РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




В РГГУ обсудили вопросы инклюзии в культурной сфере

В РГГУ обсудили вопросы инклюзии в культурной сфере

24 апреля 2025 г. на факультете культурологии РГГУ прошло заседание практического круглого стола «Культурные практики в культурной сфере», в котором приняли участие преподаватели, студенты, выпускники и сотрудники московских культурных институций.


Круглый стол стал первым опытом проблематизации в таком формате на факультете темы инклюзии в контексте современных культурных практик. Докладчики обсудили широкий спектр вопросов – от меняющихся языковых норм до адаптации выставочных пространств для людей с особенностями здоровья и восприятия.

В начале мероприятия со вступительным словом выступила Виктория Плужник, доцент кафедры социокультурных практик и коммуникаций РГГУ, организатор круглого стола. Александра Тарасова, доцент кафедры истории и теории культуры РГГУ, в своем докладе «Инклюзия как включение в социум: проблема субъекта и объекта» поставила проблему того, как субъектность людей с ограниченными возможностями изображалась в художественной литературе разных эпох. Особое внимание А.В. Тарасова уделила литературе XIX и XX веков, где конструируется более сложной нарратив и уделяется больше внимания идее разнообразия, не сводимого к единственной норме. В докладе была также затронута проблема языка, который используется для разговора о людях с ограниченными возможностями («инвалиды», «люди с инвалидностью», «люди с особенностями здоровья» и т.д.) – тема, которая проходила нитью через все доклады и активно обсуждалась участниками круглого стола.

Алексей Дебабов, сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, подхватил тему инклюзивного дискурса и рассказал о практиках современных российских музеев в этой области. В докладе «Смыслы, этика и проектирование инклюзии» были очерчены задачи, которые решают культурные институции: выстраивание коммуникации с нейроотличными людьми, адаптация выставочных практик и музейных материалов.

В докладе Александры Сереберцевой (Музей истории науки и техники) «Инклюзивные практики в современном музее» было рассказано об актуальных инклюзивных проектах, которые проводятся в таких культурных институциях, как Третьяковская галерея, Музей современного искусства «Гараж», ГЭС-2. Александра подробно рассказала про инклюзивный филиал Третьяковской галереи «Добрый музей», а также про другие проекты и музейные исследования. Отдельным образом была затронута проблема обращения к особенностям сенсорного восприятия в развлекательных и не инклюзивных проектах.

Магистрантка факультета культурологии и сотрудник Скандинавского книжного магазина Ska vi LÄSA? Марием Эль-Факи проанализировала особенности репрезентации инклюзивных практик в современной скандинавской детской и подростковой литературе. Авторы этих книг пытаются говорить с ребенком на «сложные» темы, такие как смерть близких, болезнь, инаковость, образ мигранта. Инклюзии авторы вписывают в обычные истории о приключениях, детстве или в сюжет сказки.

Выступления сопровождались живой дискуссией. По итогам было решено продолжить обсуждение данной темы в рамках новых мероприятий.

Текст: Виктория Плужник
Фото: Виктория Плужник