РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




На факультете культурологии познакомились с фантастическими образами Древнего Китая

На факультете культурологии познакомились с фантастическими образами Древнего Китая

25 апреля прошел очередной онлайн-семинар «Фантастическое в популярной культуре». Участники семинара продолжили обсуждение медиевализма в вымышленных мирах, однако теперь в центре внимания оказались трансформации исторического прошлого Восточной Азии в китайском фэнтези.


На семинаре с докладом на тему «Репрезентация образа Древнего Китая в фэнтезийном сериале “Светлый пепел луны”» выступила Чай Хуа Цзюнь (Елизавета Чай), выпускница магистратуры факультета культурологии. В качестве основного объекта анализа был выбран40-серийный сериал 2023 г., который не только пользовался и по сей день пользуется большим успехом у зрителей как в Китае, так и во всем мире, но и считается своего рода вехой в истории современного китайского телевизионного фэнтези.

Остановившись сперва на проблеме применимости самого понятия «средневековье (а значит – и всех восходящих к нему терминах) к Китаю и другим регионам Восточной Азии, докладчица для удобства слушателей вкратце рассказала о системе жанров произведений в жанре фэнтези, выпускаемых в КНР. Особое внимание было уделено жанру «сянься», к которому и относится сериал «Светлый пепел Луны». После этого Елизавета Чай с помощью лично составленной схемы познакомила аудиторию со сложным сюжетом и основными персонажами сериала. Это было необходимо для того, чтобы продемонстрировать сложную структуру фикциональных миров в произведении, включающем в себя сразу несколько временных линий. Перед создателями сериала стояла задача представить зрителю и мир божеств, и населенные людьми страны, не имеющие прямого прототипа среди земных государств, но сохраняющие очевидное сходство с Поднебесной империей – причем требовалось продемонстрировать сразу несколько отличающихся друг от друга цивилизаций. С помощью тщательно подобранного визуального материала докладчица показала, как в процессе решения этой задачи создатели «Светлого пепла луны» опирались на образы, принадлежащие подлинной культуре Китая – в частности, знаменитые фрески пещерного комплекса буддийских храмов и святилищ Дуньхуана. В сочетании с тщательно продуманными системами организации вымышленных социумов, их обычаев, характерных типов костюма и цветовой гаммы, даже танцев (среди которых был отмечен танец согдийского происхождения, популярный в Китае времен раннего европейского Средневековья) это позволило создать миры, одновременно и экзотичные, и содержащие в себе достаточно знакомых элементов, чтобы зритель смог воспринять их как условно-«исторические». И хотя разворачивающееся на этом фоне действие было безусловно фантастическим, на восприятие аудиторией сюжетных перипетий воздействовал «эффект реальности», порожденный целостным в своем разнообразии и логичным миром вымышленной древности.

Текст: А. В. Тарасова
Фото: А. В. Тарасова