Мероприятие было организовано Факультетом культурологии РГГУ – зам. деканом по воспитательной работе Викторией Плужник, зав. кафедрой социокультурных практик и коммуникаций Натальей Галушиной, доцентами кафедры истории и теории культуры Александрой Тарасовой, Галиной Шматовой и Оксаной Гавришиной.
Большое участие в организации конференции приняли студенты-культурологи старших курсов – Марием Эль-Факи, Анастасия Завьялова, Эмма Горвиц и Артем Кудозов.
В конференции принимали участие студенты Российского государственного гуманитарного университета и приглашенные гости из Санкт-Петербургского государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» (НИУ ВШЭ).
Научная конференция «Изучение культуры в современном мире – IV» проходила в смешанном формате.
Модераторами секций выступили студенты 3 и 4 курсов – Эмма Горвиц, Мария Эль-Факи, Артём Кудозов.
Доклады участников охватывали большой спектр тем культурологии. Дискуссия развернулась над темой доклада Александры Морозовой «Женский образ в советской детской телепередаче на примере «Спокойной ночи,малыши!». В своей научной работе она выявила характерные черты гендерной репрезентации в советских детских передачах, определила особенности советского и постсоветского периода, коснулась значения женской темы в России во второй половине двадцатого века.
Нина Смольникова выступила с докладом «Рождение «настоящей леди» в теле-шоу «Пацанки»: нарратив и репрезентация гендерных норм». Она отметила: «Тема исследования образовалась в рамках Летней школы РГГУ 2022». Нина Ивановна рассмотрела понятие женственности в рамках третьего сезона телевизионной программы и сделала вывод, что она не решает психологические проблемы участниц.
Милена Гаврицкова в рамках своего доклада «Идея телесного разнообразия в массовой культуре: образы кукол барби 2010-гг» сделала вывод, что несмотря на изменения во внешности кукол барби, детская игрушка остается символом женственности, шаблонности и поддерживает миф о красоте.
Круглый стол «Популярная культура Восточной Азии как исследовательское поле» был подготовлен факультетом культурологии РГГУ и НИУ ВШЭ – в рамках проекта «Медиакультура Восточной Азии: дискурсы, индустрии, фэндомы». Модератором мероприятия выступила Александра Тарасова.
В первый день конференции среди выступлений круглого стола были доклады Луизы Смаковой, бакалавра 4 курса РГГУ: «Южнокорейский сериал и глобальная аудитория: проблема восприятия культурно-исторического контекста», Анны Саного, бакалавра 4 курса РГГУ: «Саного Анна (РГГУ). Культурная специфика Кореи в профессиональных и любительских переводах дорам», Полины Клюсовой, бакалавра 4 курса НИУ ВШЭ: «Репрезентация преступных сообществ в гангстерском аниме «91 день».
Во второй день конференции 15 октября состоялся круглый стол, посвященный практической деятельности студента-культуролога. Его участники делились своим опытом прохождения производственной и педагогической практик, участия в волонтерских программах и стажировках в культурных учреждениях Москвы.
Проведение следующей студенческой научной конференции «Изучение культуры в современном мире» в рамках «Дни студенческой науки РГГУ» планируется в 2023 году.
27 июня участники семинара встретились, чтобы подвести итоги учебного года и обсудить планы на следующий.
23–24 мая 2025 г. на факультете культурологии РГГУ состоялась уже четвёртая по счёту Всероссийская научная конференция «Звук в культуре», в которой приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани и Ташкента (Узбекистан).
29 мая заведующая научным кабинетом-библиотекой академика Вяч.Вс. Иванова факультета культурологии, к.ф.н. Трушкина Екатерина Юрьевна выступила с публичной лекцией «Визуальная антропология: морские огурцы, первые тик-токи и мир глазами индейцев» в ИНИОН РАН.
29 мая на факультете культурологии прошла очередная онлайн-встреча семинара «Фантастическое в популярной культуре», на которой продолжилось обсуждение медиевализма в вымышленных мирах произведений жанра фэнтези. Участникам семинара был представлен доклад Юлии Капориной (историка, культуролога, исследователя фильмов и сериалов об историческом прошлом) «Ведьмы, драконы и магия: фантастическое в сериалах о европейском Средневековье».
27 мая в культурном центре «Боголюбский» состоялась лекция на тему «Цензура в России XIX века как инструмент власти и феномен культуры». Перед тверской аудиторией выступила Ирина Михайловна Чирскова — кандидат исторических наук, преподавательница факультета культурологии РГГУ, специалист по истории русской культуры.
30 мая 2025 года состоялось очередное онлайн-заседание научного семинара Факультета культурологии РГГУ «Культурные практики в технологических медиа средах». С докладом на тему «Парадокс ремедиации в фантастической видеоигре Cube Escape: Paradox» выступила студентка 4 курса бакалавриата Екатерина Мавлянова, продемонстрировавшая значимость ремедиации как исследовательской категории при анализе игр.
В четверг 29 мая 2025 г. прошло очередное заседание научного семинара «Антропология религии: люди, реликвии, практики на (пост)советском пространстве». Участники обсудили популярную на сегодняшний день практику оставлять церковные записки святым и иконам – на кладбищах, часовнях, в храмах и монастырях. Это широко распространенная среди православных христиан традиция.
13 мая состоялась очередная встреча научного онлайн-семинара «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». С докладом «Фольклорные мотивы в современном русском хорроре: термины, проблемы, тексты» выступила Дарья Леонидовна Куликова, канд. филол. наук, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН (Научно-исследовательский центр (лаборатория): «Наследие Л.Н. Толстого в мировом культурном контексте»).
В музее-заповеднике Коломенское-Измайлово, в усадьбе Измайлово открылась выставка советских икон и фольговых икон XIX века, организованная УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени факультета культурологии РГГУ.
21 мая 2025 г Валерия Косякова, доцент МУНЦ ВШЕК РГГУ провела открытую лекцию в Еврейском музее и центре толерантности: «Клео от 5 до 7»: кинопоказ и обсуждение. Женский взгляд в кино». Аньес Варда — великая женщина-режиссер, создавшая ряд знаковых кинофильмов. Ее работы поднимали вопросы образа женщины в кино и культуре, роли в обществе и семье. Варда остро полемизировала о проблемах границ женской эмансипации и ее (не)свободы.