РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



11.09.2018

Международная научная конференция «Теории и практики современного искусства»


11 сентября 2018 года состоялась научная конференция «Теории и практики современного искусства», организованная кафедрой теории и истории искусства ФИИ РГГУ. В конференции приняли участие преподаватели кафедры кино и современного искусства, а также представители МГУ, МГХПА, НИУ ВШЭ и АУ им. Баишева (Республика Казахстан).

Особенностью данной конференции стало разделение программы выступлений на три тематических блока: о понятии субъекта в современном искусстве, о выставочных пространствах и об изучении произведений искусства.

В первом блоке «Субъект современности как проблема современного искусства» Владимир Алексеевич Колотаев (РГГУ) рассмотрел понятие субъекта в кинематографе. На примере кинокартин советских режиссёров Колотаев проследил, как под давлением партийной идеологии герои популярных фильмов постепенно утрачивают субъектность.

3 колотаев к.п..jpg

Сергей Александрович Филиппов (МГУ им. М.В. Ломоносова) в рамках своего доклада «Какого размера люди на экране?» задался важным междисциплинарным вопросом: мы привыкли объяснять искусство, прибегая к помощи психологии, но что если инструменты искусства несут в себе подсказки для расширения знаний об устройстве человеческой психики?

Сергей Юрьевич Штейн (РГГУ) рассмотрел понятия дисциплинарности и дискурсивности в искусствоведении и активность субъекта в этих условиях.

Анна Валерьевна Швец (РАНХиГС) выступила с докладом о медиологическом воображении Эль Лисицкого, предвосхитившего то, что теперь мы называем «электронной библиотекой».

Во втором блоке «Современное искусство между музеефикацией и новациями» Кирилл Валерьевич Алексеев (РГУ им. А.Н. Косыгина) рассмотрел перформанс как искусство XXI века, выступающее, в частности, практикой, пытающейся преодолеть кризис станковой живописи и выходящей за пределы музейного пространства.

Андрей Георгиевич Рейнер (РГГУ) выступил с обзором ряда постоянных экспозиций на примере нескольких московских музеев, проанализировав соответствие экспозиционных решений теоретическим основам создания музейных экспозиций.

Ольга Борисовна Павлова (МГХПА им. С.Г. Строганова) в рамках доклада «Периодические арт-проекты XX-XXI веков как форма генерирования, сохранения и трансляции актуальных художественных тенденций и новаций» рассмотрела популярные термины биеннале и триеннале и проследила взаимосвязь тематики выставок с текущими социальными, экономическими и политическими ситуациями в мире в конкретные периоды истории.

Дарья Андреевна Калабаева (НИУ ВШЭ) выступила с докладом, посвящённым форматам коммуникации сегодняшнего музея современного искусства.

В третьем блоке «Теоретическое изучение прикладных произведений искусства» Александра Альбертовна Данилова (ГМИИ им. А.С. Пушкина) рассказала о практиках экспонирования произведений современных художников в классическом музее на примере проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина и попыталась ответить на вопрос: является ли это интервенцией современного искусства в классический музей или возможен диалог?

Эльвира Валерьевна Жагун-Линник (РГГУ) рассмотрела тенденции и перспективы изучения одного из разновидностей цифрового искусства под названием «глитч-арт».

Зарубежным спикером стала Айнагуль Ныгыметовна Еспай (АУ им. С. Баишева), которая выступила с докладом о проблемах дизайна в Казахстане.

Александр Викторович Марков (РГГУ) рассмотрел автопортретность и кинематографичность в работах Одиссеаса Элитиса.

DSC_0351.jpg

По итогам конференции было принято решение, что исследование теорий и практик современного искусства перспективно в контексте современных медиаисследований, социологических исследований, а также психологических исследований отношений сюжетов искусства, эстетических аффектов и эстетической выразительности. Современное искусство нуждается в междисциплинарном изучении, и раскрытие его эстетических достижений неотделимо от изучения того, как сами художники видят его историю, как поддерживают эту историю институции и как формы выразительности и мысли меняют позицию этого искусства в интермедийном контексте.