РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Программа "Лица университета" -"Нестандартно мыслящий"
16.06.2010

Программа "Лица университета" -"Нестандартно мыслящий"

В гостях программы В.Д.Губин, декан философского факультета РГГУ, заведующий кафедрой зарубежной философии, доктор философских наук, профессор


16.06.2010

Программа "Лица университета" -"Нестандартно мыслящий"

В гостях программы "Лица университета" Валерий Дмитриевич ГУБИН

 Декан философского факультета РГГУ, заведующий кафедрой зарубежной философии, доктор философских наук, профессор

Тема сюжета: "Нестандартно мыслящий"

Айна Межиева: Добрый день, Валерий Дмитриевич.

Валерий Губин: Здравствуйте.

А.М.: Благодарим Вас за то, что согласились принять участие в нашей программе. В первую очередь, хотелось бы узнать об истории создания философского факультета в РГГУ, в каком году был создан, и с самого начала ли Вы его возглавляете?

В.Г.: Я его создал с разрешения Ю.Н. Афанасьева. Я сначала перешел сюда из Лумумбы заведующим кафедрой и потом решил, почему бы нам не создать факультет. Когда образовался университет, сначала в Историко-архивном институте была кафедра, которую я возглавлял. А как только образовался университет, то сразу же возникло несколько факультетов, благодаря нашим усилиям, в частности философский факультет. Я предложил программу, собрал народ. Половину кафедры пришлось выгнать, потому что они были такие пожилые убежденные марксисты. Набрал молодых ребят из института философии, из той же Лумумбы переманил, из МГУ. И получился замечательный, в общем- то, коллектив, который и сейчас существует в таком же виде. Ну, конечно, двое или трое умерли, а двое или трое пришли молодых наших же выпускников. В целом, у нас получился довольно молодой факультет, средний возраст сорок лет. И потом у нас он уникален еще и тем, что все ученые. То есть все занимаются научной работой. Мы по этому принципу брали, чтобы не просто человек был по философии специалист, а, например, по средневековой философии и он свои публикации и монографии читал средневековые. Не просто по немецкой классической философии, а именно имел свои публикации, книги. Поэтому у нас нет ни склок, ни проблем. Все заняты наукой. И в этом плане у нас нет ни одного неостепененного. Все кандидаты, доктора наук. Вот в этом плане мы действительно отличаемся от всего университета, единственный такой факультет. Он маленький же у нас. У нас двадцать восемь преподавателей всего, наших только. Там же есть еще приходящие, которые языки преподают, историю. В принципе маленький, вот в этом году будет, как и обычно, 24-25 человек, и мы не стремимся к увеличению. Такой камерный факультет.

А.М.: 24-25 человек- это вы имеете в виду полный набор?

В.Г.: Полный набор. И мы не стремимся к большему, мы стремимся к штучному производству. Такой камерный факультет, и работаем с каждым студентом, ставим себе задачу готовить философов. Не преподавателя философии, как написано в дипломе, а теперь у бакалавров и этого не будет написано, просто «бакалавр философии» - что это значит, никто не знает, а было написано пятилетний выпускник, философ, преподаватель философии. Так мы готовим не преподавателей, а научных сотрудников, философов. Хотя, конечно, не все становятся ими, некоторые уходят в бизнес. А вот только те, кто уходят в аспирантуру, 6-8 человек каждый год, они довольно уже известные в области философии.

А.М.: Интересно, а те, кто уходят в бизнес, где они себя проявляют?

В.Г.: Как один мне рассказывал: пришел в какую-то организацию после окончания университета, где требовался специалист по менеджменту. Там человек сто сидело, сдавших свое резюме. Выглянул начальник и говорит: «Кто здесь философ? Остальные свободны». Так что философия пользуется успехом. То есть они даже в массовом сознании, философ- человек, мыслящий нестандартно, оригинально мыслящий, умеющий думать, принимать нестандартные решения. И  в этом плане, я думаю, что мы в каждом выпускнике достигаем своего: либо он ученый, либо он успешный предприниматель, у нас есть такие успешные предприниматели, либо он в третьей у нас сфере- это издательство, редакция газет, журналов.

А.М.: Вы отметили свойство выпускников философского факультета нестандартно мыслить, как в принципе философа, принимать нестандартные решения. Можете привести пример? Потому что звучит красиво и хочется понять.

В.Г.: Я думаю, что за пять лет человек научается самому главному, научается мыслить. И на самом деле вырабатывается такая привычка у людей - мыслить нестандартно, мыслить остро, глубоко, учитывать противоречивость человеческой ситуации. Но, к сожалению, примеров конкретных нет, но сами люди, их успехи, как в области философии, так и в любых остальных областях, говорят о том, что они успешно справляются с жизненными задачами.

