27 мая в культурном центре «Боголюбский» состоялась лекция на тему «Цензура в России XIX века как инструмент власти и феномен культуры». Перед тверской аудиторией выступила Ирина Михайловна Чирскова — кандидат исторических наук, преподавательница факультета культурологии РГГУ, специалист по истории русской культуры.
Мероприятие вызвало живой интерес и собрало не только студентов и гуманитариев, но и широкой круг слушателей, интересующихся историей и современными культурными процессами.
В лекции цензура рассматривалась как феномен культуры и инструмент власти. Практика работы цензуры дифференцировалась согласно культурной политике власти, которая, в свою очередь, зависела от многих факторов внешней и внутренней конъюнктуры, личности носителя власти, а порой и исполнителей.
Главным каналом культурной коммуникации в течении XIX в. оставалась печать, на регламентацию деятельности которой было направлено внимание властей.
С развитием культуры, созданием новых учреждений, печатных органов, расцветом повременной (периодической) печати, театра и пр. правительство вынуждено было усиливать внимание к возросшему потоку информации. Цензура оттачивала приемы надзора и борьбы с инакомыслием, а культура, в свою очередь, изобретала методы уклонения от нападок, совершенствовала подачу материала, умение излагать свои мысли эзоповским языком, не всегда улавливаемым цензурой.
В лекции рассматривались качественные изменения в организации и деятельности цензуры, произошедшие в XIX в. Цензура превращается в действенный инструмент культурной политики власти. Формируется и совершенствуется структура цензурного аппарата. Изменения в цензурной практике соотносились с основным направлением культурной политики, часто зависели от личных предпочтений носителя верховной власти, внешне и внутриполитической ситуации. Происходит довольно четкая специализация и дифференциация цензур (духовная, военная, театральная и пр.), а также стремление ведомств к участию в цензурном процессе. Цензор, государственный служащий, труд которого профессионализируется, рассматривает материал согласно профилю своего образования. В цензуре участвуют деятели отечественной культуры (С.Т. Аксаков, С.Н. Глинка, О.И. Сеньковский, Ф.И. Тютчев, И.А. Гончаров и др.).
Расширение круга потребителей культурного продукта, определенное повышение культурного уровня населения требовали от цензуры соотнесения ее деятельности с общественным мнением, учета социокультурного контекста. Цензура выполняла и функцию блокады заведомо некачественной, недостоверной, антикультурной информации, заботилась об устоях моральных, этических и пр. В свою очередь культура в борьбе с цензурой оттачивала литературный язык, умение завуалировать мысль, использовать иносказание и пр.
Текст: Чирскова И. М.
Фото: Крошкина Л. В.
27 июня участники семинара встретились, чтобы подвести итоги учебного года и обсудить планы на следующий.
23–24 мая 2025 г. на факультете культурологии РГГУ состоялась уже четвёртая по счёту Всероссийская научная конференция «Звук в культуре», в которой приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани и Ташкента (Узбекистан).
29 мая заведующая научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс. Иванова факультета культурологии, к.ф.н. Трушкина Екатерина Юрьевна выступила с публичной лекцией «Визуальная антропология: морские огурцы, первые тик-токи и мир глазами индейцев» в ИНИОН РАН.
29 мая на факультете культурологии прошла очередная онлайн-встреча семинара «Фантастическое в популярной культуре», на которой продолжилось обсуждение медиевализма в вымышленных мирах произведений жанра фэнтези. Участникам семинара был представлен доклад Юлии Капориной (историка, культуролога, исследователя фильмов и сериалов об историческом прошлом) «Ведьмы, драконы и магия: фантастическое в сериалах о европейском Средневековье».
27 мая в культурном центре «Боголюбский» состоялась лекция на тему «Цензура в России XIX века как инструмент власти и феномен культуры». Перед тверской аудиторией выступила Ирина Михайловна Чирскова — кандидат исторических наук, преподавательница факультета культурологии РГГУ, специалист по истории русской культуры.
30 мая 2025 года состоялось очередное онлайн-заседание научного семинара Факультета культурологии РГГУ «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Парадокс ремедиации в фантастической видеоигре Cube Escape: Paradox» выступила студентка 4 курса бакалавриата Екатерина Мавлянова, продемонстрировавшая значимость ремедиации как исследовательской категории при анализе игр.
В четверг 29 мая 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Участники обсудили популярную на сегодняшний день практику оставлять церковные записки святым и иконам – на кладбищах, часовнях, в храмах и монастырях. Это широко распространенная среди православных христиан традиция.
13 мая состоялась очередная встреча научного онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Фольклорные мотивы в современном русском хорроре: термины, проблемы, тексты» выступила Дарья Леонидовна Куликова, канд. филол. наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН (Научно-исследовательский центр (лаборатория): «Наследие Л.Н. Толстого в мировом культурном контексте»).
В музее-заповеднике Коломенское-Измайлово, в усадьбе Измайлово открылась выставка советских икон и фольговых икон XIX века, организованная УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ.
21 мая 2025 г Валерия Косякова, доцент МУНЦ ВШЕК РГГУ провела открытую лекцию в Еврейском музее и центре толерантности: «Клео от 5 до 7»: кинопоказ и обсуждение. Женский взгляд в кино». Аньес Варда — великая женщина-режиссер, создавшая ряд знаковых кинофильмов. Ее работы поднимали вопросы образа женщины в кино и культуре, роли в обществе и семье. Варда остро полемизировала о проблемах границ женской эмансипации и ее (не)свободы.