18 мая состоялось первое заседание научного семинара "Мода и новые медиа: стратегии взаимодействия"
Организатор и ведущая: Ксения Ельцова, кандидат культурологии, доцент Высшей школы европейских культур факультета культурологии РГГУ
Отчет о первом заседании 18 мая 2021 г.
Семинар открылся докладом Никиты Голикова (магистрант ИФИ РГГУ / участник творческого объединения «Кружок») «Цифровая мода и апсайкл в рефлексии дизайнеров». Тема захватывающая и безусловно актуальная: за последний год все больше дизайнеров и модных домов обратились к элементам 3d-одежды и виртуальным показам. Однако это не только необходимость и следствие коронавирусных ограничений, но и целое поле возможностей создания новых смыслов и способов трансляции идей, которые в свою очередь нуждаются в исследовательском внимании и рефлексии. В первой части доклада анализировались практики современных дизайнеров, использующих 3d одежду в качестве основного инструмента работы. Речь шла, в частности, о том, что для дизайнеров и потребителей цифровая одежда помимо прагматических – например, возможность виртуальной примерки – обладает и другими функциями и качествами, в том числе эстетическими. Непосредственно после первой части доклада участники семинара могли обсудить услышанное и задать вопросы докладчику. Вторая часть была посвящена апсайклу. Апсайкл (англ. upcycle/upcycling) – использование старых предметов для создания новых, и переосмысление предметов в других контекстах, что напоминает практики реди-мейдов. Обсуждались основные отличия апсайкла от ресайкла (англ. recycle) и кастома (англ. custom). Докладчик обращался к работам дизайнеров, практикующих апсайкл, соотнося дизайнерскую рефлексию с теоретическими категориями из области исследований культуры и моды. Вторая часть доклада также завершилась общей дискуссией.
В работе семинара приняли участие как опытные исследователи – Ольга Гурова, Екатерина Кулиничева, Юрий Троицкий, так и студенты-бакалавры и магистранты РГГУ. Стоит отдельно отметить, что формат динамичного обсуждения органично дополнял доброжелательную атмосферу заседания. Диалог докладчика и участников помог выявить и сформулировать новые вопросы и идеи, которые расширяют смысловое поле проблематики.
В текущем семестре семинар продолжит свою работу. Следующее заседание намечено на 15 июня 2021 с 17.00 до 18.30. Тема будет объявлена в ближайшие недели, следите за анонсами на сайте РГГУ и в Facebook-аккаунте факультета культурологии (дать ссылку). Мы всегда рады новым докладчикам, новым участникам и новым темам. С любыми вопросами, комментариями и предложениями относительно проблематики семинара, а также с запросом на включение в информационную рассылку мероприятия, пишите Ксении Ельцовой (ksenia.eltsova@gmail.com).
23–24 мая 2025 г. на факультете культурологии РГГУ состоялась уже четвёртая по счёту Всероссийская научная конференция «Звук в культуре», в которой приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани и Ташкента (Узбекистан).
29 мая заведующая научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс. Иванова факультета культурологии, к.ф.н. Трушкина Екатерина Юрьевна выступила с публичной лекцией «Визуальная антропология: морские огурцы, первые тик-токи и мир глазами индейцев» в ИНИОН РАН.
29 мая на факультете культурологии прошла очередная онлайн-встреча семинара «Фантастическое в популярной культуре», на которой продолжилось обсуждение медиевализма в вымышленных мирах произведений жанра фэнтези. Участникам семинара был представлен доклад Юлии Капориной (историка, культуролога, исследователя фильмов и сериалов об историческом прошлом) «Ведьмы, драконы и магия: фантастическое в сериалах о европейском Средневековье».
27 мая в культурном центре «Боголюбский» состоялась лекция на тему «Цензура в России XIX века как инструмент власти и феномен культуры». Перед тверской аудиторией выступила Ирина Михайловна Чирскова — кандидат исторических наук, преподавательница факультета культурологии РГГУ, специалист по истории русской культуры.
30 мая 2025 года состоялось очередное онлайн-заседание научного семинара Факультета культурологии РГГУ «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Парадокс ремедиации в фантастической видеоигре Cube Escape: Paradox» выступила студентка 4 курса бакалавриата Екатерина Мавлянова, продемонстрировавшая значимость ремедиации как исследовательской категории при анализе игр.
В четверг 29 мая 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Участники обсудили популярную на сегодняшний день практику оставлять церковные записки святым и иконам – на кладбищах, часовнях, в храмах и монастырях. Это широко распространенная среди православных христиан традиция.
13 мая состоялась очередная встреча научного онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Фольклорные мотивы в современном русском хорроре: термины, проблемы, тексты» выступила Дарья Леонидовна Куликова, канд. филол. наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН (Научно-исследовательский центр (лаборатория): «Наследие Л.Н. Толстого в мировом культурном контексте»).
В музее-заповеднике Коломенское-Измайлово, в усадьбе Измайлово открылась выставка советских икон и фольговых икон XIX века, организованная УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ.
21 мая 2025 г Валерия Косякова, доцент МУНЦ ВШЕК РГГУ провела открытую лекцию в Еврейском музее и центре толерантности: «Клео от 5 до 7»: кинопоказ и обсуждение. Женский взгляд в кино». Аньес Варда — великая женщина-режиссер, создавшая ряд знаковых кинофильмов. Ее работы поднимали вопросы образа женщины в кино и культуре, роли в обществе и семье. Варда остро полемизировала о проблемах границ женской эмансипации и ее (не)свободы.
11 мая 2025 года Валерия Косякова, доцент МУНЦ ВШЕК РГГУ провела открытую лекцию в Культурном центре Кверкус: «Тимирязевский район: город как культурный маршрут». Тимирязевский район — это не только зелёные парки и уютные улицы, но и богатое культурное наследие. Это местам, где история говорит через архитектуру, ландшафт и забытые детали реконструируется в нашем сознании.