Декан ФИПП РГГУ А.П. Логунов выступил в качестве эксперта-консультанта к документальному фильму телеканала «Россия - Культура» про Ф.И. Тютчева
24.09.2018

Декан ФИПП РГГУ А.П. Логунов выступил в качестве эксперта-консультанта к документальному фильму телеканала «Россия - Культура» про Ф.И. Тютчева


Телеканал «Россия - Культура» совместно с ООО «Точка зрения» работает над документальным фильмом из цикла «Острова» про поэта Федора Ивановича Тютчева. Декан ФИПП РГГУ А.П. Логунов выступил в качестве эксперта-консультанта к этому фильму. Приводим выдержки из его интервью.

DSC_0539.JPG

«Тютчев - наше национальное достояние, но при упоминании его фамилии любой человек сразу скажет “Умом Россию не понять” и больше как бы про Тютчева ничего не вспомнит. Но мы с вами поставили несколько другие задачи. Самое интересное, то, что меня захватило - это удивительное соединение в одном человеке поэзии и дипломатии.

Тютчев - это поэт-дипломат. Его дипломатическая роль была очень своеобразной, изначально это было представительство в германских государствах, а потом должность цензора. Я посмотрел в интернете, что пишут о Тютчеве, есть очень хорошие статьи, но мне кажется, что даже серьезные авторы не задаются вопросом: что такое быть цензором в МИДе в первой половине 19-го века? Быть цензором в литературе – это понятно. Пушкина цензурировали, Лермонтова, ну и всех прочих. А что такое быть цензором в МИДе? Если мы переведем эту фразу на современный язык, то это значит, что человек сидел и отсматривал любую бюллетень, любую информацию на предмет того, чтобы не просочилось какого-то опасного знания, исследования.

DSC_0530.JPG

Я в свое время перечитал Конан Дойля, Агату Кристи… Зачастую сюжет строился на том, что вдруг из Министерства вытекает негативная информация, всплывает какое-то письмо монарха, какая-то записка важного государственного лица, которая может если не вызвать, то спровоцировать очень серьезные обострения политической ситуации. Мало кто понимает, что монархию в 19-ом веке представляли члены одной семьи, связанные друг с другом женитьбой и прочими вещами. И они так по-семейному в общем-то могли реагировать на происходящее. Любой негатив мог породить конфликт.

Итак, мы с вами услышали, что цензор Министерства иностранных дел – это не просто тот, кто копается в грязном белье, это тот, кто пытается предотвратить конфликтные ситуации, чтобы не дай бог никто не сказал, не написал ничего такого, что может Россию поставить в сложную ситуацию.

Ну а дальше я с вами поговорю о другой проблеме, о дипломате и поэте. Почему именно для России это так важно? Потому что в России в целом и в российской внешней политике, даже сегодня, эмоциональная атмосфера всегда очень важна. Для нас эмоциональная составляющая - это жажда любви. Это чисто поэтическая вещь. “Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я”. Понимаете? И я должен быть уверен, что вы меня любите, и я вам заплачу за газ, за нефть и за все прочее, если вы меня любите. Смешно? Нелепо? Но эмоциональная составляющая нашего дипломатического внешнеполитического дискурса – это реальность, это не фантазия, это не фантастика, это то, чем являемся мы с вами и сегодня. А вот тогда?

DSC_0538.JPG

А вот тогда возникает гений Тютчева. Он возникает на странном переломе эпох: перед этим Россия разгромила Наполеона, она освободила европейские страны, она поделила вместе с Англией всю Европу. Наш император Александр I, не смотря на плешь и глухоту, был главным плейбоем Европы. В него были влюблены все. И вот вдруг наступает странный перелом, проходит лет 20 и начинаются совсем другие реакции. Все, от крайне-левых, назовем их марксисты, до крайне-правых, назовем их английскими тори, все объединяются в одной идее, что Россия – это главная угроза Европы. Ну как могут соединиться марксисты с тори? Невозможная вещь! Соединяются настолько, что Маркс пишет о том, что никакое обновление в Европе, никакая революция в Европе невозможна, если мы не нанесем удара по России. И английские тори пишут о том, что не может быть Европы до тех пор, пока существует Россия. Что же такое сделала Россия? Когда от любви до ненависти даже одного поколения не прошло? И вот в этом переломном моменте появляется Тютчев. Он мне нравится не как поэт, я мало что понимаю в поэзии. Но как дипломат он улавливает странное понимание того, что за любым твоим действием всегда будут следить другие, и по твоим делам тебя будут воспринимать. Принцип очень понятный и в наши дни».

DSC_0531.JPG

«Александр Петрович Логунов – крупный специалист по второй половине 19-го века, по крымской войне, - говорит режиссер фильма Ирина Изволова. - Нам нужна была именно историческая оценка, причем не столько Тютчева, сколько общественно-политической ситуации в стране, а в этом Александр Петрович прекрасно разбирается. Кроме того, он очень артистичный человек. В общем, Александр Петрович всё знает про всё. Спасибо за сотрудничество!».

Фильм будет приурочен ко Дню рождения поэта и появится в эфире в начале декабря.



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.