РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Семинары «История и миф в устной традиции» и «Историческая память в фольклоре»
05.04.2011

Семинары «История и миф в устной традиции» и «Историческая память в фольклоре»

28 и 30 марта в рамках «Гуманитарных чтений – 2011» состоялись семинары «История и миф в устной традиции» и «Историческая память в фольклоре».


05.04.2011

Семинары «История и миф в устной традиции» и «Историческая память в фольклоре»

28 и 30 марта в рамках «Гуманитарных чтений – 2011» состоялись семинары «История и миф в устной традиции» и «Историческая память в фольклоре», объединенные общей проблематикой и организованные учебно-научным Центром типологии и семиотики фольклора РГГУ. Оба заседания вел директор ЦТСФ С.Ю. Неклюдов.

На семинаре «История и миф в устной традиции» прозвучал доклад доцента Центра типологии семиотики и фольклора А.А. Архиповой «Как была сделана Роза Каганович и другие подделки, или как соотносятся механизмы фальсификации и механизмы фольклорной традиции». Несмотря на то, что в действительности эта женщина никогда не существовала, в течение XX века она приобрела насыщенную биографию – благодаря эмигрантской периодической печати, советологическим исследованиям, антисемитским стереотипам и устным текстам фольклорного происхождения. В предпринятом исследовании на примере было показано, как «из ничего», возникла легенда, «кирпичиками» для которой послужили разнообразные тексты – по типу (от письменных авторских до аморфных слухов), и происхождению (от эмигрантских разысканий до диссидентских сочинений).

Различные мотивы, группируясь вокруг этого «персонажа», создали к 1940-м годам цельное мифологизированное повествование, которое для многих социальных групп (внутри и извне Советского Союза) репрезентирует «подлинное представление» о советской власти. Миф о Розе Каганович «работал», поскольку уникальным образом создал гибкую объяснительную модель, дававшую легкий ответ на вопрос: «Почему так плохо живется?».

На семинаре «Историческая память в фольклоре» с докладом «Критика и апология конкретности фольклорного художественного историзма» выступил ст.н.с. Отдела литературоведения и фольклористики ИМБТ СО РАН (Улан-Удэ) А.Г. Игумнов.

Сообщение было посвящено различным типам фольклорного историзма, определению факторов, обусловливающих степень исторической конкретности в разных жанрах русского песенного фольклора. Согласно позиции докладчика, фольклорный историзм по сравнению с литературным не может быть «строгим», хотя возможность и необходимость дифференцирования типов историзма в русском песенном фольклоре очевидна.

Если русская историческая песня действительно фольклорна, то, следовательно, она стереотипична, формульна и клиширована, а в этом случае не может обладать признаком конкретной историчности. А.Г. Игумнов обосновывает закономерность стилевого движения от обобщенного былинного историзма к качественно иному историзма в исторической песне исходя из объективного существования разных русских песен: старших эпических, младших лиро-эпических или лирических и, наконец, поздних и позднейших полуфольклорных рифмованных стихов и песен. Именно последние могут квалифицироваться как тексты, обладающие признаками конкретного историзма в предельно возможном для фольклора объеме.

В семинарах приняли участие несколько специалисты различных научных и образовательных институтов, а так же студенты, аспиранты и преподаватели нашего университета.