РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Мастер-класс Е.А.Вишленковой «Народоведение Российской империи: Опыт визуального исследования и преподавания в университетах России и Германии»
20.04.2009

Мастер-класс Е.А.Вишленковой «Народоведение Российской империи: Опыт визуального исследования и преподавания в университетах России и Германии»

14 апреля состоялся мастер-класс Е.А.Вишленковой «Народоведение Российской империи: Опыт визуального исследования и преподавания в университетах России и Германии»


20.04.2009

Мастер-класс Е.А.Вишленковой «Народоведение Российской империи: Опыт визуального исследования и преподавания в университетах России и Германии»

 14 апреля в рамках научного семинара Центра визуальной антропологии и эгоистории прошел мастер-класс доктора исторических наук, профессора, зав. кафедрой отечественной истории до ХХ века Казанского государственного университета Е.А.Вишленковой. Тема мастер-класса - «Народоведение Российской империи: Опыт визуального исследования и преподавания в университетах России и Германии».
Е.А. Вишленкова представила свой опыт работы с художественными проектами этнического различения в России вто­рой половины XVIII - начала XIX века. В качестве источников она  привлекала образцы костюмного жанра отечественной графики (альбом гравюр А. Дальштейна, ри­сунки и зарисовки участников экспедиций, гравюры Ж. Лепренса, иллюстрированный журнал X. Рота и др.), исследование о народах России И. Георги, а также такие материалы, как изделия из фарфора, изразец, рисунки тканей  и пр.

 

Мастер-класс Е.А.Вишленковой «Народоведение Российской империи: Опыт визуального исследования и преподавания в университетах России и Германии»

В выступлении было подчеркнуто, что анализируя иллюстрации и рисунки как единый визуальный текст, можно установить связь между визуальными образами, культурными стереотипами, художественными конвенциями, этнографиче­скими познаниями современников и намерениями верховной власти создать образ иде­ального подданного империи.

Е.А. Вишленкова рассказала о методах выявления стратегий типизации и обобщения, которыми пользовались рисовальщики, намереваясь показать народы России. Благодаря коммерческому воспро­изводству художественных изделий (чайная посуда с этнографическими сюжетами в росписи, скульптурная ми­ниатюра, игрушки, лубки и дешевые гравюры) визуальные образы входили в массовое сознание, становясь средством опознавания «русских народов».

 

Мастер-класс Е.А.Вишленковой «Народоведение Российской империи: Опыт визуального исследования и преподавания в университетах России и Германии»

Докладчик убедительно показала, что использование визуальных методов дает уникальные результаты, которые невозможно получить на материале письменных источников. Она также обратила внимание на то, что исследователи, проводящие сбор источников подобного рода, сталкиваются  с немалыми трудностями, такими как естественный «отсев» материала, неопределенность критериев, которыми руководствовались коллекционеры, а также трудности доступа к визуальным материалам в библиотеках и архивах РФ.

Во второй части выступления Е.А. Вишленкова отметила, что ее опыт преподавания «визуальных» учебных курсов в России и в университетах Германии показывает большую результативность и привлекательность визуальных методов работы для студентов. На конкретных примерах ею были продемонстрированы дидактические возможности и ограничения визуальности в университетской аудитории.

 

Мастер-класс Е.А.Вишленковой «Народоведение Российской империи: Опыт визуального исследования и преподавания в университетах России и Германии»

Вопросы участников семинара к докладчику касались самых разных тем. Н.А. Басовская поинтересовалась образом «русского» в визуальных материалах конца XVIII-XIX вв. (какие конкретные черты ему приписываются), Ю.П. Зарецкий попросил разъяснить термин «народоведение», вынесенный в название темы мастер-класса, О.Ю. Бессмертная задала вопрос о содержании понятия  «иррациональное» в докладе, вопросы П.С. Куприянова были связаны с прообразами изображений «русских народов» XVIII века (западноевропейские это образцы или нет) и с тем, как, по мнению докладчика, «читались» эти образы россиянами.

При обсуждении доклада внимание участников семинара привлекла  проблема переводимости нарратива на язык визуального. И.П. Кулаковой был поднят вопрос о праве исследователя, работающего с «картинкой», «цитировать» изображения в научном исследовании, не нарушая правил их законного использования. Отсутствие конвенций, связанных с правом беспрепятственного копирования изображений в библиотеках и архивах, правом научных публикаций визуального материала, по ее мнению, является препятствием в развитии визуальных исследований.

 

Мастер-класс Е.А.Вишленковой «Народоведение Российской империи: Опыт визуального исследования и преподавания в университетах России и Германии»

 В заключительном слове Директор Центра визуальной антропологии и эгоистории доктор исторических наук, профессор Н.И. Басовская отметила нестандартность постановки докладчиком проблемы, разнообразие и широту привлекаемого ею материала. Она также дала высокую оценку форме презентации исследования на мастер-классе, где был показаны процесс и процедуры работы ученого и педагога.