Межвузовская научная конференция «Современные исследовательские подходы в науках об искусстве и культуре»
25.10.2017

Межвузовская научная конференция «Современные исследовательские подходы в науках об искусстве и культуре»


16-17 октября 2017 года состоялась межвузовская научная конференция «Современные исследовательские подходы в науках об искусстве и культуре», организованная факультетом истории искусства РГГУ. Целью конференции было исследование всего множества современных подходов к изучению искусства и культуры, перспективных для молодых специалистов.

IMG_8423.jpg

С приветственным словом к участникам конференции обратились декан факультета истории искусства В.А. Колотаев, профессор кафедры кино и современного искусства А.В. Марков, профессор кафедры теории и истории искусства Л.Ю. Лиманская и доцент кафедры кино и современного искусства С.Ю. Штейн.

IMG_8427.jpg

В первой секции «История искусства: от древности к современности» были рассмотрены новые подходы к атрибуции памятников. К.О. Полежаева (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) в докладе «Бронза как источник при реконструкции творческой манеры мастера Алкамена» привела пример того, как можно справиться с трудностями при различении подлинников великого мастера и античных копий с его работ, исследовав технологическую и эстетическую специфику работы с бронзой. М.В. Шабаева (НИУ «Высшая школа экономики», Москва) в докладе «Турино-Миланский часослов: история открытия и атрибуций» показала, какие иконографические программы реализовывались при создании знаменитого часослова и как изучение иконографии и стилистики позволяет атрибутировать часослов. А.А. Грузнова (НИУ «Высшая школа экономики», Москва) в докладе «Тема “ванитас” в натюрмортах с атрибутами войны и власти в харлемской школе в первой половине XVII века» показала, как систематизация атрибутов «ванитас» позволяет интерпретировать связь натюрмортов с действительными событиями и раскрыть семантику отдельных элементов.

IMG_8438.jpg

Вторая секция «Концепты и концепции в истории искусства» была посвящена влиянию понятий искусствоведения на развитие самого искусства. П.Д. Рудь (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва) в докладе «Латиноамериканский концептуализм в 1960–1980-х гг.: улица как пространство Действия» сделала акцент на том, как смена нескольких терминов превратила концептуализм из галерейного искусства в искусство уличное. О.В. Чвякина (РГГУ, Москва) в докладе «НИИ “Прометей”: междисциплинарные исследования на стыке науки, техники и искусства в Казани 1960–1980-х гг.» рассмотрела способы вписывания технических объектов в контекст современного искусства. В докладе С.К. Дмитриевой (НИУ «Высшая школа экономики», Москва) «“Речи” Джошуа Рейнольдса в переводе И.И. Татищева: к проблеме формирования академической терминологии в России второй половины XVIII века» было прослежено то, как образовательный запрос в России потребовал систематизации терминологии искусствоведения и с какими трудностями столкнулись переводчики, пытаясь привести в систему многообразие технических и эстетических терминов. П.И. Чубарь (НИУ «Высшая школа экономики», Москва) в докладе «Причины возрождения идеи модерна в концепциях современного искусства начала 2000-х гг.» обратила внимание на то, что современная мысль заново открыла понятие модерн, уже как обозначение эстетической ценности, а не исторической эпохи, и это позволило возобновить формальные поиски модерна в современном искусстве.

IMG_8444.jpg

Третья секция «Перспективы теории искусства: феноменология, герменевтика, когнитивистика» была посвящена междисциплинарным исследованиям в современном искусствоведении. Л.А. Марсова (Карлов университет, Прага) в докладе «Нейронаука и теория искусства эпохи Возрождения» рассмотрела такие понятия нейронауки, как симметрия, множественность реакций, перспектива, позволяющие более точно интерпретировать достижения живописных технологий и идеи эпохи Возрождения. М.А. Лямин (независимый исследователь) в докладе «Потенциал romantisch hermeneutik: Жак Рансьер и Отто Рунге» показал значимость герменевтики немецкого романтизма для продолжения традиций романтической живописи в современном искусстве.

