РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Лекция ректора РГГУ Е.Н. Ивахненко «Миссия университета 3.0»

Опубликовано: 04.04.2017 |  Обновлено: 09.04.2019 16:18:19 |  Просмотров: 3244

30 марта в Зале Ученого совета состоялась лекция ректора РГГУ Е.Н. Ивахненко, посвященная развитию предпринимательства в гуманитарном вузе. Речь шла про новый тип университета, который не только выполняет образовательные и исследовательские функции, но и создает инновационные площадки, привлекая под это дополнительные источники финансирования. Слушатели и участники дискуссии попытались найти ответ на вопрос, как с наибольшим успехом реализовать подобный формат в РГГУ.

1.JPG

«Тема моей лекции, ‘’Миссия университета 3.0’’, чрезвычайно важна, и для РГГУ она во многом является инновационной. Для начала следует разобраться, что именно из себя представляют различные классификации университетов - 1.0, 2.0, 3.0 и даже 4.0.

Университет 1.0 передает знания, то есть, осуществляет трансляцию знаний, подготовку кадров, предоставляет социальный лифт. В основном, инструментом такого университета являются образовательные стандарты, методические материалы. Эту функцию успешно выполнял средневековый университет.

Университет 2.0 сосредоточен на образовательной и научной деятельности. Здесь можно вспомнить Вильгельма фон Гумбольдта, который впервые предложил принцип совмещения преподавания и исследования. Можно сказать, что наш университет является университетом 2.0, где совмещение этих двух направлений деятельности наиболее очевидно. Как реализует университет 2.0 предпринимательские проекты? В основном, по заказам той или иной индустрии. То есть, в какой-то мере университет 2.0 участвует в предпринимательстве, но как исполнитель заказа. Университет 2.0 – это еще и университет башни из слоновой кости, в котором предполагается наличие такого ресурса, которого нет в обществе. И он на совмещении программ, на наличии интеллектуалов должен вырабатывать некоторые решения. Отсюда, кстати, в университете 2.0 возникает межпредметность как поиск определенных решений, которых пока может не быть в производстве.

Университет 3.0 - это новый тип университета, который не только выполняет образовательные и исследовательские функции, но и создает инновационные площадки. О подобной форме было заявлено на рубеже 60-70-х годов прошлого века. Другим отличием университета 3.0 является предпринимательская инициатива или академический менеджмент внутри самого вуза. Здесь предполагаются самые различные формы менеджмента: создание определенных технологий и предложение их обществу, экспертиза, программы, технические проекты и так далее. 

3.JPG

Следует сказать несколько слов и об университете 4.0. Он сконцентрирован на решении крупных промышленных задач, он переориентирует или задает динамику промышленному производству. Таких университетов в мире очень мало, и первый из них – Стэнфорд с его Силиконовой долиной.

Вернемся к университету 3.0. Это университет, который не только создает предпринимательский контур, но и постоянно его перестраивает. Речь идет о тех инновационных задачах, которые должен брать на себя университет и которые он должен реализовать в определенных целях. Где на это брать средства? Там, где только возможно. В пример можно привести финский университет Йоэнсуу.

Как правило, формат университета 3.0 приписывается классическим университетам или техническим вузам. Нам предстоит понять, как подобный формат может реализоваться в гуманитарном университете, а именно, в РГГУ. Это является основной целью наших действий, определенной переориентацией. Здесь я хотел бы предложить одну модель. 

Прежде всего, следует ответить на вопрос, как гуманитарное образование вписывается в технологии. Если университет 3.0 создает инновационные площадки, продает свои продукты или, так скажем, выбрасывает их на интеллектуальный рынок, то мы возьмемся за трудную задачу, которая делегируется техническим вузам, - создание технических устройств. Казалось бы, к ним мы, гуманитарии, не имеем никакого отношения. Нас учили, что практика - критерий истины. Это верно. Существуют инновации по заказу (университет 2.0). Но существуют и инновации революционного свойства, прорывные технологии, на которых базируется постиндустриальная экономика. Мир начинает осознавать, что инновация заработает тогда, когда в нее поверят важные для дела люди – политики, финансисты, лидеры мнения. И в истории достаточно тому примеров.