А.М.: Студентам других факультетов на 1-2-ых курсах преподают философию. Преподают преподаватели с философского факультета РГГУ?

В.Г.: В основном, да.

А.М.: А как вы считаете, не рано ли на первом курсе преподавать студентам философию? Честно скажу, даже по собственному опыту и опыту моих однокурсников, тогда не понимали вообще, зачем нам эта философия? На первом курсе они тогда не понимали, к третьему и потом к пятому курсу им этого не доставало, вот именно такого предмета, на котором они могли бы развивать собственные мысли, а не отвечать на какие-то уже заданные вопросы.

В.Г.: Я понимаю, да. Когда я закончил МГУ и пошел работать, философия была только на четвертом курсе. Это было очень удобно. Они уже взрослые люди, они уже очень сильно тренировали свои мозги четыре года, и поэтому было удобно. Потом стало на втором, а сейчас уже даже в основном на первом. Это очень рано, я считаю, у нас же не французская система. Во французской системе в школе изучают то, что у нас дают на первом курсе, и они приходят уже очень сильно развитыми.

А.М.: Скажите, Валерий Дмитриевич, кто наши современные Сократы?  Вот кто сейчас еще жив в России, жив и здрав, преподает? Ну Вас к ним я отношу автоматически.

В.Г.: Я думаю, что во все века философов было очень мало. Тем более в нашей стране, где долгие годы душилась всякая свежая мысль, и не преподавалось никакой философии. Ее же ввели  в 1964 году, как обязательную, по-моему. Хотя нет, наверное, раньше. Распределения даже не было. Прерваны были традиции философствования на 50 лет. Была великая русая философия, потом традиции были прерваны, потом они восстанавливались долго, и сейчас еще не восстановились. Поэтому философов очень мало еще, хотя бы поэтому. В каждой эпохе их мало, а в нашей стране вообще мало. Тем не менее, я думаю, что есть сейчас 5-6 человек в России, которых можно назвать по-настоящему философами от бога. Мой учитель Мераб Константинович Мамардашвили, это был настоящий Сократ, даже внешне. Я же говорил, что надо восстановить традицию, чтоб был учитель и ученики. Мало кому повезло, у кого был учитель. Вот у меня был учитель, я с ним не очень долго общался, потому что он умер. Я очень многое от него взял, настолько много, что я уже был сложившимся человеком и кандидатом наук даже, и думал, что я столько много знаю, но после встречи с ним и бесед все это перевернулось совершенно. Я понял, что ничего не знаю. Я думаю, равных ему сейчас нету. Поэтому без философии никуда не денешься. И человек либо проходит через образование философское, либо сам приходит к необходимости изучать культуру философскую.

А.М.: Какие вопросы современная философия ставит остро?

В.Г.: Какие-то появляются новые тенденции, невиданные ранее, и философия пытается, может одна из первых, их осмыслить. Например, постмодернизм, совершенно замечательная философия, которая попыталась по-новому осветить и понять структуру власти. Что такое власть? Откуда она берется? Кто на самом деле властвует? Власть, они приходят к выводу, это совершенно безличный механизм. Никто не знает у кого власть. Никто не правит, она растворена во всем, начиная со школы, с тюрьмы, с армии, с правительства. Все пронизано элементами власти. Это, так называемая, дисциплинарная культура. Представляете, какая каторга, мы живем 10 лет, вставая в полдевятого в школу. Каждый день, 10 лет, а зато такая дрессировка идет. Мы включаемся в структуры власти и после этого можем работать. Наше общество тем и отличается, западное от восточного, что там нет такой дрессировки. И там нет такой культуры труда и дисциплины, и целеполагания нет. В этом смысле вот эта природа власти на микроуровне, рассматриваемая впервые, обнаружила новое измерение власти, новое понимание власти гораздо более глубокое. В этом смысле постмодернизм одна из самых выдающихся философий, называется она конкретно постструктурализм. А постмодернизм это вообще эпоха вся духовная. Философия она отвечает довольно удачно на многие новые возникающие вопросы.

В.Г.: Ваше жизненное кредо как философа?

А.М.: Ну мое жизненное кредо - избегать всяких кредо. Не зацикливаться ни на каком конкретном манифесте, лозунге, которым можно было бы руководствоваться. Я как простой советский человек, именно советский, у меня такое кредо: «Скорее бы утро, да на работу». Это шутка, конечно.

А. Межиева: Спасибо большое

В. Губин: Пожалуйста

Программа "Лица университета"© производится Отделом мультимедийных проектов Управления по связям с общественностью и СМИ РГГУ. Съемки программы проходят в формате интервью с экспертом, который является cотрудником или выпускником нашего университета.

 Авторы программы: Межиева Айна, Ануфриев Сергей.