РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


В РГГУ прошла IV Всероссийская научная конференция «Звук в культуре»
03.06.2025

В РГГУ прошла IV Всероссийская научная конференция «Звук в культуре»

23–24 мая 2025 г. на факультете культурологии РГГУ состоялась уже четвёртая по счёту Всероссийская научная конференция «Звук в культуре», в которой приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани и Ташкента (Узбекистан).


В первый день конференции «Звук в культуре» обсуждался широкий спектр тем, связанных с определением звука и слушания как эпистемологических объектов. Конференция открылась докладом М. Батшева (РНИИ Культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва), в котором через опору на художественные и биографические тексты выявлялся специфический звуковой ландшафт Москвы XIX века. Тема исторических звуковых ландшафтов была продолжена в докладе И. Дроновой (МГУ им. М.В. Ломоносова), где опыт локдауна 2020 г. рассматривался как инструмент для изучения исторической урбанистики, в особенности времен Отечественной войны 1812 года. В докладе О. Михайловой (Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина) ушедшие и забытые городские звуки были проблематизированы с опорой на понятие хонтологии (Ж. Деррида, М. Фишер).

Продолжился первый день конференции докладом Н.С. Галушиной (РГГУ) о подходах к изучению звуковых элементов социальных коллективных практик (были выделены в качестве основных семиотический подход и перформативный) и сообщением Г.А. Орлова-Давыдовского (НИУ ВШЭ) о потенциале эхоического слушания, которое нам предоставляют заброшенные индустриальные объекты. В докладе А. Хасанбаева (Государственный академический Большой театр имени А. Навои, Ташкент) была рассмотрена роль современных цифровых технологий в трансформации практик слушания. В докладах З. Ализаде (НИУ ВШЭ) и С. Кондрина (НИУ ВШЭ, Leuphana Universität-Lüneburg) ставился вопрос о пределах понимания «звучащего», будь то шум, ускользающий от семиотической определённости, или животный голос. В. Мерзлякова (РГГУ), в свою очередь, продолжила размышление о «животных голосах» в ином ракурсе — как объекте репрезентации в продуктах современной массовой культуры (от документальных фильмов до интернет-мемов).

Во второй день конференции тематика докладов была вновь весьма широка и разнообразна.

В первом блоке докладов были освещены вопросы рецепции звука в контексте художественных практик XX и XXI вв. В докладе А. Кукиной (независимый исследователь) рассматривалось взаимодействие текста и голоса в современной и классической поэзии (Л. Рубинштейна, О. Седаковой); особое внимание докладчица уделила тому, как звучащее слово трансформирует восприятие поэтического произведения. В докладе С. Давыдовой (СПбГУ) было проанализировано, как звуковые практики использовались для мобилизации и психологического влияния в годы Ирано-Иракской войны (1980–1988). Следующие докладчицы предложили междисциплинарный подход к исследованию звука. П. Дроняева (МГУ им. М.В. Ломоносова) обратилась к проекту «Роршах аудио», в котором звук становится аналогом знаменитых чернильных пятен, предлагая слушателю интерпретировать абстрактные звуковые паттерны. Н. Гарбер (Творческий союз художников России) представила инновационный подход к использованию искусственного интеллекта в создании звуковых композиций, которые, по её мнению, способны отражать «голос ноосферы» — коллективного культурного и духовного опыта слушателей.

Во втором блоке докладов звук рассматривался расширенно — как элемент «интермедиальных» художественных практик. А. Морозова (РГГУ) проанализировала то, как в романе японской писательницы Саяки Мураты конструируется аудиальный ландшафт круглосуточного магазина. М. Левина (НИУ ВШЭ) предложила интересный опыт прочтения творчества А.И. Куприна и проанализировала, как звуковые образы в произведениях писателя формируют уникальное художественное пространство. В докладе Л. Андроновой (СПбГУ) рассматривались методы визуализации музыкальных элементов (ритм, гармония, динамика) через композицию, цвет и сюжет (на примере «Пейзажа с Полифемом» Н. Пуссена).

Заключительный блок докладов открыла М. Петинова (Самарский государственный институт культуры, Самарский государственный экономический университет), она поставила вопрос об определении «музыкального» и показала, что даже «чистые» звуки, не структурированные интенцией автора и исполнителя, могут восприниматься в качестве «музыкальных». Р. Федосов (ИНИОН РАН) представил методологически насыщенный доклад, в ходе которого была раскрыта парадоксальная роль тишины как конституирующего элемента музыкальных произведений. Докладчик продемонстрировал, как паузы и молчание не просто разделяют звуковые фрагменты, но и активно участвуют в создании музыкального смысла. Следующие доклады были сосредоточены на феномене саундтрека. Д. Кузнецова (Казанский федеральный университет) и Е. Фомина (НИУ ВШЭ) в своих сообщениях проанализировали современные кино- и сериальные произведения (например саундтреки из сериала «Очень странные дела»). Исследовательницы выделили саундтрек как самостоятельный элемент аудиовизуального повествования, который не просто сопровождает, но ещё и трансформирует визуальный нарратив, создавая дополнительные слои интерпретации у зрителя и слушателя. В заключительном докладе М. Эль-Факи и А. Фролова (РГГУ) исследовали, как звуковое оформление спектакля влияет на зрительское восприятие (акцент был сделан на фигуре «активного слушателя») в постановке Ю. Бутусова «Бег» (2015 г.).