5.JPG

Большинство современных прорывных технологий являются революционными только потому, что они непредсказуемы. А предсказание в обществе нужно конструировать. И в этом отношении гуманитарное знание приобретает особую роль. Оно создает акторно-сетевую структуру. Именно гуманитарная наука позволяет формулировать идеи, выносить взвешенные суждения. Любой прорывной технический проект так или иначе имеет человекоразмерную составляющую, в том числе, включает в себя социальные риски. Современные технологии настолько близко подходят к границе социальных рисков или переходят ее, что доверять их одним лишь представителям технических наук, находящимся в пространстве технического дискурса, мыслящим исключительно прагматично, стало опасно. В 20 веке императивные запреты на изобретения, представляющие угрозу человечеству, например, на клонирование, становятся принципиально важными. Человекоразмерность также становится принципиально важной, и место гуманитария здесь совершенно очевидно.

Перейдем к ключевым элементам университета 3.0. В их числе я уже назвал академический менеджмент. Диверсифицированная база финансирования также является одним из условий развития предпринимательства. Выстраивать подобную структуру ‘’сверху’’ невозможно: то, что хотят факультеты, может быть реализовано, но то, чего они не хотят, в университете реализовать нельзя. Для этого нужно соблюдать несколько принципов. Государство – лишь один из источников финансирования, вузы получают от 10 до 50 % поддержки в виде субсидий. У нас она составляет 33 %, и в этом отношении РГГУ выглядит достаточно убедительно. Для сравнения, в ВШЭ 55 % субсидий, в РАНХиГС – еще больше. Принцип ‘’от субсидий к инвестициям’’ понятен, а вот деволюция финансирования внутри университета является чрезвычайно сложной задачей. К реформам можно переходит только тогда, когда сама структура не находится в кризисном состоянии. В течение года было важно стабилизировать экономическое состояние РГГУ, и определенный результат достигнут.

Одно из предложений – создать в РГГУ Центр финансовой ответственности. Перевести на самофинансирование ряд университетских подразделений, таких, как экономический факультет, факультет управления, Институт лингвистики, ФАД, Институт восточных культур и античности, а также Отделение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере. Среди этих структур есть как сильные, так и более слабые, но смысл заключается в том, чтобы на их контрасте рассмотреть новые возможности. Заработная плата преподавателей и административно-управленческого персонала в рамках  Центра финансовой ответственности будет складываться из субсидий, платных образовательных услуг, а вот проекты и гранты могут отойти в дельту и стать частью эффективного контракта. Как может зарабатывать Центр финансовой ответственности, и в целом университет? Источников может быть сколько угодно, и любой из них можно считать частью предпринимательской деятельности.

4.JPG

Еще один из принципов – это интегрированная предпринимательская культура. Предпринимательский контур создается при участии руководства университета, и эта работа должна проводиться не с трибун, а на практике. Здесь важно перейти к действию. Отношение к нашим проблемам как к потенциальным возможностям – один из важнейших пунктов. Там, где была проблема, могут открываться возможности.

Если предпринимательская работа идет, если продвигается тема привлечения в университет дополнительных доходов, инвестиций за счет завоевания определенных интеллектуальных рынков, то существенно повышается возможность поддержания академического оплота университета – расширения исследовательских возможностей, привлечения специалистов и увеличения объема субсидирования гуманитарных наук, которые часто числятся как убыточные. Если контур замыкается, то средства движутся в нужном направлении, повышая академический статус вуза, его реноме. А это приводит к росту стоимости обучения, привлечению большего числа платных обучающихся, расширению площадей и так далее.

Каковы источники дохода в РГГУ? Я уже сказал, что субсидии составляют 33 %, платное образование – 50 %, дополнительное образование – 9 %, довузовское образование – 3 %, гранты, проекты – 3 %, и иная приносящая доход деятельность – 2 %. Если сравнивать с моделью Гарварда или Кембриджа, у них платное образование составляет примерно 32 % всех доходов, а издательская деятельность – 12 % из огромнейшего бюджета. Вот моменты, где нам следует что-то менять.

