28 апреля 2025 г. на факультете культурологии РГГУ прошла очередная встреча онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Диббук: как злой дух из еврейского фольклора полюбился режиссёрам театра и кино» выступила Светлана Владимировна Пахомова, культуролог, специалист по еврейской культуре и кино, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, МВШСЭН, научный сотрудник Музея истории евреев в России.
Охарактеризовав фольклорные представления о диббуке – злом духе умершего человека, который вселяется в живых, С. В. Пахомова прежде всего сосредоточилась на интерпретации этого образа в пьесе С. А. Ан-ского «Меж двух миров (Диббук)» (1915 г.). Докладчица подчеркнула, что у Ан-ского традиционные представления о диббуке меняются. Вместо происков демонического персонажа мы видим трагическую историю любви, где дух умершего юноши вселяется в тело его возлюбленной. Впоследствии пьеса неоднократно воплощалась в театре и кино, а также стала отправной точкой для других фильмов о диббуке. С. В. Пахомова выделила несколько причин востребованности и непреходящей актуальности «Меж двух миров»: еврейская мистика; любовная линия, подобная шекспировской истории о Ромео и Джульетте; ощущение приближающейся исторической катастрофы и работа с темой памяти; продуманный сюжет.
Докладчица показала, как пьеса Ан-ского была поставлена на сцене театра «Габима» в 1922 г. Этот спектакль повлиял на последующие кинематографические воплощения диббука. Первым из них стал польский фильм М. Вашиньского «Диббук» (1937 г.). Образную систему кинокартины цитировали и переосмысляли последующие поколения режиссёров.
Характеризуя современные фильмы о диббуке, С. В. Пахомова указала на широкий диапазон интерпретаций: от хорроров до комедий и драм. Особенное внимание докладчица уделила фильмам «Демон» М. Вроны и «Серьёзный человек» братьев Коэн. В «Серьёзном человеке» диббук становится символом неопределенности и мифологичности мира, в котором живут герои фильма. Кроме того, здесь также появляется еще один популярный образ еврейской мифологии – демоническая Лилит. История диббука в «Демоне» – это высказывание на тему памяти, вины и забвения.
Для посещения семинара просим писать по адресу: mythsandgeeks@gmail.com
Текст: Светлана Борисова
Фото: Александра Тарасова
23–24 мая 2025 г. на факультете культурологии РГГУ состоялась уже четвёртая по счёту Всероссийская научная конференция «Звук в культуре», в которой приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани и Ташкента (Узбекистан).
29 мая заведующая научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс. Иванова факультета культурологии, к.ф.н. Трушкина Екатерина Юрьевна выступила с публичной лекцией «Визуальная антропология: морские огурцы, первые тик-токи и мир глазами индейцев» в ИНИОН РАН.
29 мая на факультете культурологии прошла очередная онлайн-встреча семинара «Фантастическое в популярной культуре», на которой продолжилось обсуждение медиевализма в вымышленных мирах произведений жанра фэнтези. Участникам семинара был представлен доклад Юлии Капориной (историка, культуролога, исследователя фильмов и сериалов об историческом прошлом) «Ведьмы, драконы и магия: фантастическое в сериалах о европейском Средневековье».
27 мая в культурном центре «Боголюбский» состоялась лекция на тему «Цензура в России XIX века как инструмент власти и феномен культуры». Перед тверской аудиторией выступила Ирина Михайловна Чирскова — кандидат исторических наук, преподавательница факультета культурологии РГГУ, специалист по истории русской культуры.
30 мая 2025 года состоялось очередное онлайн-заседание научного семинара Факультета культурологии РГГУ «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Парадокс ремедиации в фантастической видеоигре Cube Escape: Paradox» выступила студентка 4 курса бакалавриата Екатерина Мавлянова, продемонстрировавшая значимость ремедиации как исследовательской категории при анализе игр.
В четверг 29 мая 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Участники обсудили популярную на сегодняшний день практику оставлять церковные записки святым и иконам – на кладбищах, часовнях, в храмах и монастырях. Это широко распространенная среди православных христиан традиция.
13 мая состоялась очередная встреча научного онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Фольклорные мотивы в современном русском хорроре: термины, проблемы, тексты» выступила Дарья Леонидовна Куликова, канд. филол. наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН (Научно-исследовательский центр (лаборатория): «Наследие Л.Н. Толстого в мировом культурном контексте»).
В музее-заповеднике Коломенское-Измайлово, в усадьбе Измайлово открылась выставка советских икон и фольговых икон XIX века, организованная УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ.
21 мая 2025 г Валерия Косякова, доцент МУНЦ ВШЕК РГГУ провела открытую лекцию в Еврейском музее и центре толерантности: «Клео от 5 до 7»: кинопоказ и обсуждение. Женский взгляд в кино». Аньес Варда — великая женщина-режиссер, создавшая ряд знаковых кинофильмов. Ее работы поднимали вопросы образа женщины в кино и культуре, роли в обществе и семье. Варда остро полемизировала о проблемах границ женской эмансипации и ее (не)свободы.
11 мая 2025 года Валерия Косякова, доцент МУНЦ ВШЕК РГГУ провела открытую лекцию в Культурном центре Кверкус: «Тимирязевский район: город как культурный маршрут». Тимирязевский район — это не только зелёные парки и уютные улицы, но и богатое культурное наследие. Это местам, где история говорит через архитектуру, ландшафт и забытые детали реконструируется в нашем сознании.