Конференция продемонстрировала важность междисциплинарного подхода к изучению звука, объединив исследования из разных областей: литературы, психологии, музыки и театра. Завершилось мероприятие общей дискуссией, подчеркнувшей актуальность звуковых исследований в современной науке.

Текст: Виктория Плужник
Фото: Виктория Плужник

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
07 июля 2025
Научный семинар факультета культурологии «Мифология и фольклор в контексте современной культуры» провел заключительное заседание семестра

27 июня участники семинара встретились, чтобы подвести итоги учебного года и обсудить планы на следующий.

03 июня 2025
В РГГУ прошла IV Всероссийская научная конференция «Звук в культуре»

23–24 мая 2025 г. на факультете культурологии РГГУ состоялась уже четвёртая по счёту Всероссийская научная конференция «Звук в культуре», в которой приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани и Ташкента (Узбекистан).

02 июня 2025
Е. Ю. Трушкина выступила с публичной лекцией в ИНИОН РАН

29 мая заведующая научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс. Иванова факультета культурологии, к.ф.н. Трушкина Екатерина Юрьевна выступила с публичной лекцией «Визуальная антропология: морские огурцы, первые тик-токи и мир глазами индейцев» в ИНИОН РАН.

02 июня 2025
Разговор о смешении истории и фэнтези в сериалах про Средневековье состоялся на факультете культурологии

29 мая на факультете культурологии прошла очередная онлайн-встреча семинара «Фантастическое в популярной культуре», на которой продолжилось обсуждение медиевализма в вымышленных мирах произведений жанра фэнтези. Участникам семинара был представлен доклад Юлии Капориной (историка, культуролога, исследователя фильмов и сериалов об историческом прошлом) «Ведьмы, драконы и магия: фантастическое в сериалах о европейском Средневековье».

01 июня 2025
Лекцию о Цензуре России XIX века прочла в Твери И. М. Чирскова

27 мая в культурном центре «Боголюбский» состоялась лекция на тему «Цензура в России XIX века как инструмент власти и феномен культуры». Перед тверской аудиторией выступила Ирина Михайловна Чирскова — кандидат исторических наук, преподавательница факультета культурологии РГГУ, специалист по истории русской культуры.

01 июня 2025
Ремедиацию в видеоигре Cube Escape: Paradox обсудили на факультете культурологии

30 мая 2025 года состоялось очередное онлайн-заседание научного семинара Факультета культурологии РГГУ «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Парадокс ремедиации в фантастической видеоигре Cube Escape: Paradox» выступила студентка 4 курса бакалавриата Екатерина Мавлянова, продемонстрировавшая значимость ремедиации как исследовательской категории при анализе игр.

01 июня 2025
Состоялось очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве»

В четверг 29 мая 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Участники обсудили популярную на сегодняшний день практику оставлять церковные записки святым и иконам – на кладбищах, часовнях, в храмах и монастырях. Это широко распространенная среди православных христиан традиция.

28 мая 2025
На факультете культурологии обсудили фольклорные мотивы в русскоязычном литературном хорроре

13 мая состоялась очередная встреча научного онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Фольклорные мотивы в современном русском хорроре: термины, проблемы, тексты» выступила Дарья Леонидовна Куликова, канд. филол. наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН (Научно-исследовательский центр (лаборатория): «Наследие Л.Н. Толстого в мировом культурном контексте»).

25 мая 2025
Выставка советских икон открылась в Измайлово

В музее-заповеднике Коломенское-Измайлово, в усадьбе Измайлово открылась выставка советских икон и фольговых икон XIX века, организованная УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ.

24 мая 2025
Лекция В. Косяковой состоялась в Еврейском музее и центре толерантности

21 мая 2025 г Валерия Косякова, доцент МУНЦ ВШЕК РГГУ провела открытую лекцию в Еврейском музее и центре толерантности: «Клео от 5 до 7»: кинопоказ и обсуждение. Женский взгляд в кино».  Аньес Варда — великая женщина-режиссер, создавшая ряд знаковых кинофильмов. Ее работы поднимали вопросы образа женщины в кино и культуре, роли в обществе и семье. Варда остро полемизировала о проблемах границ женской эмансипации и ее (не)свободы.