IMG_8493.jpg

Четвертая секция «Жизнь музея: история и современность» объединила междисциплинарные исследования музеефикации искусства. А.И. Калашников (РГГУ, Москва) в докладе «Музейный экфрасис в системе интерпретации искусства» сделал попытку рассмотреть музейные экспликации как вид экфрасиса. Л.И. Кирсанова (РГГУ, Москва) в докладе «Интервенции современного искусства в классические музеи» показала, как новые технологии могут обогащать классические пространства, создавая дополненную реальность искусства. А.М. Янченко (РГГУ, Москва) в докладе «Роль художественных галерей в системе высшего образования (на примере Иркутского национального исследовательского технического университета)» высказала мысль о том, что социальная миссия университета требует не просто университетского музея, но нескольких музейных и выставочных пространств на территории университета. Е.С. Сергушева (РГГУ, Москва) в докладе «Проблема презентации культуры народов Северной Америки на примере Санкт-Петербургской кунсткамеры» сформулировала предложения относительно того, как старейший российский музей мог бы способствовать сохранению культур коренных жителей Америки.

IMG_8480.jpg

Пятая секция центра «Арт-дизайн» «Искусство и пресса: тайна дружбы» была посвящена роли прессы в формировании эстетических предпочтений населения и повышении культуры восприятия искусства. При этом пресса рассматривалась прежде всего с точки зрения дизайна, как образец современного прикладного искусства, тенденции развития которого тесно связаны с развитием современного искусства вообще. М.С. Блинова (РГГУ, Москва) в докладе «Проблематика культуры и искусства в журнальной прессе промышленных городов России» показала, как журналы, посвященные культуре, становятся ядром культурных процессов в крупных промышленных городах. Е.И. Шельпук (РГГУ, Москва) в докладе «Сравнительная характеристика типографических форм подачи вербальных и изобразительных форм материалов на примере русских и французских периодических изданий XVII–XX веков» рассмотрела возникновение журнальной формы и привела подтверждение того, что  журнал соединяет достижения книжной культуры с современностью. М.И. Криваткин (РГГУ, Москва) в докладе «История создания типографского пункта» исследовал технические особенности типографики и показал, как их могут учитывать дизайнеры различного профиля. Д.А. Верещагина (РГГУ, Москва) в докладе «Выявление характерных черт и особенностей современных типографических изданий на примере периодических изданий, посвященных современному искусству и культурной жизни» дала предварительную классификацию форм дизайна подобных изданий, доказав, что бурное развитие этого дизайна прямо связано с культурным содержанием изданий.

IMG_8436.jpg

Параллельно прошли две наиболее представительные секции, подготовленные соответственно кафедрой музеологии и кафедрой кино и современного искусства РГГУ.

В шестой секции кафедры музеологии «Музеология сегодня: исследования и проекты» приняли участие студенты и преподаватели кафедры, а также выпускники – магистры музеологии и соискатели, работающие в музеях (всего около 30 человек). Смешанный формат секции, ставший уже традиционным, предполагает совместное участие  студентов и преподавателей, что дает возможность более широкого диалога и обмена идеями.

IMG_8463.jpg

Открыла работу секции старший преподаватель кафедры, член Президиума ИКОФОМ А.Г. Лещенко. В докладе «Новое в музеологии» она рассказала о новых проблемах музеологии, обсуждавшихся на последних конференциях и симпозиумах Комитета по музеологии. Среди них – проблема деколонизации знания, и в частности, знания, представленного в музее, а также роль музея в осмыслении сложных социальных, этических и гендерных проблем.

Первым в серии докладов по археологической тематике был представлен доклад доктора исторических наук, профессора и многолетнего руководителя археологической практики кафедры А.В. Чернецова, который познакомил аудиторию с новыми результатами Старорязанской экспедиции. В продолжение темы бакалавры 2 курса Диана Муравьёва и Полина Сергеева рассказами о новых проектах музеефикации Старой Рязани.

IMG_8460.jpg

Магистр музеологии, научный сотрудник ИЗОфонда Политехнического музея Г.С. Талипова рассказала о работах российских пикториалистов, хранящихся в собрании музея, особенностях атрибуции и изучении этого направления фотографии.  

Соискатель аспирантуры РГГУ, заведующий информационным сектором музея-заповедника А.С. Пушкина (Старые Вязёмы) В.А. Сизов в своем сообщении о современных методах сбора научной информации в музейной практике поделился опытом эвристической работы в Интернете, что позволило уточнить данные по истории музея-заповедника на основе автобиографических и частных фотоматериалов, размещенных в сети. Доклад вызвал оживленную дискуссию о возможностях и проблемах использования такого рода источников в научной работе.

