29 мая на факультете культурологии прошла очередная онлайн-встреча семинара «Фантастическое в популярной культуре», на которой продолжилось обсуждение медиевализма в вымышленных мирах произведений жанра фэнтези. Участникам семинара был представлен доклад Юлии Капориной (историка, культуролога, исследователя фильмов и сериалов об историческом прошлом) «Ведьмы, драконы и магия: фантастическое в сериалах о европейском Средневековье».
Выступление было посвящено влиянию, которое оказывают друг на друга повествования в жанре фэнтези и повествования, претендующие на историчность. Раскрывая эту тему на основе анализа внушительной подборки англоязычных телесериалов первой четверти ЧЧШ в., во, вступительной части доклада Юлия Капорина остановилась на понятии «средневекового имагинарного», которое служит богатым источником сюжетов и образов, не вполне корректно воспринимаемых современным зрителем как фантастические. Затем последовал подробный разбор сериалов, разбитых на отдельные категории.
Докладчица убедительно продемонстрировала, как фантастическое проникает в нарративную и визуальную составляющие сериалов, которые посвящены историческому прошлому: так, в чрезвычайно успешных «Викингах» (2013-2020) детали, ассоциирующиеся со скандинавской мифологией и христианской мистикой, не только встречаются на протяжении всех сезонов, но и иногда оказываются и сюжетообразующими. И в британской дилогии «Белая принцесса» (2013) и «Белая королева» (2017) вкрапления фантастического (например, привлечение средневековой легенды о Мелюзине) хорошо различимы. Разумеется, присутствие фантастического в повествованиях, которые поставлены по мотивам средневековых легенд и эпических песен вполне ожидаемо – хотя при этом обращает на себя внимание возросший, в сравнении с источником, масштаб этого присутствия (как, например, в британском «Беовульфе» 2016 г.). Подобное размывание границ «реалистического» при создании сериалов о Средневековье приводит к тому, что сюжеты чисто фэнтезийные, действие которых разворачивается в вымышленных мирах, начинают вызывать у зрителя устойчивые ассоциации со Средневековьем, хотя главным основанием для этого может быть образ дракона, имеющего выраженные «европейские» черты» (как в «Доме Дракона» 2022-2024 гг.).
В результате возникают и гибридные повествования, причудливо смешивающие исторические факты и вымысел: так, в «Моей леди Джейн» (2024) религиозный конфликт между католиками и протестантами вытесняется враждой между людьми и многочисленными оборотнями. И особое место на этом исследовательском поле занимают повествования о короле Артуре и его рыцарях, сериалы о которых отличаются особой изобретательностью по части смешения вымышленного, исторического, и созданного фантазией средневековых авторов, а также смелостью интерпретаций.
Текст: Тарасова А. В.
Фото: Тарасова А. В.
27 июня участники семинара встретились, чтобы подвести итоги учебного года и обсудить планы на следующий.
23–24 мая 2025 г. на факультете культурологии РГГУ состоялась уже четвёртая по счёту Всероссийская научная конференция «Звук в культуре», в которой приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани и Ташкента (Узбекистан).
29 мая заведующая научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс. Иванова факультета культурологии, к.ф.н. Трушкина Екатерина Юрьевна выступила с публичной лекцией «Визуальная антропология: морские огурцы, первые тик-токи и мир глазами индейцев» в ИНИОН РАН.
29 мая на факультете культурологии прошла очередная онлайн-встреча семинара «Фантастическое в популярной культуре», на которой продолжилось обсуждение медиевализма в вымышленных мирах произведений жанра фэнтези. Участникам семинара был представлен доклад Юлии Капориной (историка, культуролога, исследователя фильмов и сериалов об историческом прошлом) «Ведьмы, драконы и магия: фантастическое в сериалах о европейском Средневековье».
27 мая в культурном центре «Боголюбский» состоялась лекция на тему «Цензура в России XIX века как инструмент власти и феномен культуры». Перед тверской аудиторией выступила Ирина Михайловна Чирскова — кандидат исторических наук, преподавательница факультета культурологии РГГУ, специалист по истории русской культуры.
30 мая 2025 года состоялось очередное онлайн-заседание научного семинара Факультета культурологии РГГУ «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Парадокс ремедиации в фантастической видеоигре Cube Escape: Paradox» выступила студентка 4 курса бакалавриата Екатерина Мавлянова, продемонстрировавшая значимость ремедиации как исследовательской категории при анализе игр.
В четверг 29 мая 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Участники обсудили популярную на сегодняшний день практику оставлять церковные записки святым и иконам – на кладбищах, часовнях, в храмах и монастырях. Это широко распространенная среди православных христиан традиция.
13 мая состоялась очередная встреча научного онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Фольклорные мотивы в современном русском хорроре: термины, проблемы, тексты» выступила Дарья Леонидовна Куликова, канд. филол. наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН (Научно-исследовательский центр (лаборатория): «Наследие Л.Н. Толстого в мировом культурном контексте»).
В музее-заповеднике Коломенское-Измайлово, в усадьбе Измайлово открылась выставка советских икон и фольговых икон XIX века, организованная УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ.
21 мая 2025 г Валерия Косякова, доцент МУНЦ ВШЕК РГГУ провела открытую лекцию в Еврейском музее и центре толерантности: «Клео от 5 до 7»: кинопоказ и обсуждение. Женский взгляд в кино». Аньес Варда — великая женщина-режиссер, создавшая ряд знаковых кинофильмов. Ее работы поднимали вопросы образа женщины в кино и культуре, роли в обществе и семье. Варда остро полемизировала о проблемах границ женской эмансипации и ее (не)свободы.