РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Все новости


На факультете культурологии состоялся разговор о стереотипных и нестандартных викингах
12.04.2025

На факультете культурологии состоялся разговор о стереотипных и нестандартных викингах

31 марта прошла очередная встреча онлайн-семинара «Фантастическое в популярной культуре». На ней продолжился начатый на семинаре 26 февраля разговор о медиевализме в фантастических мирах. На этот раз в центре внимания оказались образы викингов и их трансформации в произведениях популярной культуры.


На семинаре с докладом под названием «Викинги – герои вымышленных «Темных веков»: «Эрик-викинг» Терри Джонса» выступила Александра Тарасова, доцент факультета культурологии и постоянная ведущая семинара. «Темные века» – это не вымышленное, а часто встречающееся и давно устоявшееся, хотя и не вполне корректное обозначение раннего средневековья, но доклад был посвящен образу этого периода, который мы встречаем в историческом фэнтези. И среди персонажей, населяющих подобные миры, викинги – преувеличенно воинственные и жестокие, встречаются почти обязательно. При этом фикциональные викинги достаточно разнообразны – среди них есть и персонажи, претендующие на определенную историческую достоверность, и обитатели полностью вымышленных и довольно причудливых миров (как, например, персонажи книжной серии Крессиды Коуэлл «Как приручить дракона», а также снятой по ее мотивам анимационной трилогии), и откровенно иронические, пародирующие стереотипные представления (как викинги из эпопеи про Астерикса Рене Госинни и Альбера Удерзо). В этом ряду «Эрик-викинг» 1989 г., снятый по собственному сценарию британским режиссером Терри Джонсом, участником знаменитой творческой группы «Монти Пайтон», занимает особое место. Его история о молодом викинге, внезапно задумавшемся о смысле жизни и вознамерившемся предотвратить Рагнарёк, лишь отчасти воспроизводит фирменный стиль более ранних «монтипайтоновских» фильмов, представляя собой отчасти юмористическое обыгрывание стереотипов о викингах, а отчасти – вполне цельную историю, разворачивающуюся в собственном фикциональном мире.

Доклад позволил продемонстрировать, как «Эрик-викинг» вступает в своего рода диалог с известных полнометражным фильмом 1958 г. «Викинги» режиссера Ричарда Флейшера (в котором главные роли исполнили кинозвезды Кирк Дуглас и Тони Кертис), цитируя и интерпретируя некоторые сцены оттуда и тем самым утверждаясь в качестве «настоящего» повествования о «настоящих» викингах. При этом постоянное иронизирование над воинственными персонажами и последовательное снижение ситуаций, в которых они оказываются в сочетании с многократным усилением фэнтезийной составляющей (в фильме 1958 г., она, собственно, ограничивалась темой пророчества, тогда как герой Терри Джонса добирается до Асгарда – обиталища богов, по пути вступив в схватку с драконом и посетив волшебный остров) превращает викингов из действующих лиц мировой истории в подобие вымышленного народа, вполне соответствующего миру, в котором водятся драконы. Мир этот эклектичен – мотивы из скандинавских мифов соседствуют в нем с образами кельтского происхождения – как чудесный остров Хай-Бразил, а сам сюжет обнаруживает сходство с комедией Аристофана «Тишина», но в целом удерживается в пределах узнаваемого «раннесредневекового» набора визуальных образов и персонажей (причем некоторые визуальные детали свидетельствуют об очень тщательной работе с историческим материалом). А сам принцип построения нарратива сближает «Эрика-викинга» с волшебной сказкой о герое-простаке, который, осознав некую «недостачу», покидает дом, переживает ряд приключений, совершает путешествие за пределы мира людей и, достигнув своей цели, возвращается с победой и с красавицей-невестой. Повествование, которое начинается как пародия на фильмы о викингах, превращается в сказку о несколько нелепых героях, которые на самом деле спасают свой вымышленный мир от гибели.

Текст: А. В. Тарасова
Фото: А. В. Тарасова

Поделиться новостью в Телеграм!
Факультет культурологии
читайте также
13 мая 2025
Специфику советской индустрии кино обсудили на семинаре "Советское" как предмет культурологического исследования"

6 мая 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара факультета культурологии "Советское" как предмет культурологического исследования"

02 мая 2025
В РГГУ обсудили, как персонажи еврейского фольклора репрезентируются в театральных постановках и кинофильмах

28 апреля 2025 г. на факультете культурологии РГГУ прошла очередная встреча онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Диббук: как злой дух из еврейского фольклора полюбился режиссёрам театра и кино» выступила Светлана Владимировна Пахомова, культуролог, специалист по еврейской культуре и кино, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, МВШСЭН, научный сотрудник Музея истории евреев в России.

30 апреля 2025
В РГГУ обсудили вопросы инклюзии в культурной сфере

24 апреля 2025 г. на факультете культурологии РГГУ прошло заседание практического круглого стола «Культурные практики в культурной сфере», в котором приняли участие преподаватели, студенты, выпускники и сотрудники московских культурных институций.

29 апреля 2025
В РГГУ состоялась беседа на тему «Возможно ли доказать бытие Бога?»

28 апреля в РГГУ состоялась беседа на тему «Возможно ли доказать бытие Бога?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л. С. Выготского в рамках цикла «Христианский ценности в современном мире». В беседе приняли участие студенты разных факультетов РГГУ, Дипломатической
академии, Свято-Филаретовского института и других вузов.

29 апреля 2025
На факультете культурологии обсудили народную визуальную теологию марийцев

В понедельник 28 апреля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».

29 апреля 2025
В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ прошла реставрация икон с участием студентов

В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 28 апреля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.

28 апреля 2025
На факультете культурологии познакомились с фантастическими образами Древнего Китая

25 апреля прошел очередной онлайн-семинар «Фантастическое в популярной культуре». Участники семинара продолжили обсуждение медиевализма в вымышленных мирах, однако теперь в центре внимания оказались трансформации исторического прошлого Восточной Азии в китайском фэнтези.

21 апреля 2025
В РГГУ прошла конференция «Современные методы изучения культуры XVII»

11 и 12 апреля 2025 года в РГГУ состоялась семнадцатая Всероссийская научная конференция «Современные методы изучения культуры», которую ежегодно организует факультетом культурологии. В рамках конференции работали 7 тематических секций и круглый стол «Историческая репрезентация в современном социокультурном пространстве: теоретические и конкретно-научные аспекты проблемы», а также состоялась презентация книги «Русская идея: рождение и возрождение» (М.: Свято-Филаретовский институт, 2025. 176 с.).

18 апреля 2025
На факультете культурологии обсудили визуальный архив как источник культурной памяти

15 апреля в РГГУ на факультете культурологии состоялась встреча студентов в рамках воспитательной работы, посвящения взаимодействию с визуальным архивом в качестве источника культурной памяти. Встречу провела доцент МУНЦ ВШЕК В.А. Косякова.

12 апреля 2025
На факультете культурологии состоялся разговор о стереотипных и нестандартных викингах

31 марта прошла очередная встреча онлайн-семинара «Фантастическое в популярной культуре». На ней продолжился начатый на семинаре 26 февраля разговор о медиевализме в фантастических мирах. На этот раз в центре внимания оказались образы викингов и их трансформации в произведениях популярной культуры.