранять. Может быть, в этом году бюджетных мест будет несколько больше, так как в целом по стране число обучающихся в магистратуре предполагается увеличить.

В нынешнем году основной формой государственной итоговой аттестации и приема в вузы становится Единый государственный экзамен. Но в соответствии с приказом министра образования и науки в тех направлениях, которые называются творческими, при приеме обязательно включен творческий конкурс. К примеру, в нашем университете - это арт-дизайн, искусство и реставрация, журналистика.

Вместе с тем в соответствии с последней редакцией закона о правилах приема часть абитуриентов будет сдавать вступительные экзамены в вузе. Это - абитуриенты, получившие среднее образование за границей, а также те, кто будет поступать на вечернее и заочное отделения, если они закончили школу раньше января 2009 года. И только по двум специальностям у нас будут дополнительные вступительные экзамены: по прикладной математике и информатике. Но основная масса наших специальностей, а их больше 70, не входит в эту группу, и студенты туда будут зачисляться по итогам ЕГЭ. Кроме ЕГЭ будут также учитываться итоги проводимых олимпиад школьников. Но если победитель олимпиады не получил позитивного результата по двум обязательным дисциплинам ЕГЭ, то поступить в вуз ему не удастся.

Есть еще такая форма приема в вуз, как целевой набор. Но это в основном касается технических вузов и таких специальностей, как металлург, нефтяник и т.п. Спектр же мест работы наших выпускников слишком широк, чтобы выделить какие-либо конкретные целевые направления. Вместе с тем к нам обратились представители руководства некоторых регионов, которые намерены делать такие целевые заказы.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, цель которого заключается в "гармонизации" систем образования, прежде всего высшего, стран Европы. Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров, за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы. Сама по себе идея позитивная, и мы пытаемся ее развивать. Но, с другой стороны, в российской образовательной системе была и есть своя национальная составляющая. И при переходе к двухуровневой системе, которая уже используется в нашей стране, эту позитивную составляющую необходимо сохранить. Я имею в виду фундаментальность образования. Получая какую-либо профессию, наш специалист кроме узкой специализации имел широкую фундаментальную базу знаний в избранной им области. Это позволяло в случае необходимости успешно работать в родственных, а иногда даже и в неродственных направлениях. Поэтому желательно, чтобы при переходе на двухуровневую систему эта составляющая была сохранена. По крайней мере в тех стандартах, в разработке которых мы участвовали, в частности, для историков, филологов и ряда других она все-таки присутствует.

Желательно также сохранить и использование наиболее известных вузов для магистерской подготовки. Но здесь многое зависит и от социального фактора, в частности, от наличия мест в общежитии. Решение этой проблемы позволило бы повысить доступность высшего образования в стране. Кроме того, в больших городах, где находятся ведущие вузы, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, стоимость жизни значительно выше, чем в небольших городах. Это создаст дополнительные трудности для студентов и их родителей.