IMG_8501.jpg

Магистрант 1 года обучения М.Н. Бардашов представил доклад о концепции Л.И. Мечникова о Великих речных цивилизациях, в котором показал возможности построения на её основе современной теории и практики речного культурного наследия. Доклад был подготовлен в соавторстве со старшим преподавателем кафедры музеологии, членом-корреспондентом РАЕН С.М.  Фазлуллиным.

В завершение работы секции доцент кафедры музеологии М.С. Стефко рассказала о проекте «Музей в XXI веке», инициированном Министерством культуры и коммуникации Франции. Проект призван сформировать новое понимание музейной профессии и наметить пути развития отрасли в сотрудничестве с университетами, профессиональными ассоциациями и государством.  Вопросы и реплики, прозвучавшие в ходе дискуссии, показали высокий научный потенциал и практическую значимость исследовательской работы кафедры.

IMG_8467.jpg

Фотоотчет секции кафедры музеологии опубликован на сайте кафедры: http://www.museolog.ru/news/2017/10/konferenciya.php

Седьмая секция «Современное искусство: множественность теорий и практик» была посвящена закономерностям развития современного искусства. М.А. Хачатрян (РГГУ, Москва) в докладе «Онтоарт Антонио Менегетти: взгляд на искусство с позиции психологии и философии» показала значимость философских концепций вещи и психологии восприятия для современного искусства. Д.А. Саркисян (РГГУ, Москва) в докладе «Арте повера как ранний опыт процессуальности художественных объектов» интерпретировала особенности известного направления современного искусства как стремление схватить изменчивость и жизнь вещей. Ю.В. Журавлева (РГГУ, Москва) в докладе «Советский концептуализм. Поэзия молчания» раскрыла критику языка как первоначальный импульс концептуалистского искусства. В.О. Белоненко (РГГУ, Москва) в докладе «Вопросы архивирования выставочных практик. Российский современный контекст» обозначила проблему документирования современного российского искусства с учетом его отношений с институциями. Н.Г. Шульгина (РГГУ, Москва) в докладе «Место и роль куратора в выставочных проектах, не предполагающих участия художника» поставила вопрос о статусе куратора, который сам становится художником, и рассказала, как при этом трансформируется система искусства. Е.В. Фесик (РГГУ, Москва) в докладе «Творчество Энди Уорхола как маркетинговая стратегия» показала, насколько значим опыт создателя поп-арта для современных институтов искусства. А.Б. Мануйлова (РГГУ, Москва) в докладе «Принципы нового институционализма в кураторстве» раскрыла сложные задачи современного куратора по институционализации новых направлений в искусстве. М.В. Лосева (РГГУ, Москва) в докладе «Визуальные медийные репрезентации телесности в перформативных практиках американского искусства 1980–2000-х гг.» привела примеры того, как возможно исследовать границы тела с помощью современных технологий, практик и навыков восприятия.

Таким образом, на конференции был рассмотрен широкий спектр вопросов наук об искусстве и культуре. Новизна представленных результатов состоит в следующем:

·         Были раскрыты междисциплинарные перспективы таких профессий, как искусствовед-эксперт, дизайнер, куратор и специалист по управлению в сфере культуры и искусства.

·         Были уточнены современные методы атрибуции памятников, их консервации и документирования.

·         Была доказана продуктивность междисциплинарных и теоретических исследований при атрибуции памятников, их интерпретации и при изучении художественных процессов в классическом и современном искусстве.

·         Были даны рекомендации по изучению малоизученных аспектов классического и современного искусства и по совершенствованию работы институтов культуры и искусства.

Участники конференции пришли к выводу о том, что развитие междисциплинарных теоретических исследований перспективно для интерпретации искусства и совершенствования работы институтов культуры и искусства. Объединение усилий историков искусства, кураторов, музеологов, дизайнеров и критиков необходимо для полноценного изучения искусства и эстетического улучшения городской среды. Материалы конференции могут найти применение при совершенствовании музейных и дизайнерских технологий, создании новых пространств искусства и выставочных комплексов, адаптации старых пространств для целей искусства, модернизации институтов искусства и сотрудничестве этих институтов. 



© РГГУ 1996 - 2024. Все права защищены.