В чем заключается сложность внедрения инноваций и преобразований, о которых я говорю? Часто приходится слышать довод о том, что если не хватает денег, надо «войти в положение». К слову, Министерство образования и науки вошло в наше положение в конце этого года, за что мы ему очень благодарны. Но если бы мы сами себе не помогли в первую очередь, то из этого положения мы бы и не вышли.

Еще один частый довод - апелляция к прошлым достижениям и упование на статус кво оценки. Когда мы твердим самим себе о наших великих достижениях, это затормаживает нашу динамику и приводит к высокой степени зависимости от бюджетного финансирования. В этом смысле пересмотр нагрузки и учебных планов – необходимые действия для того, чтобы сконцентрироваться.

Применительно к РГГУ всё не так плохо. В университете есть несколько структур, которые уже шагнули в 3.0. Прежде всего, я бы назвал Международный институт новых образовательных  технологий под руководством С.В. Кувшинова. Это образец примыкания, в хорошем смысле, к конкурентной среде за счет дополнительного финансирования Правительства Москвы. Неплохие  результаты и по дополнительному образованию. Еще один перспективный проект связан с подготовкой и трудоустройством инвалидов по слуху, в нем задействованы ИАИ РГГУ и Государственный архив РФ. Имеется виртуальная студия, на базе которой мы можем вести подготовку телеведущих. Нужно зарабатывать средства, но то, что уже есть, – это хорошая площадка для расширения предпринимательской деятельности. Следует всячески наращивать  инновационную составляющую. Москва является финансовым и деловым центром России, и здесь легче, чем в любом другом городе, реализовать подобные программы.

2.JPG

Итак, нам необходимо выработать устойчивое состояние адаптации к переменам в обществе. Если продолжать жить по инерции, университет будет сдуваться. Не следует ожидать существенного увеличения субсидии, а значит, требуется усиление финансового потока. Он может идти с разных сторон, от спонсорства, от пополнения эндаумента за счет попечителей, но лишь в совокупности этот набор определенных действий даст результат.

При обсуждении темы предпринимательства следует помнить, что вуз не должен становиться гипермаркетом по продаже образовательных услуг. Например, если мы бросим все ресурсы на дистанционное обучение, мы существенно понизим свой потенциал, переориентируем профессорско-преподавательский состав на поденную работу, утратим свой вес и реноме. Но какую-то часть дистанционного образования мы всегда будем охватывать.

Гуманитаристика требует определенной бескорыстности. Большинство из нас приходит в аудиторию не только для того, чтобы зарабатывать деньги, мы их зарабатываем, чтобы иметь возможность заниматься своей работой, чтобы жить, воплощать себя. Верный посыл прозвучал недавно от первого проректора – проректора по учебной работе А.Б. Безбородова к ИВГИ: никто не собирается в данном случае все измерять деньгами. Для университета важно сохранить потенциал, и ключевые дисциплины должны так  или иначе субсидироваться, если средств перестает хватать. Вместе с тем следует делать акцент на сферы, которые являются наиболее инновационными, продвигать их, повышать на них спрос в обществе.

При этом нельзя расценивать предпринимательство как синоним коммерциализации. Образовательные ценности должны определять финансовые решения, а не наоборот. Сегодня очень много сказано, написано, реализовано в виде определенных кейсов. Чужой опыт надо принимать во внимание, но не следует его слепо копировать. У нас есть собственное видение этого процесса, и если мы будем энергичными, творческими людьми, мы достигнем своих целей».

По итогам лекции состоялось обсуждение, в котором приняли участие заведующий кафедрой маркетинга и рекламы А.Л. Абаев, заведующий кафедрой мировой политики и международных отношений В.В. Минаев, директор Института новых образовательных технологий и информатизации С.В. Кувшинов, первый проректор – проректор по учебной работе А.Б. Безбородов, проректор по международному сотрудничеству В.И. Заботкина, проректор по научной работе О.В. Павленко и ректор АНО ВО «Международный институт экономики и менеджмента» В.В. Порошин.

С презентацией лекции можно ознакомиться ЗДЕСЬ.