25 апреля прошел очередной онлайн-семинар «Фантастическое в популярной культуре». Участники семинара продолжили обсуждение медиевализма в вымышленных мирах, однако теперь в центре внимания оказались трансформации исторического прошлого Восточной Азии в китайском фэнтези.
На семинаре с докладом на тему «Репрезентация образа Древнего Китая в фэнтезийном сериале “Светлый пепел луны”» выступила Чай Хуа Цзюнь (Елизавета Чай), выпускница магистратуры факультета культурологии. В качестве основного объекта анализа был выбран40-серийный сериал 2023 г., который не только пользовался и по сей день пользуется большим успехом у зрителей как в Китае, так и во всем мире, но и считается своего рода вехой в истории современного китайского телевизионного фэнтези.
Остановившись сперва на проблеме применимости самого понятия «средневековье (а значит – и всех восходящих к нему терминах) к Китаю и другим регионам Восточной Азии, докладчица для удобства слушателей вкратце рассказала о системе жанров произведений в жанре фэнтези, выпускаемых в КНР. Особое внимание было уделено жанру «сянься», к которому и относится сериал «Светлый пепел Луны». После этого Елизавета Чай с помощью лично составленной схемы познакомила аудиторию со сложным сюжетом и основными персонажами сериала. Это было необходимо для того, чтобы продемонстрировать сложную структуру фикциональных миров в произведении, включающем в себя сразу несколько временных линий. Перед создателями сериала стояла задача представить зрителю и мир божеств, и населенные людьми страны, не имеющие прямого прототипа среди земных государств, но сохраняющие очевидное сходство с Поднебесной империей – причем требовалось продемонстрировать сразу несколько отличающихся друг от друга цивилизаций. С помощью тщательно подобранного визуального материала докладчица показала, как в процессе решения этой задачи создатели «Светлого пепла луны» опирались на образы, принадлежащие подлинной культуре Китая – в частности, знаменитые фрески пещерного комплекса буддийских храмов и святилищ Дуньхуана. В сочетании с тщательно продуманными системами организации вымышленных социумов, их обычаев, характерных типов костюма и цветовой гаммы, даже танцев (среди которых был отмечен танец согдийского происхождения, популярный в Китае времен раннего европейского Средневековья) это позволило создать миры, одновременно и экзотичные, и содержащие в себе достаточно знакомых элементов, чтобы зритель смог воспринять их как условно-«исторические». И хотя разворачивающееся на этом фоне действие было безусловно фантастическим, на восприятие аудиторией сюжетных перипетий воздействовал «эффект реальности», порожденный целостным в своем разнообразии и логичным миром вымышленной древности.
Текст: А. В. Тарасова
Фото: А. В. Тарасова
16 мая на факультете культурологии РГГУ, при участии организаторов семинара «Возможные миры в культуре: утопия, фантастика, миф» в смешанном формате прошел круглый стол «(Анти)утопии: фантастические и утопические тексты и проекты в мировой культуре». На нем состоялось 11 докладов, представленных как студентами, так и преподавателями различных вузов (РГГУ, РАНХиГС, Донецкого государственного университета, ЮФУ, НГПУ, Самарского национального университета им. акад. С. П. Королева, Ярославского государственного театрального института им. Фирса Шишигина), а также независимыми исследователями.
15 мая, в рамках празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и цикла «Христианские ценности в современном мире» состоялась беседа на тему «„Прозрение в войне“: история одной святой», организованная факультетом культурологии и Институтом психологии им. Л. С. Выготского. В беседе приняли участие студенты, магистры и аспиранты разных вузов, а также протоиерей соседнего к РГГУ храма Игорь Давыдов.
В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 19 мая 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.
14 мая 2025 г. на факультете культурологии Российского государственного гуманитарного университета прошла творческая встреча на тему «Однажды наступит завтра. Художники блокадного Ленинграда», приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
6 мая 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара факультета культурологии "Советское" как предмет культурологического исследования"
28 апреля 2025 г. на факультете культурологии РГГУ прошла очередная встреча онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Диббук: как злой дух из еврейского фольклора полюбился режиссёрам театра и кино» выступила Светлана Владимировна Пахомова, культуролог, специалист по еврейской культуре и кино, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, МВШСЭН, научный сотрудник Музея истории евреев в России.
24 апреля 2025 г. на факультете культурологии РГГУ прошло заседание практического круглого стола «Культурные практики в культурной сфере», в котором приняли участие преподаватели, студенты, выпускники и сотрудники московских культурных институций.
28 апреля в РГГУ состоялась беседа на тему «Возможно ли доказать бытие Бога?», организованная факультетом культурологии совместно с Институтом Психологии им. Л. С. Выготского в рамках цикла «Христианский ценности в современном мире». В беседе приняли участие студенты разных факультетов РГГУ, Дипломатической
академии, Свято-Филаретовского института и других вузов.
В понедельник 28 апреля 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве».
В УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ в понедельник 28 апреля 2025 г. состоялась реставрация и каталогизация советских икон, собранных во время полевой практики.